Цирк дю Солей, Варекай: На сцене и за кулисами

Новости Тольятти augustnews.ru

Самый часто задаваемый вопрос в преддверии гастрольного выступления “Цирка дю Солей” был следующим: “А это настоящий дю Солей? ” Оказывается, народ еще со времен “Ласкового мая” терзают смутные сомнения. Не верят они, что и до наших провинций добрался знаменитый канадский цирк. Пришлось пойти и убедиться во всем лично.

На сегодняшний день шоу “Варекай” представляет из себя слитый воедино сплав жанров современного искусства, вдохновленный культурой многих стран и народов. Уже более 10 млн. человек во всем мире посмотрело шоу, а за кулисами были немногие. Безумно интересно было туда попасть! Уровень организации гастролей обсуждать бессмысленно. Ребята за долгие годы блестяще отстроили всю свою работу и продолжают ее совершенствовать. У них есть, чему поучиться! Скорее хотелось понять, на чем все держится.

Все оказалось просто – талант и трудолюбие!

Все свое вожу с собой – вот один из основных принципов CDS. 20 фур перевозят все 220 тонн оборудования, костюмов и всего-всего, что задействовано в представлении. Только представьте, вот эти ажурные фермы и светильники, закрепленные под сводом “Лада-Арена” тянут в своей массе на 35 тонн. Не каждая площадка удовлетворит требованиям райдера цирка. В Самаре пока еще нет арены, способной принять гастроли CDS. Когда-то давно все шоу “Цирка дю Солей” создавались для шатров, на монтаж которого уходило до 10 дней. Сейчас, полный монтаж арены занимает каких-то 12 часов. Демонтаж производится гораздо стремительнее. Справляются за 4 часа. Хотя бывало и быстрее.

Ведь правда, на глаз 35 тонн можно и не заметить?

К моменту, когда мы появились на репетиции, на сцене работали артисты номера “Русские качели”.

На их амплитудные вылеты смотреть было страшновато, не смотря на страхующую лонжу. Напоминаю, во время представления все артисты работают без страховки!

Все трюки записываются на видео для возможности оперативного просмотра.

Далее нам на растерзание представили прекрасный грузинский танцевальный коллектив. Их номер вдохновлен многовековыми традициями грузинского народа.

Арт-директор Varekai Майкл Смит (слева) не позволяет в шоу ни капли импровизации.

Наконец мы углубились в чащу волшебного леса – это 320 шестов-деревьев.

Пространство за сценой, куда нас провели Катя Бюшгенс (слева) и Жюли Демарэ организовано строго определенным и привычным для артистов образом. Они могут там ориентироваться с закрытыми глазами. Освещение за кулисами приглушенное, но для глаза вполне рабочее. Кроме ящиков с реквизитом здесь установлены всё необходимое, для того, чтобы артист выходил на сцену разогретым. Позади виден экземпляр русских качелей.

Специальные контейнеры с реквизитом. В этих контейнерах собственно реквизит и путешествует, если не находится в ремонте.

Вот так, путем строгой логистики, достигается точное понимание, что и где должно находиться. Грузовик 15, контейнер 19, шляпы 1.

Шляпы бывают разные! Кстати, чтобы шляпы и маски сидели как влитые, с артистов перед изготовлением снимают 3-D мерки.

Уголок начинающего визажиста.

Вариант экспресс-гримерки, где можно на скорую руку поправить грим. Между тем, за кулисами продолжаются репетиции.

Артистический несессер – мел, жгуты, вода и немножко алкоголя.

Мы старались не сильно мешать артистам.

В коридорах и гримерках, повсюду висят навигационные стикеры. Заблудиться невозможно.

К теме “все свое ношу с собой” хочется немного добавить. Кроме всего прочего с цирком путешествует целый тренажерный зал. В приватной беседе я спросил, а не возят ли они с собой еще и столовую. Оказалось, что нет. Однако, в группе есть человек, который следит за питанием и знаком с гастрономическими пристрастиями всего коллектива.

А еще у них есть прачечная! Учитывая огромнейший гардероб, а в шоу участвует 2000 предметов одежды, сшитых вручную для 48 сценических образов, вопрос стирки актуален, как никогда. Чтобы иметь предсказуемый результат, лучше располагать своей собственной прачечной. Сейчас здесь идет стирка костюмов, которые были задействованы в Челябинске.

