Платность образования закрепляет социальное неравенство

Новости Тольятти augustnews.ru

Ко Дню учителя много чего можно написать. Меня заинтересовал опрос, посвященный проблемам образования. Думаю, он будет интересен всем, тем более что провели его в 75 регионах страны, опросив 24,5 тысячи человек по очень грамотной выборке.

Многие специалисты считают, что проводимые у нас многочисленные реформы образования последних 25 лет носят сознательно разрушительный характер с целью нанести России непоправимый урон в социальной и научной сферах. Государство тратит на образование в 2,5 раза меньше, чем на правоохранительную систему, и почти в 2 раза меньше, чем на госаппарат. Кстати, в 2015-м расходы на образование снизили на 3,1% по сравнению с прошлым годом.

Опрошенные считают, что главная цель образования – воспитание гармонично развитого творческого человека, а вот заявленную бывшим министром Фурсенко задачу – «воспитание потребителя» – ставят на последнее место. Как видим, налицо полное расхождение интересов «реформаторов» и народа.

Но кое-что «преобразователям» уже удалось внушить: «воспитание настоящего гражданина и патриота» молодежь, в отличие от старшего и среднего поколений, не считает приоритетным. Но вот что интересно: самая «антиреформаторская» группа – это сами преподаватели, не согласные с тем, что творится с нашим образованием. Так что слава учителям, вольно или невольно сопротивляющимся антипатриотическому воспитанию. И это противоречие бросается в глаза, может быть, поэтому лишь 3% ответили, что российское образование способно решать стоящие перед страной задачи, а 50% считают, что – не способно. Правда, 29% довольны нынешней системой образования.

Почти все опрошенные считают, что высшее образование должно быть бесплатным. Вообще всякая платность образования рассчитана на закрепление социального неравенства, на «воспроизведение» слуг и господ, когда из нижних слоев общества невозможно подняться по социальной лестнице. В этом и есть главный смысл современного российского общества – в отличие от советского. И с этим никак не желают согласиться россияне.

Когда родителей попросили назвать три главных качества для педагога, они определили их в следующей последовательности: любовь к детям, образованность, интеллект. Соответствуют ли этим качествам большинство современных учителей? Боюсь, что не очень: атмосфера сегодняшней школы требует от них совсем другого.

Образование формирует страну. Много пишут о стремительном развитии Азербайджана. Еще в самом начале государственной независимости президент Гейдар Алиев провозгласил лозунг: «Образование – наше будущее!» Таким образом была сделана ставка на развитие человеческого потенциала, на повышение компетентности учителей. И как результат – страна достигла высокого уровня.

Российское образование измучено экспериментами. И местные власти берут пример со своих «старших товарищей». В Тольятти мэрия решила сделать продленку платной – экономят на детях. Недавно прочитал, как работает продленка в развитых странах. Почти везде она полностью бесплатна, а вот в Тольятти теперь за нее надо будет платить. При таком отношении к детям уже не удивляешься, когда узнаешь, что в Челябинской области украли 75 млн рублей на махинациях со школьным питанием. Все возможно, когда деньги – главное мерило.

Опять не получилось у меня написать в Дню учителя что-то замечательное. Все жду: а вдруг к новому учебному году вспомнят, что когда-то наше образование было впереди планеты всей и именно оно определяло будущее страны.

Сергей Дьячков, почетный гражданин Тольятти

фото: Площадь Свободы

«Вольный город», 62 (1064) 02.10.15