Грабеж на дороге

В Федерации автовладельцев России так называют повышение тарифов по ОСАГО.

В апреле стартовали продажи модернизированных полисов ОСАГО: увеличены лимиты покрытия и установлен упрощенный порядок получения компенсаций, скорректированы тарифы. Увеличения стоимости полисов страховщики добивались в течение последних нескольких лет, объясняя свои требования экономической целесообразностью. В Российском союзе автостраховщиков даже провели исследование, чтобы показать автовладельцам предполагаемый положительный эффект от модернизации системы ОСАГО. Однако новость о росте тарифов автолюбители восприняли крайне негативно. Представители Федерации автовладельцев России уверены, что для повышения тарифа на 40-60% нет никаких объективных оснований.

Напомним, нововведения устанавливают упрощенный порядок выплат по жизни и здоровью в ОСАГО и, как отмечают в РСА, размер денежных компенсаций, на которые смогут рассчитывать пострадавшие, существенно увеличится. Страховщики проводят аналогию между ОСАГО, обязательным страхованием ответственности владельцев опасных объектов (ОС ОПО) и ответственности перевозчиков (ОСГОП). «Так, средняя выплата с начала 2015 года по этим видам страхования составляет 648 тыс. рублей. Каждый год она увеличивается, в том числе за счет того, что люди, зная законодательство и действующий порядок, обращаются за выплатами. Однако в ОПО и в ОСГОП действуют лимиты, в 4 раза превышающие новые лимиты выплат в ОСАГО. На этой основе можно сделать вывод о том, что средняя выплата в «автогражданке» по здоровью в перспективе может составить 160 тыс. рублей, а частота обращений за ней многократно возрастет. В 2014 году доля выплат по жизни и здоровью в общем числе выплат по ОСАГО не превышала 1%, а средняя выплата составляла 35 тыс. рублей» — говорится в исследовании РСА.

Кроме того, в РСА говорят о положительной динамике по имущественным выплатам в ОСАГО после повышения лимитов в октябре 2014 года до 400 тыс. рублей. Так, по итогам октября 2014 — февраля 2015 года средняя выплата составила 38,8 тыс. рублей, за аналогичный период в 2013-2014 гг. она равнялась 31,3 тыс. рублей. По прогнозу Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ), на 2016 год средний размер выплаты по «железу» составит около 50 тыс. рублей. При этом страховщики призывают автовладельцев не паниковать раньше времени из-за повышения тарифов и обещают, что новые полисы ОСАГО не ударят по семейным бюджетам автолюбителей. «Объективные данные показывают, что средняя премия в ОСАГО до октября 2014 года, когда произошло первое повышение тарифа, составляла 3,3 тыс. рублей, в феврале 2015 года она достигла 4,3 тыс. рублей. Таким образом, с 12 апреля 2015 года с учетом минимального увеличения тарифа на 40% она составит 6 тыс. рублей, максимального на 60% — 6,9 тыс. рублей. При расчете премии для конкретного автовладельца применяется коэффициент «бонус-малус», который отражает историю водителя и при отсутствии аварий позволяет получить значительную скидку при покупке полиса», — отмечают в РСА. «Если автовладелец попадает в ДТП, то размер его скидки не обнуляется, а присваивается лишь другой класс аварийности. Тариф повышается, но не возрастает в разы, как пытаются доказать отдельные оппоненты ОСАГО», — отстаивает повышение тарифов президент РСА Игорь Юргенс. — После повышения тарифов по ОСАГО произойдет стабилизация экономических расчетов в этом виде страхования. В ближайшее время никаких предпосылок для увеличения стоимости полисов ОСАГО пока не предвидится: лимиты выплат для автовладельцев уже значительно увеличены как по имуществу, так и по жизни и здоровью, инфляционная составляющая учтена. Территориальные коэффициенты тоже приближены к оптимальным значениям, внедрена система единых справочников стоимости запчастей и нормо-часов. Страховщикам предстоит совершенствовать систему ОСАГО — стать ближе к клиентам, осуществлять вовремя и в полном объеме страховые выплаты».

Но несмотря на все экономические обоснования, автовладельцы не верят в то, что страховщики в сфере ОСАГО последние пару лет работали на пределе окупаемости и в повышении тарифов действительно была жесткая необходимость. «С 12 апреля тарифы ОСАГО выросли на 40-60%. Произошло это по горячей просьбе «страховщиков», которые плачутся государству о своих убытках. Но мы знаем, что только за последний год страховые компании по автострахованию незаконно присвоили 25 млрд рублей», — заявляют в «Федерации автовладельцев России» (ФАР). В знак протеста против повышения тарифов представители ФАР организовали сбор подписей таких же несогласных автолюбителей под обращением к президенту. Уже подписались более 100 тыс. человек. «Считаем, что очередной рост тарифов ОСАГО содержит признаки узаконенной коррупции, что рынок ОСАГО представляет собой финансовую пирамиду: текущие выплаты могут быть обеспечены только новыми поступлениями страховых взносов, а автовладельцев в очередной раз вынуждают собственными средствами подпитывать неэффективные страховые компании. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» доля страховой премии, предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80% от размера страховой премии. Однако практика противозаконного нецелевого использования страховщиками взносов страхователей продолжается на протяжении ряда лет. В частности, в 2014 году на выплаты потерпевшим направлено менее 60% страховой премии. С 2004 по 2014 год этот показатель составляет в среднем только 55,7%. В рублевом выражении не использованные на страховые выплаты и незаконно выведенные с рынка ОСАГО средства достигают по 30 млрд рублей ежегодно» — гласит обращение ФАР к президенту. Инициаторы обращения уверены, что даже при предполагаемом росте страховых выплат платежеспособность страховых компаний вполне может быть обеспечена без привлечения дополнительных средств за счет роста страховых тарифов. В связи с этим они требуют отложить апрельское повышение тарифов и определять целесообразность их очередного пересмотра не ранее, чем будут проанализированы финансовые итоги работы страховых компаний в 2015 году в условиях возросших тарифов, которые действуют с октября 2014 года. Это обращение было передано президенту 10 апреля.

Интересно:
Представители ФАР считают, что за последний год страховые компании по автострахованию незаконно присвоили 25 млрд рублей.

дтп столкнулись автомобили

фото: Площадь Свободы

Ксения Новайкина, “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников