ОЭЗ: Благие намерения и дорога в ад

Новости Тольятти augustnews.ru

Проект, который должен был стать спасательным кругом нашего моногорода, идет ко дну?

Создание одного рабочего места в особых экономических зонах стоило российскому бюджету в среднем около 10 млн рублей. Этой суммы хватило бы, чтобы выплачивать среднюю российскую зарплату одному работнику в течение 25 лет. В Тольятти же эта сумма составила около 40 млн.

Вот такие показатели достигнуты проектом «Особые экономические зоны» были выявлены при проверке Счетной палатой России. Выяснилось также, что всего с 2006 года на создание ОЭЗ было потрачено 186 миллиардов рублей, при этом отдача от ОЭЗ в виде таможенных и налоговых платежей составила 40 миллиардов рублей. Что 24 миллиарда выделенных из бюджета средств не истрачены, они хранятся на банковских депозитах. (И кто же с них получает проценты?) Что ОЭЗ используют лишь половину выделенных им земель. Итогом проверки стало возбуждение пяти уголовных дел и признание десяти ОЭЗ (из 33) неэффективными. Неэффективные ОЭЗ будут закрыты до 30 июня. Правда, конкретные претенденты не указываются, лишь говорится, что преимущественно это ОЭЗ, созданные для развития туризма.

А что у нас?

Напомним, что впервые термин «особая экономическая зона» россияне услышали в 2005 году. Именно тогда ОЭЗ начали создаваться. На сегодня в РФ действуют 33 особые зоны в 30 регионах страны. За это время из федерального бюджета на них было выделено 122 млрд рублей, еще 64 млрд рублей потратили регионы. На инфраструктуру пошло 334 млрд рублей, но вместо запланированных 758 объектов ввели в эксплуатацию только 526. Объем выручки резидентов ОЭЗ составляет всего 0,2% от объема валового регионального продукта тех субъектов РФ, где они базируются. Аудиторов Счетной палаты особенно удивило, что во всех ОЭЗ создано немногим больше 18 тысяч рабочих мест.

Говорят, что нашей зоне закрытие не грозит. Мы в числе самых эффективных подобных проектов в России. И это не только мнение руководителя АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» Алексея Пахоменко.

Так считают и представители Министерства экономического развития и Фонда развития моногородов. А замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский и вовсе называет нашу зону «локомотивом развития проекта», несмотря на то, что сегодня официальный сайт ОЭЗ «Тольятти» заявляет о 21 вакансии и 89 рабочих местах. Причем вакансии не только от резидентов, но и от строительных и управляющих компаний. Тогда как же обстоят дела в других ОЭЗ, не «локомотивах»?!

Тольяттинская ОЭЗ появилась в 2010 году. И одной из главных целей ее создания являлось улучшение ситуации на рынке труда Тольятти и Самарской области, создание новых рабочих мест и возможность трудоустройства работников, сокращенных с действующих производств региона (читай АВТОВАЗа). «На создание ОЭЗ «Тольятти» выделено 7,2 млрд рублей из средств федерального бюджета, что составляет 53% необходимого объема финансирования. Оставшаяся часть средств привлекается из бюджетов Самарской области и Ставропольского района, а также из внебюджетных источников.

17 компаний, которые являются резидентами ОЭЗ, планируют вложить в свои проекты в общей сложности около 22 млрд рублей», – сообщается в официальных документах.
Как говорится, планов громадье! Даешь к 2030 году 30 тысяч рабочих мест! Но на сегодня тольяттинские резиденты создали всего 293 места. А вбухано в нашу зону порядка 12 млрд рублей. Таким образом, стоимость одного рабочего места у нас порядка 40 миллионов. Это в четыре раза дороже, чем в среднем по России. И этой суммы хватило бы, чтобы платить среднюю зарплату работнику уже не 25 лет, а целых 100! Может быть, поэтому зона «Тольятти» считается «локомотивом проекта»?

Точки роста. Чьи?

При создании ОЭЗ «Тольятти» много говорилось о том, что зона – место для точек роста нашего города, что перспектив у Автограда станет значительно больше в связи с запуском ОЭЗ. Предположим, что подобные речи говорились во всех 30 регионах, где жители знакомились с аббревиатурой ОЭЗ. Ведь помпезность – явление, перекочевавшее в нашу страну из СССР, где оно цвело махровым цветом и украшало жизнь советского человека различными обещаниями, приписками и пр., – сопровождает и сегодня многие российские проекты. Еще ничего не сделано, а обещаний – золотые горы.