На самом деле, обнаружить кучу стиральных машинок, было неожиданностью. Как увидеть появившегося из ниоткуда зайца в цилиндре у фокусника! Андрей Кислицин выбирает самую симпатичную. А может ориентируется на надписи на машинках.

Всегда в настроении “Смотритель неба” мим Андрей Кислицин!

Успех шоу складывается из многих составляющих. Если каждая из них доведена до совершенства, результат не заставит себя ждать. Что ж, перейдем к следующей. Всю уйму костюмов, необходимо поддерживать в рабочем состоянии на постоянной основе.

Костюмерная. Если вы думаете, что костюмы создаются здесь, то сильно ошибаетесь. Все они сшиты в Монреале. Процесс производства одного костюма занимает 3-4 месяца. Срок службы – примерно такой же. По этим причинам в запасе всегда есть 2-3 комплекта.

Присматривают за гардеробной феерией всего шесть человек.

Небольшая обувная мастерская. Кстати, практически вся обувь создается на основе обычной, как правило, спортивной обуви.

Дизайн костюмов в шоу Varekai принадлежит Эйко Ишиока – обладательнице “Оскара” за работу в фильме “Дракула Брэма Стокера” Копполы. Художница стремилась придать костюмам в шоу объема, поэтому они имеют множество накладных элементов, меняющих силуэт исполнителя. Артисты активно двигаются на сцене, по этой причине одежда чаще всего шьется из лайкры. Закупается ткань белого или телесного цвета, которая затем проходит окрашивание и нанесение принта.

Запчасти – множество деталей к различным костюмам. К примеру, в номере “Скользящая поверхность” костюм имеет около 80 нашитых деталей.

Модные парики!

Жюли знакомит нас с необычной вешалкой. Здесь находятся костюмы, которые требуют более пристального внимания или ремонта. Любая мелочь очень и очень важна. Торчащая нитка, отболтавшаяся пуговка может создать угрозу здоровью и жизни артиста. Куча страз от Сваровски оттеняет телесный цвет костюма. В парадигме индивидуального подхода, цвет окраски должен точно совпадать с цветом кожи артиста. Меняется артист – меняется цвет костюма.

Еще немного индивидуальности привносят принты с реальной термограммой конкретного артиста. Костюм из номера “Русские качели”. А в холодильнике тонна мейкапа! )))

Выпорхнув из-за кулис, мы застали на сцене солиста на саундчеке. По-моему, он всегда поет. Я его и в коридорах видел напевающим.

Репетиция номера с обручем.

На этом наш визит в секреты шоу был завершен и оставалось лишь дождаться начала представления.

Далее – несколько кадров из шоу.

Прозвенел третий звонок, освещение погашено, сценический свет преображает картинку до неузнаваемости. Перед нами и вправду необычный лес, откуда выскакивают, выползают, выныривают и даже выезжают друг на друге его странные обитатели.

Прикольный герой – Смотритель неба, известный также, как “кустарник”.

Смотритель неба – сумасшедший ученый и гениальный изобретатель, хранитель памяти мира, толкователь знаков и примет. Этот человек получает сигналы, преобразует звуки и предупреждает об опасностях и переменах. Его обиталищем и лабораторией стало гнездо, расположенное на вершине дерева.

Премилейшая миниатюра, когда смотритель ловит посторонние звуки, прячет их в свою шайтан-машину, мягко напоминает зрителю о том, что неплохо бы и выключить наконец звук своих сотовых телефонов.

Всего в рамках шоу представлены 80 сценических образов.

Ничего не предвещало Икара, но он, все же потеряв крылья, рухнул вниз.

Призрак потерянных крыльев преследует зрителя почти до самого конца.

Юный и уязвимый Икар очутился израненным в неведомом краю. Желание жить и способность побороть свой страх помогут ему достичь новых высот и в конце концов родиться заново.

А вы знаете, откуда пришла идея шоу? Режиссер Varekai Доминик Шампань когда-то работал в Монреале. На одном из представлений он упал с высоты, сломал обе ноги и долго не мог ходить. Отсюда и появился образ Икара. Этот персонаж во многом повторяет реальную историю, которая произошла с режиссером.

