Дроздов – это вселенная

Новости Тольятти augustnews.ru

Сегодня народному артисту России, основателю и первому художественному руководителю театра «Колесо» Глебу Дроздову исполнилось бы 75 лет.

В 1988 году по предложению первого секретаря горкома КПСС Тольятти Сергея Туркина Глеб Дроздов создал в городе первый в России контрактный театр «Колесо» и стал его художественным руководителем. Яркие премьеры, аншлаги на спектаклях, своя газета «Собственное мнение»…

Режиссер – товар штучный. «Выучить на режиссера» трудно. Можно обучить ремеслу, но, в принципе, режиссером нужно родиться. Способности, характер, доля везения – редко это все совпадает. У Дроздова совпало.

И именно благодаря Глебу Дроздову Тольятти стали воспринимать не только как автомобильный город. При таких спонсорах, как АВТОВАЗ, «КуйбышевАзот», «Синтезкаучук», ТоАЗ, при гарантии «покупки» городом каждого поставленного спектакля «Колесо» раскручивало свои обороты на зависть многим столичным театрам. В 1990 году Глеб добивается открытия театрального курса – филиала ГИТИСа. Знаменитый актер Михаил Ульянов был категорически против создания в Тольятти филиала известного на всю страну театрального вуза. Он говорил, что настоящие актеры могут быть взращены только в столице. Но Дроздов отстоял свою позицию.

Имидж такого Тольятти был создан Глебом Дроздовым и труппой театра «Колесо» во время гастролей в Великобритании, Югославии и в других странах мира. Театр выезжал за границу только благодаря усилиям Дроздова. Например, первая поездка в Америку состоялась на средства бизнесмена, который прибыл в Тольятти заключать договор с ВАЗом на поставку кондиционеров для автомобилей. Американцу организовали культурную программу, привезли в театр. Спектакль ему понравился, и он пригласил труппу на гастроли.

Вы не поверите, но у нас мог бы оказаться на гастролях Аль Пачино. Как-то раз Глеб Борисович спросил свою жену актрису: «А с кем бы ты хотела сыграть на одной сцене?» Наталья Степановна ответила: «С Аль Пачино!» И неистовая энергия Глеба Борисовича, его связи, помогли найти контакт с голливудским артистом. Он дал согласие привезти свой театральный проект в Самару и Тольятти. Это и был первый, значимый шаг к достижению мечты Натальи Дроздовой: сыграть на одной сцене с великим Аль Пачино, но тяжелая болезнь Глеба Дроздова помешала этим грандиозным планам…

Сегодня мы вспоминаем выдающегося российского режиссера Глеба Дроздова вместе с его близкими, коллегами и учениками.

Наталья Дроздова, народная артистка России:

– Встреча с Дроздовым… Меня поразил тогда его взгляд из-под очков – серо-зеленые молнии. У него была такая энергетика, что можно было запалить костер от одного его взгляда. Я до сих пор помню это мгновение – взгляд, который прожег до донышка. Мы встретились в фойе Воронежского театра, я тогда была студенткой, стояли с девчонками, и Дроздов оглянулся на нас. И все – я пропала. Вы не поверите, но этот взгляд магнетический, пронизывающий, он остался и сейчас. Когда я прихожу на кладбище, к могиле Глеба Борисовича, у меня ощущение, с какой бы я стороны не подошла, Дроздов меня видит. Наверное, фотографы могут найти объяснение этому эффекту, для меня же это загадка и тайна: Дроздов видит меня с любого расстояния и места.

Но Дроздов в первую очередь мой учитель, великолепный режиссер, педагог, он был личностью такого гигантского масштаба… Это был целый космос, целая Вселенная. Человек-оркестр с безупречным вкусом. И конечно, его заслуга, что я стала актрисой. Я не знаю, кто бы я была без него. Я бы, наверное, и не достигла каких-то успехов, не раскрылась глубоко на сцене. Он умел открывать актеров. Ему порой говорили: ах, какой плохой студент. Дроздов отвечал: «Вы просто его не видите и не знаете, на какую кнопочку нажать».

