По поводу зависимости города от АвтоВАЗа

Новости Тольятти augustnews.ru

Почетный президент ТПП г. Тольятти поделился соображениями по поводу зависимости города от АВТОВАЗа:

— С одной стороны, мы должны быть благодарны АВТОВАЗу, и в то же время люто не любить его. Благодаря АВТОВАЗу в городе появились хорошая социальная инфраструктура, коммуникации. Город рос и развивался за счет завода, имел хорошие доходы. Однако и в 1990-х, и в начале 2000-х годов люди, думающие и умеющие анализировать, предупреждали, что рано или поздно зависимость городского бизнеса от автозавода обернется против нас же. Тогда над этими предположениями только смеялись, говорили, что ВАЗ — вечен. Сейчас мы видим, что все предостережения имели под собой реальные основания. Город живет не по каким-то отдельным законам, а по законам развития общества. Все, что происходит сейчас в Тольятти, ранее можно было наблюдать в Детройте, во Флинте. Поэтому однобокий подход к городу рано или поздно дал бы о себе знать.

И просьбам тольяттинцев все же вняли на государственном уровне. Правда, произошло это в 2009-2011 годах — во время первой волны кризиса. В те годы в Тольятти специалисты говорили: чтобы выпускать качественную продукцию, быть конкурентоспособными, на АВТОВАЗе достаточно иметь 40 тысяч сотрудников. А ведь трудилось на заводе около 170 тысяч человек. Тогда городу из федерального бюджета было выделено 3 млрд рублей дополнительных средств на субсидии для оплаты труда в рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда юридическим лицам, принимающим на временную работу сокращаемых с городских предприятий — в первую очередь с АВТОВАЗа — сотрудников. Однако оказалось, что почти половина города так или иначе вела свою работу благодаря АВТОВАЗу: дилерские центры, производители комплектующих и т. д. Число таких компаний тоже сократилось, соответственно, чтобы избежать забастовок, социального напряжения на рынке труда, правительство страны поддержало Тольятти, предоставив ему дополнительные экономические и финансовые преференции. Активно началась работа по развитию особой экономической зоны «Тольятти», технопарка «Жигулевская долина», появился Тольяттинский бизнес-инкубатор.

В общей сложности на Тольятти из государственного бюджета в 2009 году выделили 32 млрд рублей. При том бюджет самого города был порядка 7 млрд рублей. Все средства были потрачены, народ успокоили, но практически ничего не создали. При существующем состоянии экономики, при невозможности получать кредитные средства в банках, при жестких административных барьерах бизнесу развиваться очень непросто. Даже бизнес-инкубаторы здесь не помогут. Не создают они сегодня в массовом порядке работоспособные предприятия малого и среднего бизнеса. Много ожиданий было и от особой экономической зоны «Тольятти». Но и она на данный момент не дала городу даже десятой доли того, что было разрекламировано на ее старте. Зная об опыте развития особой экономической зоны в Елабуге, я говорил, что для инвесторов в Тольятти не настолько интересны преференции, чтобы так рисковать деньгами и строить ОЭЗ в нашем регионе. Выпускать можно что угодно и где угодно, главное — найти рынок сбыта. В Тольятти особую экономическую зону строили для того, чтобы перепрофилировать город, уйти от автомобильной темы. Оказалось, это невозможно. Жизнь показала, что на 80% особая экономическая зона «Тольятти» заполнена теми структурами, которые так или иначе работают на автопром.

общественно-политическое издание “Постскриптум”

фото: P.S.