Наставник – за его плечами вековой опыт, ведь он встречал восходы солнца со многими поколениями обитателей леса. Он похож на доброго прадедушку – мудрого старика, призванного вдохновлять окружающих на перемены.

Нареченная – диковинное создание, очаровывающее Икара своей чувственной красотой. Она станет для него путеводной звездой, а он, в свою очередь, даст толчок ее преображению.

Потрясающий номер на акробатической дорожке.

Танец с тростью. Эта железная палка, которой жонглирует артистка, как будто прилипает к ней. Поразительно! Я смотрел не отрываясь.

Танцующая трапеция.

Вольно или невольно, но все равно переживаешь за артиста, который держится на трапеции чем попало и без страховки!

Клоунада. Местами милая.

Завершал первое отделение ошеломительно энергичный Грузинский танец.

Артисты рубились на мечах высекая искры.

Второе отделение, следуя правилам приглашения, фотографировать не разрешалось. С удовольствием отложив камеру, я посмотрел его не через глазок видоискателя. Фото ниже любезно предоставлены Cirque du Soleil.

Начало второго отделения напомнило фигурное катание без коньков. Скользящая поверхность. Акробаты перемещались, скользя по сцене на всех частях тела.

Воздушные ремни. Двое исполнителей плавно парят в воздухе над сценой, демонстрируя изумительно точную синхронность акробатических движений и силу. В дуэте их силуэты сливаются воедино высоко над сценой, являя собой отражения фигур друг друга.

Поразительный по духу и очень трогательный номер “Соло на костылях”.

И закончился наш день тем же, чем и начался. Русскими качелями.

Не могу не сказать несколько слов о музыке. Музыкальный ряд с вступления и до заключительных аккордов настолько органично вплетен в саму сюжетную ткань постановки, что к середине представления нет ни одного шанса воспринимать музыку отдельно. Она тревожит, зовет, успокаивает… Солисты привносят свою часть мистической атмосферы волшебного леса так или иначе присутствуя на сцене. Иногда мы их видим, иногда они скрыты или в тени. Однако, еще одно приятнейшее впечатление возникает по окончании шоу, когда артисты успели выйти на бис уже дважды или трижды. И вот тут ведомый искусной рукой режиссера, на сцене появляется музыкальный коллектив, доселе плотно скрывавшийся в зарослях леса. Тот факт, что ребята последние два часа исполняли совершенно потрясающую живую музыку, становится открытием для некоторой части зрительного зала лишь в этот заключительный момент. И следующая за кратким мигом удивления буря оваций адресованных музыкантам выдает эту часть публики с головой.

Живая музыка в шоу одновременно и часть волшебного процесса, и необходимость. Если артист работает под фонограмму, он серьезно связан темпом однажды записанной мелодии. В то время, как живые музыканты могут оперативно реагировать на текущую ситуацию. Все песни в шоу, коих набирается 20, исполняются на особом, выдуманном в Cirque du Soleil языке – смеси английского, испанского, итальянского и других языков мира. Такая вот музыка…

Большое спасибо всем участникам шоу! Каждый из них делает свое дело, и в итоге рождается праздник!

Отдельная благодарность Кате Бюшгенс за приглашение, терпение, всяческое содействие и ценные комментарии!

Очень понравилось:

– Удивительная атмосфера закулисья и доброжелательный настрой всего коллектива.

– Запредельный профессионализм.

– МУЗЫКА!!!

– Да и все остальное.

Не понравилось: скорее относится к нам с вами, нежели к нашим гостям

– Ходуны-опоздатели. К моменту начала представления да и ко второму отделению в зале все еще бродили головастые тени людей, которые не потрудились вовремя занять свои места. Эти зомби реально не грешили уважением ни к себе, ни к другим зрителям, ни к участникам шоу. Пренеприятно и печально…

– Любители сотовых телефонов. Это вообще отдельная песня! Я понимаю, что каждому зрителю хочется забрать с собой частичку увиденного на память. Но чтобы снимать половину шоу на смартфоны, посылая куда подальше охрану, пытавшуюся в самой вежливой форме указать им на недопустимость подобных действий. Им все по фигу! Интересно, они это видео потом сами смотреть будут или другим показывать?

Автор: Рузов Дмитрий