Нас предупреждали о грядущей российской «великой депрессии»

Среди архивных материалов «про имидж» вновь наткнулся на рабочую записку Юлии Рыбаковой к проекту «Думающий Город» (датирована ноябрем 2002-го) и статью «Тольятти почесал в затылке», опубликованную в местной прессе 25 июня 2004 года.

Сама статья представляет собой беседу с профессором московского архитектурного института Вячеславом Глазычевым, приглашенным в качестве ведущего эксперта семинара «Думающий Город». Считавший себя «историческим оптимистом» Вячеслав Леонидович размышлял о туманных перспективах отечественной промышленности («ВАЗу надо искать ниши за рамками автомобилестроения»), о необходимости новой регионализации, о «разрухе в головах». Предупреждал о грядущей в ближайшие 10-15 лет собственной российской «великой депрессии». Сожалел, что пока «власть, бизнес, образование – все сами по себе»…

Прошло более десяти лет с того семинара, организованного городским фондом развития культуры. Прекратил свою деятельность много успевший фонд. Попрощалась Россия с мудрым градостроителем Глазычевым, верившим, что шансы у нашего города есть. Множатся годы со дня нераскрытого убийства «окаянного» мэра Сергея Жилкина. Но здоровая часть тольяттинского сообщества по-прежнему верит в актуальность движения к Думающему Городу. Жаль, что этому позитивному устремлению препятствует углубляющаяся разобщенность между поколениями горожан. И тому подтверждением можно считать недавние сигналы из нашего Тольятти: о ветеранском клубе «Иволга», получившем неожиданный от ворот поворот при поиске места для общения, об очередной атаке на тольяттинскую консерваторию, о тупиковой ситуации вокруг музейного комплекса «Наследие».

От вас, стариков, воняет…

Скоро осень. Уже гудят августовские учительские конференции, вновь настраивающие российских педагогов сеять разумное, доброе, вечное. И готовятся к первому звонку загорелые первоклашки, вместе с которыми знакомо волнуются их бабушки-дедушки. А меня тревожит мысль, что на одном из тольяттинских школьных дворов к сентябрьскому микрофону подойдет та самая директриса, что совсем недавно пренебрежительно бросила представителям ветеранского объединения «Иволга» уничижительное:

– От вас воняет потом и старостью!

Тем самым отказав просителям в предоставлении актового зала для встреч и репетиций. И вот в очередной День знаний эта государственная дама, сама – бальзаковского возраста, заученно улыбнется школярам и пафосно продекламирует знакомые фразы о граните наук, о добре и красоте, о культуре поведения и уважении к старшим. Удовлетворенно отметит одобрительный взгляд присутствующего вышестоящего лица. И продолжит твердой рукой вести педагогический коллектив к вожделенным показателям формального успеха.
Хочу ошибиться, но как раз эта дикая история представляется мне лакмусовой бумажкой, проявляющей характерную тенденцию современного менеджмента, убежденного в «сплошных ошибках вчерашних дней». Из практики муниципального управления вычеркнута линия преемственности знания, опыта, информации и программ, о чем в свое время беспокоился главный художник города Николай Александров (статья «Тольятти во времени и в сценариях развития», вазовская многотиражка от 23.11.1996 года).

Андреевские подчиненные бесцеремонно заменяют опытных руководителей подведомственных учреждений модными менеджерами, мотивируя кадровую чехарду задачами «оптимизации» и «омоложения». В рокоте обостряющихся проблем моногорода всё менее слышен авторитетный прежде голос ветеранских организаций тольяттинских индустриальных гигантов. Подтверждая тревоги успешной бизнес-леди Ирины Гендель (материал в областной прессе от 27.03.2006 г.), мы становимся городом без идеи, способной консолидировать граждан и остановить растущее равнодушие к среде, называемой Тольятти.

Более всего огорчает безнаказанность. Произошедшее отлучение клуба «Иволга» от перспективы радостного сотворчества в пустующем школьном зале не стало предметом гласного осуждения. Не та погода на дворе! Подобная выходка хамствующей начальницы вряд ли могла бы произойти при Лидии Прокофьевой, руководившей в 80-е годы ушедшего века городским отделом народного образования. Главными принципами дружной прокофьевской команды просветителей были СОЗИДАНИЕ и СОТРУДНИЧЕСТВО. При неизменной последовательной опоре на КУЛЬТУРУ.

Потому-то и стали возможными той порою открытие на школьных площадях филиалов централизованной системы детских библиотек (хвала неугомонному организатору детского чтения, директору ЦСДБ Галине Николаевской!) и учительские премьеры спектаклей в тольяттинском театре кукол, придуманные тогдашним главным режиссером Александром Розенгартеном. И неудивительно! Ведь те годы, наполненные общим созидательным напряжением, помнятся объединяющим горожан и руководителей всех рангов движением к духовному и культурному развитию, к формированию души города.

Да, друзья сообщили об извинении, принесенном оскорбительницей руководителю клуба «Иволга». Заодно и порадовали встречным добрым шагом главы администрации Центрального района, обещавшего порадеть участникам легендарного ветеранского коллектива. А и то сказать: 600 человек вдохновенно служат родному городу четверть века. Вот вам и «старичье»!

А музыка звучит?

В эти же летние дни возобновились тайные злокозни, грозящие существованию тольяттинской консерватории. Схема прежняя: лишение уникального образовательного учреждения государственной аттестации, с последующим логичным (?) его закрытием. Ректор Евгений Прасолов еще сопротивляется, но ведь и его самого в нынешних реалиях могут «подвинуть» (упрям, несговорчив и… не молод).

