Как привлечь туристов: Чемпионат Мира не поможет

В Тольятти прошла первая международная туристическая выставка «TravelExpo».

Событие обещало быть грандиозным и беспрецедентным. Все-таки туристические выставки общероссийского, тем более международного уровня, – прерогатива Москвы. Или, на худой конец, Самары. Накануне организаторы анонсировали участие представителей турбизнеса из 70 стран мира. Однако такого большого форума не собралось. Среди участников были три страны: Словакия, Болгария и Италия. В остальном – турбизнес из России. На выставке были представлены такие регионы, как Карелия, Северный Кавказ, Мордовия, но в основном города и организации Самарской области.

Традиционно для подобных собраний компании представляли свою продукцию и услуги, обменивались контактами, общались с потенциальными клиентами. Параллельно с этим шло обсуждение проблем и перспектив отрасли в рамках семинаров, заседаний и круглых столов. Красной лентой обсуждений проходили две темы: предстоящий чемпионат мира по футболу и кризис.

Понятно, что на чемпионат возлагаются большие надежды. Предполагается, что он поможет привлечь в Самарскую область больший поток туристов и в целом даст толчок для развития туристической сферы. Между тем, вице-президент Национальной академии туризма профессор Виктор Кружалин призвал коллег не обольщаться на этот счет. В доказательство он привел статистику Международного олимпийского комитета. Она сводится к тому, что поток туристов в города-организаторы олимпиад увеличивается незначительно. Да, во время проведения масштабного спортивного соревнования численность туристов растет, что естественно. Но спустя год-два она зачастую остается на том уровне, на каком была до проведения Олимпиады. Случается, что и уходит в минус. Послеолимпийский Сочи, правда, эту стройную статистику поломал: поток туристов в город вырос на 70-80%.

В свете этого Виктор Кружалин резонно заметил то, как туротрасль региона будет развиваться после мундиаля, зависит от действий властей. «Администрации здесь принадлежит решающая роль», – сказал эксперт. Поддержала коллегу Юлия Рыбакова, эксперт в области регионального развития, анализа рынков туризма и маркетинга территорий.
По ее мнению, нужно очень четко сформулировать нишу, которую Самарская область займет на внутреннем туристическом рынке России. Иначе говоря, кто станет тем туристом, который поедет в наш регион, и ради чего он сюда поедет. А затем последовательно заниматься продвижением региона. Причем пересматривать общую стратегию развития туротрасли в условиях кризиса нужно ежегодно, считает Юлия Рыбакова.

Если и говорить о создании новых проектов и развитии туризма, то самое подходящее время для этого – сейчас, пока идет подготовка к чемпионату мира. Во-первых, всем городам-организаторам мундиаля обещают помощь в определении той самой своей «ниши». Риск в том, что нанятое федеральными властями агентство предложит ту концепцию развития, какая лучше всего «упаковывается» под чемпионат, но не учитывает всех особенностей региона. Сделать потом с этим что-либо будет сложно. А потому нужно проявить инициативу и, выражаясь футбольным термином, навязать свою стратегию игры. Во-вторых, в подготовку мундиаля вкачиваются большие деньги, так что это «возможность для запуска пула новых проектов, которые обеспечат развитие региона на следующем шаге», уверена эксперт.

Впрочем, развивать можно и нужно не только новые проекты, но и уже работающие объекты. В Тольятти это, бесспорно, бывший Технический музей ВАЗа, ныне Парковый комплекс имени Сахарова. В настоящее время разрабатывается концепция его развития на годы вперед. Планы масштабные, включают в себя развитие как самого музея, так и территории вокруг него. В будущем он должен стать военно-патриотическим комплексом с большой развлекательной составляющей: аттракционами, симуляторами военной техники, парком военных профессий, фестивальной площадкой и так далее. Также есть намерение построить гостиницу и создать военно-патриотический палаточный лагерь для детей. В итоге, в течение 2-3 лет планируется поднять посещаемость музея до 1,5 млн человек в год, как заявил руководитель департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев.

«Мы сейчас переживаем переломный момент развития турбизнеса. Игры с курсом рубля, с одной стороны, открывают новые возможности для внутреннего туризма, а с другой – задают вопрос о цене продукта. Возникнет большой спрос на бюджетный туризм. Люди начнут экономить и, соответственно, поедут в те регионы, которые предложат бюджетные туры. Регионы, которые смогут это сделать, будут в выигрыше», – подытожила Юлия Рыбакова.

travelexpo тольятти март 2015

фото: www.vkonline.ru

информационно-рекламная газета «Город на Волге»

фото: из открытых источников