Ежемесячные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг льготникам Самарской области чиновники и депутаты хотят заменить компенсацией.

29 ноября этого года большинством депутатов Самарской губернской думы в первом чтении был принят закон, который принципиально меняет подход к оказанию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

С законодательной инициативой перекроить льготную политику в губернскую думу обратилось правительство Самарской области. Как уверяют чиновники, предложенные нововведения – это реакция на протест областной прокуратуры, которая потребовала привести региональное законодательство в соответствие с федеральным.

«Оказывается», еще летом 2015 года были внесены изменения в Жилищный кодекс, законы «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», другие законодательные акты, которые обязывают перейти на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг льготным категориям граждан. Иными словами, речь идет об отмене ежемесячных денежных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЕДВ ЖКУ) и переходе на компенсацию понесенных расходов.

Из истории вопроса

Следует напомнить, что ЕДВ ЖКУ льготникам Самарской области стали выплачивать с 1 августа 2008 года. Переход на «живые деньги» вместо 50-процентной скидки по квартплате был логическим продолжением начавшейся в 2005 году монетизации льгот. Тогда, в 2008 году, казалось, что переход на ЕДВ – последний этап скандально известной социальной реформы. Но вышла ошибочка. Все, что предлагается сегодня, – это прямое продолжение той самой монетизации, нацеленной на отмену ряда льгот для определенных категорий населения. Правда, тогда из-за массовых протестов по всей стране чиновники не решились заменить денежным эквивалентом все льготы, предоставляемые в натуральной форме. И стали делать урезание постепенно.

В Самарской области в 2008 году ежемесячные денежные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг начали перечислять и федеральным, и региональным льготникам, и даже медикам, педагогам, социальным работникам и специалистам других отраслей, работающим в сельской местности.

Долго думали над тем, как рассчитывать размер ЕДВ ЖКУ. Варианта было два – по фактическим затратам, которые несет льготополучатель, либо по формуле исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Первая модель выглядела наиболее предпочтительной, но и самой затратной. А потому сделали ставку на вторую модель, поскольку при определении размера ЕДВ учитывался дифференцированный подход по муниципальным образованиям, которые различались по уровню благоустройства жилья. Как заявляли чиновники тогда, при принятии закона, вторая модель позволяла сэкономить областному бюджету свыше 400 млн рублей. По меркам 2008 года сумма внушительная.

И вот теперь возникает недоумённый вопрос: если вторая схема – экономичнее, то почему сегодня, через восемь лет, областные чиновники, а с ними и депутаты решили к ней вернуться, именно прикрываясь проблемами недофинансирования социальной сферы?

– Я уверен, – говорит депутат Самарской губернской думы Алексей Краснов, – что чиновники, изменяя этот закон, пекутся вовсе не о благополучии граждан. Первая их цель – снизить расходы на льготников за счёт прямого урезания тысяч получателей, например сельских пенсионеров. Вторая цель – заставить всех льготников платить за капитальный ремонт.

Денежки, деньги, деньжищи

По информации регионального министерства социально-демографической и семейной политики, получателями ЕДВ ЖКУ сегодня являются:

– 228 323 федеральных льготника (инвалиды и участники ВОВ, вдовы участников ВОВ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и приравненные категории, участники боевых действий, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами);

– 323 279 региональных льготников (ветераны ВОВ – труженики тыла, ветераны труда, реабилитированные граждане и граждане, пострадавшие от политических репрессий, многодетные семьи, а также медики, учителя, специалисты других отраслей, проживающие в сельской местности).

В областном бюджете на 2016 год на предоставление ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг было предусмотрено 7710,6 миллиона рублей, из которых на федеральных льготников – 2692,2 млн руб. и на региональных – 5018,5 млн рублей. Не просто деньги – деньжищи!

В так называемые «тучные годы», когда госбюджет наполнялся нефтедолларами, чиновники смирялись с необходимостью поддерживать социально незащищенных граждан. Теперь, судя по всему, отношение поменялось. Переход с ЕДВ на компенсацию позволит деньги экономить, причем как федеральные, так и областные. Подтверждение этому находим в финансово-экономическом обосновании, приложенном к законопроекту. Так, на компенсациях федеральным льготникам федеральный бюджет сэкономит 10% средств, а областной на компенсациях региональным льготникам – 15%, что в денежном выражении составит 752,8 млн руб. в год или 62,7 млн руб. в месяц. В ценах 2016 года сумма тоже приличная.