Однако проверка Счетной палаты России показала, что при создании ОЭЗ не жалели не только высокопарных слов: бюджетные средства, выделенные на создание ОЭЗ, превышали реальные потребности. «В результате неэффективных управленческих решений бюджетные средства, выделенные на цели создания отдельных ОЭЗ, значительно превышали реальные потребности», – говорится в сообщении Счетной палаты. Вообще, как пишет «Московский комсомолец», причиной расследования Счетной палаты стал скандал, произошедший в конце 2015 года с ОАО «Особые экономические зоны». Представители Общероссийского народного фронта проверили работу 17 экономических площадок от Хабаровска до Пскова и на встрече с Владимиром Путиным попросили прекратить деятельность этой организации ввиду ее неэффективности. По мнению активистов ОНФ, вместо того чтобы вкладывать полученные из госбюджета деньги в прорывные региональные проекты, руководители ОЭЗ положили миллиарды рублей на банковские депозиты, а с полученной прибыли выплачивали себе зарплаты и бонусы.

Вот и в нашей зоне, официально еще не запущенной, то есть не приносящей дохода, откуда-то взялись сотни миллионов, которые были размещены на банковских депозитах. По информации газеты «Хронограф», в январе – марте ОЭЗ «Тольятти» завершила три тендера на размещение 820 миллионов рублей (суммарно) на банковских депозитах на срок от 31 до 95 дней. Срок выплаты процентов пришелся на апрель, и их сумма составила примерно 18,3 миллиона рублей. По мнению издания, это весьма странная и нездоровая операция. «Откуда у организации, существующей в основном исключительно на бюджетные средства, вдруг оказалось столько денег? До сих пор ОЭЗ «Тольятти» не имела возможности на законных основаниях извлекать доход. ОЭЗ «Тольятти» могла бы получать доход, исполняя функции УК на той территории, где теоретически когда-нибудь должны быть запущены различные производства. Но, поскольку до полноценного запуска ОЭЗ «Тольятти» еще далеко, сегодня организация во главе с гендиректором Алексеем Пахоменко продолжает лишь осваивать бюджетные средства, заказывая различные работы. Но в этом вопросе все зарегламентировано сметами и другой документацией. Вполне возможно, что ОЭЗ сэкономила на каких-то заказах. Однако если это так, то почему сэкономленные средства не были направлены в бюджет либо почему не были заказаны дополнительные работы? Как оказалось, свободные деньги в ОЭЗ «Тольятти» есть. Хотя если послушать Алексея Пахоменко, то можно подумать, что ОЭЗ чуть ли не банкрот», – отмечает газета.

Проверка Счетной палаты показала, что в 2006–2015 годах управляющие компании ОЭЗ получили совокупный процентный доход на банковских депозитах почти в 30 млрд рублей. На что они были потрачены, сейчас выясняется.

Кому нужна зона?

Какие же вообще цели преследовал проект по созданию особых экономических зон? Что придет иностранный инвестор, построит на российской земле в обмен на экономические льготы и готовую инфраструктуру свое производство и возьмет на работу наших соотечественников. И в чем же тогда выгода для нас, россиян? Может, что не нужно вкладываться в создание рабочих мест? То есть мы будем производить иностранную продукцию, портя свою экологию? Зачем же при этом давать налоговые льготы иностранцам? Почему не придумать какие-то иные механизмы для поддержки собственного производителя. Ведь Запад видит в России лишь источник дешевой рабочей силы и покупателя товаров, произведенных европейскими (американскими) корпорациями. То есть за счет нас они будут богатеть, а мы будем работать на них за копейки. То, что зарплату иностранный резидент станет платить европейскую, обольщаться не стоит. Пример АВТОВАЗа это наглядно показал: увеличивается лишь интенсивность работы, а зарплата при этом снижается. Такие действия иностранного работодателя оправдываются утверждением: у вас, мол, низкая производительность труда, да и качество оставляет желать лучшего. Так что ничего хорошего иностранные резиденты тольяттинцам не посулят. Они ведь приходят в зону с одной целью – получить больше прибыли.

Сегодня из 17 резидентов ОЭЗ большинство – иностранные производители автокомпонентов. Запуск их производств неминуемо обернется банкротством части наших поставщиков автозапчастей, а их и так осталось немного. И чем больше будет иностранных автокомпонентщиков, тем легче будет задушить отечественный автопром. Ведь для Запада «ЛАДА» как бельмо на глазу, ему нужно сбывать свои автомобили, которые в том числе собирают русские рабочие за совсем небольшие деньги. Получается, что будущее АВТОВАЗа, как ни крути, – банкротство. Но оно может быть таким, что российский автопром исчезнет на века. Или же наоборот – возродится как птица феникс из пепла. По какому пути ему идти, решать не нам с вами. А жаль.

«Тольяттинский навигатор», № 18 (409), 24 июня 2016 года

фото: ТН