Ко Дню учителя много чего можно написать. Меня заинтересовал опрос, посвященный проблемам образования. Думаю, он будет интересен всем, тем более что провели его в 75 регионах страны, опросив 24,5 тысячи человек по очень грамотной выборке.

Многие специалисты считают, что проводимые у нас многочисленные реформы образования последних 25 лет носят сознательно разрушительный характер с целью нанести России непоправимый урон в социальной и научной сферах. Государство тратит на образование в 2,5 раза меньше, чем на правоохранительную систему, и почти в 2 раза меньше, чем на госаппарат. Кстати, в 2015-м расходы на образование снизили на 3,1% по сравнению с прошлым годом.

Опрошенные считают, что главная цель образования – воспитание гармонично развитого творческого человека, а вот заявленную бывшим министром Фурсенко задачу – «воспитание потребителя» – ставят на последнее место. Как видим, налицо полное расхождение интересов «реформаторов» и народа.

Но кое-что «преобразователям» уже удалось внушить: «воспитание настоящего гражданина и патриота» молодежь, в отличие от старшего и среднего поколений, не считает приоритетным. Но вот что интересно: самая «антиреформаторская» группа – это сами преподаватели, не согласные с тем, что творится с нашим образованием. Так что слава учителям, вольно или невольно сопротивляющимся антипатриотическому воспитанию. И это противоречие бросается в глаза, может быть, поэтому лишь 3% ответили, что российское образование способно решать стоящие перед страной задачи, а 50% считают, что – не способно. Правда, 29% довольны нынешней системой образования.

Почти все опрошенные считают, что высшее образование должно быть бесплатным. Вообще всякая платность образования рассчитана на закрепление социального неравенства, на «воспроизведение» слуг и господ, когда из нижних слоев общества невозможно подняться по социальной лестнице. В этом и есть главный смысл современного российского общества – в отличие от советского. И с этим никак не желают согласиться россияне.

Когда родителей попросили назвать три главных качества для педагога, они определили их в следующей последовательности: любовь к детям, образованность, интеллект. Соответствуют ли этим качествам большинство современных учителей? Боюсь, что не очень: атмосфера сегодняшней школы требует от них совсем другого.

Образование формирует страну. Много пишут о стремительном развитии Азербайджана. Еще в самом начале государственной независимости президент Гейдар Алиев провозгласил лозунг: «Образование – наше будущее!» Таким образом была сделана ставка на развитие человеческого потенциала, на повышение компетентности учителей. И как результат – страна достигла высокого уровня.

Российское образование измучено экспериментами. И местные власти берут пример со своих «старших товарищей». В Тольятти мэрия решила сделать продленку платной – экономят на детях. Недавно прочитал, как работает продленка в развитых странах. Почти везде она полностью бесплатна, а вот в Тольятти теперь за нее надо будет платить. При таком отношении к детям уже не удивляешься, когда узнаешь, что в Челябинской области украли 75 млн рублей на махинациях со школьным питанием. Все возможно, когда деньги – главное мерило.

Опять не получилось у меня написать в Дню учителя что-то замечательное. Все жду: а вдруг к новому учебному году вспомнят, что когда-то наше образование было впереди планеты всей и именно оно определяло будущее страны.

Сергей Дьячков, почетный гражданин Тольятти

ученик идет в школу

фото: Площадь Свободы

«Вольный город», 62 (1064) 02.10.15

фото: из открытых источников