О VIII фестивале «Премьера одной репетиции»

Как совершенно справедливо заметила моя коллега, у нас в городе нет театральных критиков, но есть «насмотренные» журналисты, пишущие о театре.

Обзор и результаты VIII фестиваля «Премьера одной репетиции» можно посмотреть в одном из недавних номеров «Площади Свободы». Этот текст немного о другом: о личном выборе тех или иных критиков. Когда фестиваль идет неделю, выдавая по два, а то и три показа в день, выдержать этот темп нелегко. На все ходят зрители-фанаты и профессионалы как из мира театра, так и от журналистики. Журналист (как бы ни считалась эта профессия романтичной) на вечерних мероприятиях всегда тратит свое личное время, поэтому приоритеты так важны, ведь интересные события в мире культуры (и не только) происходят почти каждый день и часто пересекаются. Передо мной не стояло задачи увидеть все постановки, а мой личный выбор был в пользу «Пьесы про завод» Дарьи Мурановой (я тогда ее еще не прочла) и еще нескольких работ.

Достоевский не угодил

Человек, уломавший пойти меня на спектакль открытия фестиваля, убежал из зала через 10 минут. Спектакль «Наш класс» поставлен режиссером Дмитрием Крестьянкиным по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека с самарскими актерами из разных театров. Мой спутник быстро смекнул, что произойдет с классом, где учатся поляки и евреи, когда придут немцы…

Пересказывать все перипетии сюжета, охватывающего и послевоенную жизнь героев (кто выжил, разумеется), не берусь. Кто-то написал, что эта постановка не могла уложиться у него в голове пять дней. Я не переварила до сих пор: зверство обычных людей до сих пор сидит в моей душе, как ржавый гвоздь. Если бы эта постановка была в конкурсе, то, думаю, конкурентов бы у нее не нашлось. Хотя понятно, что кассу таким спектаклем не сделаешь, обычно люди предпочитают что-нибудь полегче. «Наш класс» самарчане сделали для своей души, и получилась сильная и интересная работа.

В один день, в разгар фестиваля, были показаны, на мой взгляд, два очень характерных для понимания смысла названия этого фестиваля спектакля. Первый — по пьесе известнейшего российского драматурга, чье имя и творческий путь во многом связаны с Тольятти, Вадима Леванова «Сто пудов любви» с одноименным названием. Второй — по повести («сентиментальному роману») Достоевского «Белые ночи» — тоже с названием одноименным. Но первый спектакль был больше, чем «премьера одной репетиции»: здесь, на мой взгляд, получилась полноценная театральная постановка, достойная и полноценного же антракта, и дальнейшего представления на сцене. Штатные критики фестиваля, несмотря на некоторые частного порядка замечания — оформление сцены, сумбурный переход планов действия, — высказались в целом положительно. А вот режиссер Дмитрий Марфин выдал, по-моему, неожиданную и длинную тираду о «чистоте русского языка», которую, по его мнению, не соблюли актеры, и которой, стало быть, не хватает драматургу-автору (а это уж просто некорректно).

В анализе второго спектакля, прошедшего на малой сцене и особых восторгов ни у кого не вызвавшего, самарский театральный критик Ксения Аитова вдруг посетовала и на самого Достоевского: мол, и у него самого все «невнятно» — что уж там говорить об этом… В этот момент можно было просто улыбнуться: «Премьера одной репетиции» — это презентация проекта, претендующего на будущее на тольяттинской сцене прежде всего, а не конкурс на лучшее понимание и интерпретацию автора, даже классика. Критиковали «сырые» «Белые ночи» за анимацию, хотя она доделывала все смыслы и антураж, которые предполагал авторский текст. И честно говоря, анимация была самым сильным звеном в этой постановке.

Занятно, что у профессиональных критиков, на мой взгляд, беспристрастность уступала место личным предпочтениям. Не хочу никого обидеть, ведь страсть в театре — вещь незаменимая. Но порой мало было сказано ими по делу, а все та же Ксения Аитова пару раз хотела «оторвать» ткань постановки от времени и места действия — видимо, подобные интерпретации близки ей лично. «Причем вообще тут Петербург?» — примерно так прозвучал вопрос Ксении к труппе при обсуждении «Белых ночей».

Проект «Афинские вечера» по пьесе Петра Гладилина — очень хороший спектакль, который, по мнению многих не только «литературных» людей Тольятти, достоин занять место в репертуаре театра. Что интересно, главную роль играла непрофессиональная актриса — и справилась очень хорошо. Именно на дебютантку в роли бабушки пришло посмотреть больше всего зрителей. Не знаю, будет ли поставлен этот спектакль, но именно на такие постановки и предпочитают ходить как продвинутые зрители, так и случайные.

Жадный зритель в последнем ряду

После «Афинских вечеров» худрук театра «Дилижанс» Виктор Мартынов провел опрос- голосование на тему: «Пойдете ли вы на известное название?», «На неизвестное?». «Мы пойдем на все!» — крикнули с галерки. Не стоит обольщаться, это не более чем признание в любви именно этому театру, жажда все новых и новых театральных чудес.

Но мало-помалу эта любовь приносит свои плоды: работы на фестивале становятся все сильнее, а значит, и шансы, что из показов родятся новые достойные спектакли, возрастают. Растет и театральная критическая мысль: множество эссе и рецензий о постановках можно найти в группе фестиваля в социальной сети.

В частности, там есть вполне профессиональные разборы от труппы ТеатрFORM. Для меня же за бортом остались знаковые премьеры июня — «Человек из Подольска», «Море-океан», «Долорес Клейборн» и другие. И никто не увидел «Пьесу про завод» в исполнении самарского Театра им. Зигмунда Фройда: внезапно сильно заболел актер. Так уже вышло, что никто из тольяттинских не взялся за этот материал… Сейчас я пьесу Дарьи Мурановой прочла — и не понимаю, что там такого страшного: современный постмодернистский продукт (пьеса о том, как пишется пьеса про завод) не страшнее, чем наша жизнь, и не эпатажнее лучших образцов «новой драмы», тольяттинцам давно и хорошо известной.

Намедни пришла весть, что экспертный совет Фонда Михаила Прохорова утвердил итоги открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании», программный блок «Наука, образование, просвещение», благотворительная программа «Книжная культура». На участие в конкурсе поступило 443 заявки, к участию в конкурсе допущено 328 заявок. Одним из победителей конкурса этого года стал проект творческого центра «Начало», МБУК «ТБК»: «Социальный театр на Голосова, 20», МБУК ГО Тольятти «Тольяттинская библиотечная корпорация», руководитель проекта — Дарья Муранова. Ей теперь и карты в руки! А мы посмотрим…

Елена Кочева, «Площадь Свободы»
ekocheva@yandex.ru

актеры на сцене

 

фото: из открытых источников