В редакцию обратилась жительница Тольятти — мама дошкольника, для которого в городе не нашлось «живой» вакцины для прививки от полиомиелита. Вернее, не нашлось таковой в муниципальной поликлинике. Зато родителям было предложено сделать эту обязательную процедуру в частном медучреждении. По словам нашей читательницы, такая вакцина будет отсутствовать в поликлиниках аж до марта 2016 года.
Стоит разъяснить, что «живая» вакцина — это те самые привычные розовые капельки, которые капают малышам в рот для окончательной выработки иммунитета к этому страшному заболеванию. И это уже заключительный, третий этап вакцинации после двух внутримышечных вакцин, необходимых для иммунизации маленьких детей. На первый взгляд отсутствие заветных капелек в городе — дело не страшное. Можно и подождать, или же обычно, если живой вакцины нет в наличии, медики заменяют ее внутримышечным уколом с инактивированной, то есть «убитой», вакциной. Споры о том, какая вакцина лучше на третьем этапе — «живая» или инактивированная, оставим медикам. Но такая замена приводит к большим переменам отнюдь не медицинского характера.
По словам обратившейся к нам читательницы, в младших группах детских садов периодически приходится совершать мигрирующие действия из младших групп в старшие, чтобы разобщить самых маленьких по наличию и отсутствию прививки от полиомиелита. Это создает определенные сложности, но они стоят того, чтобы обеспечить здоровую среду самым молодым гражданам. К тому же для детского сада случай, если не привитый ребенок будет находиться рядом с привитыми, представляет собой уже и уголовную ответственность. «Согласно нашим нормативным документам мы должны разобщать детей, которые не имеют прививок от тех, кто их уже имеет. Ребенка приходится на шестьдесят дней выводить из детского сада или искать для него другие группы. Ибо этот ребенок может заразиться. Поэтому ребенка лучше привить, чем потом у вас возникнет неприятная ситуация с выводом ребенка из организованного коллектива», — комментирует ситуацию главный иммунолог Центрального района Моторина Лариса Николаевна.
Это хорошо, если в детском саду есть возможность на время перевести малыша в более старшую группу, где ребятня уже привитая (хотя это и непростое дело — соединить в одном коллективе, к примеру, вполне себе самостоятельных шестилеток и трехгодовалого малыша, который еще к саду-то не совсем адаптировался). А если же дошкольное учреждение не имеет возможности разделить малышей привитых и непривитых, то на два месяца у родителей появляется головная боль — куда девать ребенка, пока они на работе.
Как удалось выяснить нашему журналисту, «живая» вакцина против полиомиелита благополучно появилась в городе. Вакцина имеется в распоряжении медицинских госучреждений и доступна для всех детей, готовых пройти вакцинацию и не имеющих медицинских отводов, заверили нас медики.
Однако, по мнению врачей, проблема на данный момент заключается не столько в нехватке вакцины, сколько в нежелании некоторых родителей прививать от страшных болезней своих чад. И все потому, что не осознают всю опасность ситуации. Хотя полиомиелит отнюдь не мифическая болезнь, оставшаяся в далеком прошлом. Полиомиелит в 2010 году вернулся в граничащий с Россией Таджикистан. Там было зафиксировано более 700 случаев заболевания и 26 смертей от полиомиелита. Кроме того, в этом же 2010 году в России от полиомиелита умер один человек.
Для того чтобы разъяснить ситуацию по прививкам в отношении такого страшного заболевания, как полиомиелит, мы обратились к заместителю главного врача по детству Тольяттинской городской поликлиники № 2 Маргарите Переседовой.
«У нас существует закон по федеральной иммунопрофилактике, где мы обязаны в целях предупреждения и распространения инфекционных заболеваний проводить детям прививки, — поясняет Маргарита Геннадиевна. — Право родителей отказаться от прививок. Родители четко должны знать о последствиях отказа. Перед каждой прививкой у нас существует добровольное информированное согласие. Участковый доктор конкретно рассказывает родителям, какая именно прививка предстоит данному пациенту, в чем ее особенность, как пациент будет переносить эту прививку, какие в исключительных случаях могут быть последствия. Специалисты стараются объяснить родителям, что не так важны последствия на протекаемую вакцинопрофилактику, как то, что ребенок может заболеть данным заболеванием, от которого предусмотрена вакцина. Тот же самый полиомиелит может привести к стойкой инвалидизации, а в тяжелых случаях и к летальному исходу. Родитель для себя должен сделать выбор: привить и получить, возможно, какие-то легкие поствакцинальные явления или быть в группе риска заболевания таким серьезным недугом».