Удастся ли творческой интеллигенции Тольятти раскусить хитросплетения сомнительных радетелей городского бюджета? И проявит ли свою конструктивную позицию здешняя бизнес-элита, регулярно обсуждающая важные вопросы бытия под флагами тольяттинского Ротари-клуба и других подобных объединений деловых людей? А депутаты, сегодняшние и завтрашние? Ведь они-то сейчас определенно ищут весомой поддержки со стороны деятелей культуры.

А может, свое определяющее слово скажут свежие общественные структуры – «совет старейшин» и общественная палата, сформированные при городской думе? Конечно, на отчаянный призыв профессора Прасолова не замедлят откликнуться московские и питерские знаменитости, сотоварищи по высокому искусству. Реальны и письма в кремлевские инстанции, и сборы гневных подписей в сетях интернета. Но вечно озабоченной Москве не до нашего, хотя и известного стране, сложного муниципального округа.

Вот так и живем. Драгоценный потенциал создателей крупнейшего и богатого талантами мегаполиса бесцеремонно сбрасывается с «корабля современности». Временщики и карьеристы рулят: их час! Дилетанты спешат вытолкнуть профессионалов из активной жизненной среды. Куда? В обидную невостребованность. В гнетущую печаль и тревожное безмолвие. Ситуация, согласитесь, не новая. Увы, разочарование становится едва ли не главным признаком территории. Между тем в атмосфере пофигизма и пассивного ожидания благоприятных перемен на наших глазах разрушается культурное достояние – музейный комплекс «Наследие», любовно и профессионально выстраивавший для потомков хрупкую связь с историей Ставрополя-на-Волге. Что еще из созданного старательными предшественниками на очереди к слому?

О мечте педагога Ивана Панфилова

Оказией заглянул в культурную столицу соратник из Тольятти. Пристроились рядом с «Книжными аллеями», часок пообщались. Неожиданно было услышать о возвращении интереса к трепетному замыслу долгожителя городской культуры Ивана Панфилова. Выйдя на заслуженный отдых и не порывая связей с коллегами из учебных заведений искусств, он загорелся идеей создания – на базе уютного зданьица первой в городе музыкалки – музея истории культуры Ставрополя-Тольятти. Нашел единомышленников, среди каковых оказалась и устроительница музейного дела Валентина Гаврюшина. Гуманитарный благотворительный фонд «Волга-Кама» выделил две стартовые штатные единицы и направил в департамент культуры запрос о содействии. Не срослось. Более яркие проекты увлекли тогдашних культуртрегеров.

Шли годы, уходили в святую даль носители уникальной информации о становлении культуры в переломные для бурно растущего города периоды. Менялись руководители соответствующего департамента. Загадочным образом исчезла в пожаре «старая» музыкальная школа (ДМШ-1), много лет красовавшаяся на взгорке перед входом в парк Комсомольского района. А боевой ветеран Панфилов с тихой настойчивостью напоминал окружающим красивую мечту, лелея ее до своего 100-летия. Не дождался.

И вот оказывается, что панфиловская идея о музее жива. К ней возвращаются новые энтузиасты. Полагают начать с интерактивной формы. Почему бы и нет? Ведь и основа имеется: обойма тематических сборников «Вестник департамента культуры мэрии городского округа Тольятти». Жаль, правда, что издание «Вестника» прекращено некоторое время тому назад, но успелось скрупулезно собрать, систематизировать и издать материалы, могущие славно послужить завтрашним организаторам завтрашнего музея культуры города.

Где разместить его? Да хотя бы в том же кинотеатре «Буревестник», счастливо избежавшем судьбы легендарного клуба «Гидростроитель» в Портпоселке, место которого – после преступного его сноса – укоризненно пустует и поныне на перекрестке трех районов Тольятти. Как-никак, а облагороженный «Буревестник» символично сохраняет гордое имя, наследовав его от затопленного предшественника. Вот бы «пропитать» градоначальников XXI века тем глубинным пониманием преемственности, которым отличались участники судьбоносного переноса провинциального Ставрополя! Возможно, хоть тогда станут привлекательными достопримечательностями Думающего Города панфиловский музей истории культуры, а с ним и ждущие своего заветного часа музей корневой скульптуры имени Виктора Балашова и музей Александра Любищева, выдающегося ученого и философа. Дождаться бы!

***
Думающий Город… Самодостаточный, удобный для жизни. Уважающий свое славное прошлое и последовательно устремленный в заветное будущее. С просторами качественных дорог, в благоприятном окружении возрожденного соснового бора, прежней законной гордости города святого креста. С именитыми седовласыми горожанами, улыбающимися шаловливой многоголосой детворе и подбадривающими друг друга песенным приветом: «Все нормально, старик. Все в порядке».

О золотом поколении тольяттинских первопроходцев тепло вспоминает первый начальник ремонтно-механического цеха № 38 Волжского автозавода Владимир Ротт. Его предисловие к только что увидевшей свет книге «Радости Встреч» благодарно адресовано ветерану тольяттинской журналистики Рине Бенкович (для вазовцев – Фрумина). Трогательное обращение автора напоминает о неповторимой эпохе рождения ВАЗа и заканчивается так: «Здоровья и счастливой старости еще здравствующим сегодня создателям советского автомобильного гиганта! Светлая память всем тем коллегам, кого уже нет среди нас!»

Владимир Францевич давно прописался в спокойном Торонто. Это – Канада. Гостеприимная страна, загадочно грустные строки Александра Городницкого о которой мы так часто напевали в новых квартирах строящегося Автограда:

Над Канадой небо сине, меж берез дожди косые.
Хоть похоже на Россию, только все же не Россия.

…Хорошо Владимиру Ротту – гражданину мира. Счастливая активная старость. Возможна ли она в нашем Думающем Городе?

Леонид Пахута, тольяттинец, «Вольный город», №32 (1109) 19.08.16

люди гуляют на площади

фото: из открытых источников