Его и мои ученики часто заглядывают в наш дом, который хранит тепло Глеба Борисовича. И сейчас мы все вместе готовим программу вечера «Жизнь – это счастье» памяти Глеба Дроздова. Вечер пройдет в Тольяттинской филармонии. Мы работаем над сценарием. Используем фрагменты книги Глеба Дроздова и Эдуарда Пашнева «Иноходец», воспоминания людей, которые были с ним рядом. Я буду рассказывать истории из его жизни. А еще, поскольку вечер будет в Тольяттинской филармонии, там будет звучать живая музыка. Особое место будет занимать музыка Муслима Магомаева, написанная им специально для спектакля Глеба Дроздова.

Игорь Супрунов, актер:

– Прошло немало лет, но до сих пор каждое слово, совет Глеба Борисовича помнятся отчетливо. Станиславского мы узнали и поняли только благодаря ему, его умению донести учебный материал живо, ярко и интересно, на конкретных примерах… Он все роли разбирал вместе с нами детально…
Есть режиссеры. И есть Дроздов. Его не с кем сравнить. Дроздовский театр – это другой мир. Как если ты прожил всю жизнь в дикой Африке и вдруг оказался в Лас-Вегасе. Мне повезло: попав в театр Дроздова, я открыл другую Вселенную. И еще: практически все воспитанники Дроздова очень дисциплинированные люди. Причиной неявки на репетицию или спектакль могла быть только смерть. Так считал Глеб Борисович, так считаем и мы. На гастролях приглашающая сторона была всегда в удивлении: надо же, артисты, а никаких проволочек, никаких опозданий…

Алексей Солодянкин, актер:

– Я родился в этом городе, учился в 60-й школе, даже отучился на повара. Бабушка заставила меня: всегда сытым будешь, иди на повара. И тут случай, который перевернул всю мою будущую сытую жизнь. Мамина подруга была большой поклонницей театра «Колесо», она и нашептала: «Сейчас в театре идет набор, а Леша такой талантливый, ему надо поступать». А у меня тогда талантов было-то – под Горбачева косить и собакой лаять. Я помню, пришел в театр, а там – народищу полно. 68 человек на место. Я в уголок забился и вообще подумывал оттуда смыться. Меня вызывают и предлагают прочитать стихотворение, а я и не знал, что надо выучить стихи. Ну и предложил комиссии лабуду собственного сочинения. Комиссия смеялась в голос… В результате я удивился, что прошел конкурс. Все годы учения у меня вспоминаются каким-то красивым сном, настолько я влюбился в театр. И при Глебе Дроздове у «Колеса» был высокий статус: труппа выезжала на гастроли и в Америку, и в Европу, сам театр посещали все известные лица города. Самого Дроздова я безумно уважал и боялся… Дроздов – это личность, которая сильнее тебя, это огромная интеллектуальная сила, за которой идешь, не раздумывая.

Светлана Саягова, актриса:

– В первую очередь Дроздов – это тот человек, который дал мне профессию. И какой человек! Только со временем начинаешь понимать: как много дал нам в профессии Глеб Борисович и как мы мало брали. Надо было брать больше и больше, пока было его время… Но счастье уже то, что мы учились у него, и надеемся, что хоть малая частица его таланта, его опыта у нас есть. Нас, настоящих «дроздовцев», просто так из седла не выбьешь: Глеб Борисович готовил настоящих профессионалов. А самое главное, что он учил нас творчеству, а не ремеслу. Мне пришлось служить в разных театрах, играть у разных режиссеров, но дроздовская основа, заложенная в «Колесе», мне всегда помогала. И 27 ноября мы, «дроздовцы», которые сейчас работают в Москве, соберемся вместе, вспомним своего учителя добрым словом. Моя беспредельная благодарность судьбе за эту встречу с великим человеком – Глебом Борисовичем Дроздовым…

фото: Площадь Свободы

Галина Плотникова, “Площадь Свободы”