Также во время врачебного консультирования речь идет о том, что тем детям, которые не прививаются, официально грозит запрет на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами требует конкретных профилактических прививок. К тому же речь идет о временном отказе в приеме непривитых граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий. В этих случаях ребенок выводится из этих организованных коллективов.
По словам иммунолога Ларисы Моториной, на сегодня полиомиелит остается актуальной инфекцией, потому что миграция населения сильно выражена и появилась возможность завоза инфекции с территории Украины и других территорий в том числе. Хотя в случае с Тольятти мигранты как раз достаточно беспрекословно выполняют указания по вакцинации. Это касается и украинцев, и других приезжих граждан. «Мы недавно получили документ из правительства Самарской области, в котором медработников еще раз просили провести беседы с теми, кто отказывается от профилактических прививок. Нас просят сделать все возможное, чтобы доказать, что прививаться надо», — сообщает Лариса Николаевна.
На вопрос о том, почему люди отказываются от прививок, врачи получают довольно короткий ответ — «из личных убеждений» или «из религиозных убеждений». На сегодняшний момент в Центральном районе значится 24 ребенка, родители которых отказываются делать прививку от полиомиелита. Однако, по словам Маргариты Переседовой, работа ведется активно и по сравнению с прошлым годом отказников в два раза меньше. Активно пропаганду проводят как участковые врачи, так и заведующие отделениями. По средам Маргарита Геннадиевна лично принимает сомневающихся родителей с 15.00 до 16.00 у себя в кабинете. С религиозными убеждениями, по ее словам, работать на порядок сложнее. Если в случаях с личными убеждениями родители чаще всего просто боятся осложнений из-за отсутствия адекватной информации, то в случае с верующими людьми позиции достаточно идеологически жесткие.
Всемирная организация здравоохранения объявила 2011-2020 годы десятилетием вакцин. Обозначенная цель — снижение смертности и инвалидности от вакцинопредотвратимых заболеваний путем расширения календаря прививок и увеличением охвата вакцинации детей. С помощью иммунопрофилактики уже ликвидировано множество страшных болезней и на подходе преодоление других угроз здоровью человечества. Взяты под контроль тяжелые заболевания, которые приводят к высокой смертности, тем более в детском возрасте. Вся эта система мероприятий осуществляется в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных заболеваний. В том числе и полиомиелита.
Справка:
Полиомиелит — заболевание, которое поражает нервную систему и может вызвать паралич или даже смерть всего за несколько часов. У одного из каждых 200 человек, зараженных полиомиелитом, наступает необратимый паралич (обычно ног). Из числа парализованных лиц 5-10% умирают при параличе дыхательных мышц, вызванном вирусом. Полиомиелит можно предотвратить только с помощью иммунизации. Существует безопасная и эффективная вакцина от полиомиелита — оральная полиовакцина. Она обеспечивает необходимую защиту детей от полиомиелита. В случае ее неоднократного применения она защищает ребенка пожизненно.
Мнение:
Сергей Переседов, главный врач Тольяттинской городской поликлиники № 2: «Осложнения идут в соотношении один на сто тысяч пациентов, но эти случаи обретают пурпурную окраску, население это слышит и идет массовый отказ. Возникает много претензий. Ребенок идет в организованный коллектив, а если он не привит, то где гарантия, что он не является носителем какой-то вирусной инфекции. Он является источником повышенной опасности для всего другого коллектива. Если не будет иммунной прослойки, то это чревато нехорошими последствиями, я на собственном опыте в этом убеждался. В девяностые годы пошла волна, когда в армию стали приводить ребят и я, как войсковой врач, столкнулся с проблемой кори, краснухи, паротита, пневмококковой инфекции. А мы сейчас сталкиваемся с тем, что у ребенка до семи лет ни одной прививки, а он должен идти в организованный коллектив в школу. А где гарантия, что он не принесет целый букет заболеваний в класс? У нас процент по привитости неплохой, но он может быть лучше».
фото: Площадь СвободыВладимир Сахмеев, «Площадь Свободы»