Почему в торговых сетях продают испорченные и недозревшие фрукты? Маркировка должна размещаться рядом с продуктами, продаваемыми на вес.

Каким образом потребитель может получить информацию о том, где и кем произведены продающиеся в торговых сетях фрукты и овощи? Оказывается, достаточно внимательно осмотреть коробку, в которой лежит товар. В некоторых случаях к ней бывает приклеена незаметная этикетка, на которой как раз и указываются реквизиты поставщика и сведения о его продукции. Но не стоит удивляться, если вы эту бумаженцию с крохотными буквами и не обнаружите. Впрочем, и при ее наличии большинство пенсионеров не смогут прочитать эти письмена даже с лупой.

Сам я об этой тонкости узнал недавно. Просто зашел в ближайший магазин и посмотрел – на некоторых коробках такие этикетки и в самом деле были. Раньше мне как-то в голову не приходило разглядывать упаковочную тару. Как и большинство покупателей, я предпочитаю оценивать качество не по бумажкам, а по собственным ощущениям – как выглядит тот или иной фрукт или овощ, и какой он на ощупь.

Наверное, мои наблюдения мало отличаются от того, что ежедневно видят в торговых сетях десятки тысяч самарских покупателей. Обычно более или менее приемлемым бывает качество овощей: картофеля, лука, капусты, моркови. Однако после того, как шустрые покупатели выберут себе что получше, на остатки «былой роскоши» уже не взглянешь. Хуже обстоит дело с помидорами, которые очень часто продаются недозрелыми.
Но, наверное, самые проблемные продукты этого ряда – фрукты и ягоды, большинство которых завозится из ближнего и дальнего зарубежья. Персики и нектарины зачастую выглядят довольно красиво, но на ощупь напоминают хорошо накачанный резиновый мяч. И не только на ощупь: вкус у них обычно такой же резиновый. Примерно таким же качеством отличается и завезенный из дальних стран виноград.

Проблему усугубляет сваленная тут и там испорченная плодоовощная продукция, которую продавцы в торговых сетях почему-то совсем не торопятся убирать с глаз подальше. Кому из нас не случалось видеть в магазинах почерневшие бананы? Или полусгнившие останки мелкой моркови, кормиться которыми побрезговала бы даже свинья.

Снимите порчу

- Жалобы на качество фруктов и овощей в торговых сетях к нам поступают довольно часто. И чаще всего они касаются именно гнилой плодоовощной продукции. Чтобы ее продать, в магазинах идут на различные уловки. Например, фасуют те же персики или томаты в пластиковые упаковки, выставляя их на вид с хорошей стороны. Человек приходит домой, взрезает пластик, а под ним – гниль. Когда такие товары продаются на вес, их хотя бы можно внимательно рассмотреть и не покупать. Хотя по закону продавать такую продукцию нельзя, - рассказывает председатель Самарской региональной общественной организации «Союз потребителей» Эльнур Гамбаров.

- Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к торговым организациям, запрещается реализация овощей и фруктов с нарушением целостности кожуры, а также испорченных и загнивших. Такая продукция должна быть снята с реализации и уничтожена, - комментирует руководитель управления Роспотребнадзора по Самарской области Нина Сергеева.

Почему же в магазинах зачастую этого не делают?

- Проблема во многом связана с внутренним распорядком работы компаний. Работников магазинов, например, администрация периодически штрафует за наличие пустых полок и стеллажей. Вот и приходится раскладывать на них всевозможную тухлятину и гниль. Такая причина может показаться бредовой, но это действительно так, - говорит Гамбаров.

По словам Сергеевой, в этом году в их ведомство от граждан поступило семь жалоб на качество реализуемых предприятиями торговли фруктов и овощей, из них четыре подтвердились.

- Во время проверок специалисты управления выявили нарушения законодательства в четырех предприятиях торговли, снято с реализации и уничтожено четыре партии фруктов и овощей общим весом 17 кг с признаками порчи, - сообщила Сергеева.

Банановый ад

Проблемы, связанные с продажей некачественной плодоовощной продукции в торговых сетях периодически привлекают внимание городских и федеральных властей. В начале февраля глава администрации Самары Олег Фурсов вместе с представителями контролирующих организаций провел инспекцию нескольких магазинов «Магнит», в ходе которой были обнаружены подгнивший лук, высохшие яблоки, находящиеся в последней стадии разложения бананы и т. д.

- Буквально через две недели после этого мы посетили те же самые магазины и выяснили, что нарушений в них меньше не стало, - говорит Гамбаров.

В октябре прошлого года был проведен рейд по торговым точкам города, в котором приняли участие депутат Государственной Думы Александр Хинштейн, представители общественных организаций и корреспонденты СМИ. В одном супермаркете активисты выявили большое количество просроченной и некачественной продукции: кроме овощей это были котлеты, перепелиные яйца и другие продукты.