Компенсация выплате рознь

Непосвященный читатель может сказать: да какая разница, в какой форме предоставляется льгота, лишь бы она была. И чиновники пытались убедить депутатов, дескать, все нормально. Категорий получателей льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг меньше не стало. Наоборот, многодетным семьям будут компенсировать не 30%, как раньше, а 50% платежей. Вместе с тем руководство областного министерства социально-демографической и семейной политики не скрывает, что при переходе на компенсацию у большинства льготополучателей размер выплат уменьшится, поскольку расчет компенсаций будет производиться из фактических платежей с учетом занимаемой площади, состава семьи, уровня благоустройства жилья, наличия (отсутствия) приборов учета.

Так, в тексте самого закона содержится следующая формулировка: «Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг».
В том, что размер ежемесячной компенсации не будет совпадать с величиной ежемесячной выплаты, можно даже не сомневаться. Заглянем в толковый словарь, чтобы уточнить значение слова «компенсация». И увидим: «Компенсация – это возмещение, зачет».

Проще говоря, льготник сначала должен оплатить содержание или наём жилья, коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт и только потом обращаться за предоставлением компенсации.

В этом смысле нетрудно предугадать, что для получения компенсации может возникнуть масса препон. Кто конкретно будет предоставлять информацию о фактических расходах льготников на оплату ЖКУ (сами льготники или поставщики услуг)? Сколько времени информация будет обрабатываться? Сколько времени придется дожидаться выплат? Вопросов много – ответов нет. В Самарской области, как было заявлено на заседании Самарской губернской думы, порядка 1500 поставщиков коммунальных ресурсов и управляющих компаний, а договоры на передачу информации заключены далеко не со всеми.

Долги заплати!

Но главный нюанс затеи с переходом на компенсацию кроется в другом – в том, что число льготополучателей неизбежно сократится ввиду факта неспособности льготников разово оплатить уже накопившиеся у них долги. Как это произошло после принятия областного закона о компенсации взносов за капитальный ремонт, принятого в июне 2016 года. Для тех, кто не в теме, разъясним: под установленные критерии назначения компенсации подошло пожилых людей старше 70 лет всего несколько десятков тысяч человек.

Тогда как в Самарской области их насчитывается более 370 тысяч. Одним из невыполнимых условий для многих стало наличие долгов по взносам на капитальный ремонт. Всем известно, насколько негативно представители старшего поколения относятся к этим платежам: многие наотрез отказывались их платить. И в результате получение 160 рублей компенсации в качестве бонуса за оплату долга в 4 с лишним тысячи многие пенсионеры восприняли как чей-то глупый розыгрыш.

Итак, льготников поставят перед выбором: хочешь получать компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг – погаси долги по взносам на капремонт. Чиновники правительства Самарской области, не стесняясь, заявляют, что изменение механизма предоставления мер социальной поддержки будет способствовать своевременной оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт и сокращению задолженности по этим платежам. Это, как говорится, их «хотелки». Как отреагируют на такие «грандиозные» планы вконец обнищавшие жители губернии – покажет время.

Какие еще условия будут предъявлены льготникам в процессе перехода с ЕДВ ЖКУ на компенсации, станет понятно, когда правительство Самарской области утвердит специальный Порядок всего этого безобразия. Документа пока нет, он в разработке.

Комментарий

Алексей Краснов, депутат Самарской губернской думы от фракции КПРФ:

– Против этого сырого и во многих местах явно антинародного закона на думе 29 ноября единодушно протестовали все депутаты-коммунисты. Все мы выступали против принятия закона, потому что такая его редакция – удар по десяткам тысяч наших избирателей.

Конечно, придумали очень хитро, «поместив в бочку дёгтя ложку мёда» – обязательство повысить размер компенсации за ЖКУ для многодетных семей с 30 до 50%.

Сделано это было для того, чтобы мы не смогли голосовать против этого законопроекта, ведь таким образом получилось бы, что мы голосуем против повышения льгот для многодетных семей.

