С какого бока подъехать?

главный редактор городской еженедельной газеты
фото: Площадь СВОБОДЫ

С 15 февраля руководство Волжского автозавода официально перевело своих работников на четырехдневную рабочую неделю. Как сообщила пресс-служба предприятия, данный режим, в соответствии с российским законодательством, рассчитан на следующие полгода. Приказ, как и полагается, был подписан президентом АВТОВАЗа еще в декабре минувшего года. А это значит, что ближайшие шесть месяцев и так невеликие зарплаты заводчан уменьшатся не менее чем на 20%. Хотя некоторые вазовцы рассказывают, что, несмотря на официальный переход на рабочую четырехдневку, непосредственное руководство настоятельно рекомендовало подчиненным в «выходную» пятницу появиться на своем рабочем месте. Речь, конечно, идет не о производственных подразделениях, а так называемых «белых воротничках», например экономических и продажных службах завода. Ну кто же в условиях постоянной маячащей угрозы «оптимизации» откажет своему боссу в такой малости, как отработать день-другой без причитающейся оплаты?

Публичная причина такой политики — сокращение в минувшем году более чем на треть (а точнее на 36%) российского рынка легковых автомобилей. Нет спроса, ни к чему и производить. По данным, предоставленным пресс-службой автоконцерна, розничные продажи LADA на российском рынке составили в 2015 году всего 269 тыс. автомобилей. А в общей сложности объем выпуска всех четырех брендов: LADA, Renault, Nissan, Datsun, а также сборочных комплектов в 2015 году не превысил 470 тысяч штук, что даже по сравнению с 2014 годом на 19% меньше прежнего. А ведь мы еще помним времена, когда АВТОВАЗ выпускал за год почти в два раза больше машин. К примеру, в предкризисном 2007 году в Тольятти было произведено почти 740 тысяч автомобилей. Да и в памятном 2008 году с конвейера сошло более 650 тысяч машин.

Многолетняя и не самая безуспешная политика АВТОВАЗа строилась на том, что предприятие выпускало дешевые автомобили, но выпускало их много. Сегодня дешевые «Лады» заводскому менеджменту, похоже, не нужны. В первую очередь потому, что являются прямыми конкурентами тем же «Рено» и «Нисанам» «тольяттинского разлива». Проще выпускать меньше, но дороже.

Но, к сожалению, экономическое положение россиян, да и ценовая политика самого АВТОВАЗа не позволяют рассчитывать на то, что в скором будущем покупательский спрос ощутимо вырастет на вазовские машины, пусть даже «свежеиспеченные» ХRAY и «Весты». Ну не тянут эти новинки на привычные вазовские «бюджетки». Да и, похоже, сам АВТОВАЗ не рвется делать новые «Лады» доступнее для традиционного вазовского потребителя.
Иначе как расценить очередное повышение цены на вазовскую продукцию? Так уже с середины февраля Lada Granta стала дороже на 4,6%, Largus — на 5,3%, Lada 4?4 — на 3,4%, Kalina — на 4,8%, уточняет представитель АВТОВАЗа. Повышение не коснулось Lada Vesta, Xray, а также Priora. В среднем машины подорожали на 25000 рублей.

Операционный убыток Группы АВТОВАЗ в 2015 году без учета обесценения активов и затрат на реструктуризацию бизнеса составил 24,7 млрд руб. против убытка в размере 10 млрд руб. годом ранее. Операционный убыток Группы — 66,8 млрд руб. при отрицательном свободном денежном потоке — 27,9 млрд руб. Причинами убытка послужили, главным образом, продолжающееся падение российского автомобильного рынка и рост стоимости материалов и компонентов.

Анна Кондратьева, главный редактор городского еженедельника «Площадь СВОБОДЫ»
Kondrateva_p.s@list.ru

главный редактор городской еженедельной газеты
фото: Площадь СВОБОДЫ