- Через некоторое время мы опять посетили этот магазин и вновь обнаружили аналогичные нарушения. Когда активисты нашей организации в очередной раз выявили здесь восемь тележек с просроченными продуктами, мы приняли решение организовать в магазине постоянное дежурство. Мы там практически жили в течение двух недель, - рассказывает Гамбаров.

Председатель «Союза потребителей» также сообщил, что обо всех выявленных нарушениях их организация сразу информирует головные компании торговых сетей, в частности, ту же X5 Retail Group (ей принадлежат «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»).

- Наша компания внимательно относится ко всем замечаниям со стороны специально уполномоченных органов, общественных организаций и граждан. Мы оказываем помощь в проведении проверок, а по их итогам проводим внутренние расследования. При подтверждении фактов нарушений применяются дисциплинарные взыскания, - уверяет заместитель директора Волжского филиала по связям с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group Алексей Сорокин.

По словам Гамбарова, их «Союз потребителей» подает на торговые предприятия многочисленные иски в суд, которые в абсолютном большинстве случаев выигрывает:

- В своих исках мы требуем от ответчиков не только устранить выявленные нарушения, но и опубликовать текст решения суда за свой счет в СМИ. В результате компании несут материальные и репутационные потери.

К числу других распространенных нарушений в торговых сетях относится отсутствие маркировки, а зачастую и сертификатов качества на реализуемую плодоовощную продукцию. Как пояснила Нина Сергеева, согласно законодательству, информация о продаваемых продуктах должна быть доведена до потребителя любым доступным способом.

- Например, она может быть размещена на транспортной упаковке или на листке-вкладыше в непосредственной близости от реализуемой продукции. Кроме того продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией. Все документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его адреса и телефона, - уточнила Сергеева.

Сохранить видимость

Как утверждает Алексей Сорокин, доля российских товаров в магазинах X5 Retail Group составляет более 90%.

- В категории плодоовощной продукции соотношение российских и зарубежных товаров - 60/40. У самарских производителей мы закупаем картофель, морковь, капусту, свеклу, зелень, томаты, огурцы, кабачки, баклажаны. От российских и иностранных компаний к нам поступают яблоки, виноград, слива, нектарины, персики, груши и т.д., - добавил он.

Сорокин уточнил, что плодоовощная продукция в их магазины доставляется при соответствующем температурном режиме и в сроки, определенные технологическими картами для логистики данных категорий товаров.

- Доставка продукции российских и зарубежных поставщиков осуществляется через распределительные центры (РЦ), один из которых находится в Самарской области. Ее качество проверяется в несколько этапов. Сначала проводится производственный аудит, включающий контроль места сбора фруктов и овощей, их хранения и способов доставки от производителей. При поступлении товаров в РЦ или магазин осуществляется входной контроль. Наконец, проверяются условия реализации товара в торговой точке: температура хранения, выкладка, соблюдение сроков годности, - уточнил Сорокин.

- Проблемы с товарным видом и продажей недозрелых фруктов и овощей объясняются, скорее всего, не способами доставки, а выбором плохих поставщиков. Сказывается и желание ритейлеров предложить покупателям максимально низкую цену на фоне падения реальных доходов населения, - полагает аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин.

- Фрукты и овощи, в особенности зарубежные, зачастую закупаются сетями недозрелыми и дозревают уже в пути. Бывает, что они дозревают на базах. А для того, чтобы продукты приобрели нужный размер и цвет, их накачивают химикатами. Такой случай в нашем городе был. Информацию о нем мы в ближайшее время передадим правоохранительным органам, - утверждает Гамбаров.

Справка

Маркировка фруктов и овощей, реализуемых на вес, должна быть понятной, легко читаемой, достоверной. Она должна содержать следующие сведения о пищевой продукции:
- наименование;
- дата изготовления;
- срок годности;
- условия хранения, устанавливаемые изготовителем;
- наименование и местонахождение производителя;
- наименование и местонахождение предприятия-импортера;
- сведения о наличии в продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов;
- единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Источник – управление Роспотребнадзора по Самарской области.

Мнение

Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ «Финам»:

- Плодоовощная продукция имеет ограниченный срок хранения. Для сохранения ее товарного вида обычно требуется специальное, довольно дорогое оборудование. Не удивительно, что списание из-за порчи фруктов и овощей занимают наибольший удельный вес в структуре товарных матриц.
Чтобы ритейлеры были заинтересованы быстрее списывать продукцию, потерявшую товарный вид, необходим более высокий уровень конкуренции в отрасли. В таком случае компании, выкладывающие или закупающие некачественную плодоовощную продукцию, будут терять покупательский трафик и постепенно уходить с рынка. Этот процесс наблюдается и сейчас, но он довольно вялотекущий.

сотрудник супермаркета

фото: Самарские известия

Сергей Столяров, "Самарские известия"

фото: из открытых источников