Конечно, такие вот «матрёшечные» законопроекты (на Западе их называют и «троянскими конями», и «ядовитыми сэндвичами») – это неуважение и к депутатам, и к избирателям, их избравшим. Но в условиях, когда перед чиновниками и олигархами стоит задача любыми способами «нарисовать» профицитный бюджет, в ход идут любые подлости и махинации.

Итак, несмотря на заметное противодействие большинства депутатов, мы все выступили.

Мне удалось забить последний гвоздь в крышку гроба второго чтения этого опуса: я указал прокуратуре на то, что в действующей редакции принимаемый закон ухудшает положение целой категории граждан – сельских пенсионеров, и именно поэтому этот законопроект противоречит основному закону нашей страны – Конституции Российской Федерации, которая прямо запрещает законодателям принимать законы, ухудшающие положение граждан.

К большому неудовольствию министерских чиновников и депутатов представитель прокуратуры подтвердила мою правоту.

Затем я обратил внимание всех присутствовавших в зале депутатов, что, принимая этот законопроект, они фактически лишат себя права называться законодателями. Дело в том, что действующая редакция закона № 71 содержит в статье 2 большую регламентирующую часть, в которой подробно описывается весь порядок получения льгот, в том числе – список документов, который необходимо представить в соцслужбу для того, чтобы получить льготу. Над этим работали до нас депутаты предыдущих созывов, и в этой части они поработали на совесть! Так вот, в той редакции закона, которую предложило министерство и за которую 29 ноября так горячо призывали голосовать и проголосовало большинство депутататов, регламентирующей части вообще нет!

Статья № 2 сокращена до двух абзацев, в которых написано, что весь порядок выдачи будет регламентировать правительство. На моё замечание относительно того, что правительство позволяет себе нивелировать законодательные права депутатов, министр социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимонова заявила, что, дескать, нужно оставить эту работу правительству.

Учитывая, что регулятивная часть любого закона – это важнейший его раздел, фразу Антимоновой я воспринял как издёвку. Вообще-то законы для того и пишутся, чтобы чётко и ясно разложить по полочкам ответы на все вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?» и «Как?». Так вот Антимонова, по сути, предлагает, чтобы закон отвечал только на вопрос «Кто?». А на всё остальное нам ответят всё те же областные чиновники. И уж нетрудно угадать, что все без исключения ответы будут не в нашу с вами пользу.
Правительство и не скрывает, что пытается «пропихнуть» через губернскую думу некий «дисциплинарный закон», который обяжет всех льготников платить за капитальный ремонт. Сегодня, я напомню, в 71-м законе такой нормы нет!

Редактируя закон, чиновники думали не только о том, чтобы сократить число льготополучателей и заставить льготников платить за капитальный ремонт. Замена выплаты на компенсацию становится приятным подарком минфину в виде денег, зависающих на банковских счетах правительства на довольно-таки приличные сроки.

Вот смотрите: при той схеме выплат, которая существует сейчас, самарский минфин резервирует и тратит на получателей ЕДВ месяц в месяц совершенно конкретные суммы, потому что сам факт выплаты сегодня ни от чего не зависит. Но при переходе на систему компенсаций будет срабатывать социальный фактор: допустим, пенсионер в этом месяце заболел и не смог оплатить коммуналку. Соответственно, выплату в этом месяце он не получит. В следующем месяце пенсионер выздоровел, оплатил коммуналку сразу за два месяца и получил компенсацию за оба месяца. Но деньги-то минфин будет резервировать на оба месяца выплаты и сможет распоряжаться деньгами льготника за первый месяц по своему усмотрению, чего оно не может сейчас делать в системе ЕДВ, обязывающей минфин перечислять деньги месяц в месяц.

Ну и конечно, такая редакция закона – просто манна небесная для коммунальщиков. Не удивлюсь, если в итоге выяснится, что крупные федеральные и региональные ресурсники приложили руку к лоббированию этого закона – предлагаемая редакция значительно увеличит сборы за коммуналку, а там речь идёт не о миллионах, а о миллиардах рублей!
В общем, законопроект этот явно антинародный, а то, что большинство депутатов отказалось возвращать закон на доработку и проголосовало за него в первом чтении, говорит только о том, как оно реально относится к малоимущим и обездоленным.

Сергей Лавров, интернет газета «Тольяттинский навигатор»

пенсионное удостоверение

фото: ТН

фото: из открытых источников