Когда усталая подлодка из глубины идет домой

В Тольятти нет моря, но есть настоящие «морские волки».

Ежегодно 19 марта в нашей стране отмечается День моряка-подводника — профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-морского флота Российской Федерации, установленный Главкомом ВМФ РФ в 1996 году. За 30 лет до этого, в 1966 году, две советские атомные подлодки Северного флота совершили первый в мире кругосветный поход через Атлантику и Тихий океан на Камчатку. При этом весь путь, протяженность которого превысила длину экватора, наши лодки прошли в подводном положении, не всплывая.

Сегодня наш собеседник — капитан 1 ранга в запасе Владимир Чернышев, который с 1980 года по 2007 год служил на Северном флоте начальником службы радиационной безопасности в городе Полярном, что на Баренцевом море. В обязанности Владимира Николаевича входило обеспечение безопасности и защиты личного состава как на атомных, так и на дизельных подводных лодках. Имеется в виду не только защита от радиации, но и безопасный состав воздушной среды на судне. О подводных походах мы знаем только по книгам и фильмам, это далекий и закрытый от нас мир, о котором существует и множество мифов, и вполне достоверных сведений. В частности, Владимир Николаевич подтвердил, что наши подлодки были во всех морях и океанах, им и сейчас доступны походы любой дальности. Следующий вопрос касался отбора:

— Правда ли, что для службы на подводной лодке не берут высоких парней?

— Неправда. Главные требования — хорошее здоровье и моральный облик. Здоровье — самая большая проблема, зачастую среди призывников нет подходящих кандидатур.

— Проверят ли кандидатов психологически? Не каждый ведь может долго находиться в замкнутом пространстве.

— Нет, специального тестирования не проводится. Больше меня волнует другая проблема — очень сильно повлияло на боеспособность сокращение срока службы с трех лет до двух. На некоторые специальности только в учебном центре курсант обучается год, а служит он теперь не два года после обучения, как было раньше, а один. Между тем аппаратура на флоте с каждый годом становится все сложнее…

— Как вы отмечаете День моряка-подводника?

— Мы, офицеры запаса, живущие в Тольятти и Жигулевске, собираемся в Жигулевске, заказываем заупокойную службу по погибшим (как в военное, так и в мирное время) в храме во имя праведного Иоанна Кронштадтского, а потом — дружеский ужин.

— А как праздник проходит на флоте?

— Торжественное построение с выносом знамени, награждение лучших, а еще это выходной день независимо от календаря.

Из истории праздника

В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 году. Русско-японская война стала первой в мировой истории войной, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть новый класс военных кораблей — подводные лодки.

Наша пятерка

Вы бы хотели хоть раз увидеть мир океана из подводной лодки?

Александр Гребенкин, предприниматель:

— Да, я хочу увидеть мировой океан из иллюминатора подводной лодки. Кто же не хочет увидеть удивительный и неизведанный мир, спрятанный под толщей воды? Мы уже побывали на Луне, сделав огромный шаг для всего человечества (как сказал Армстронг), но до сих пор не познали до конца все секреты и красоту глубин океанов и морей. Каждый день открывается множество новых видов рыб и животных, и мне тоже хочется почувствовать себя первооткрывателем и исследователем.

Татьяна Аксёнова, фотограф, блогер:

— О! Я ни разу не фотографировала из подводной лодки, конечно же! Океан — это тот же самый космос, еще до конца не исследованный. Очень бы хотелось не просто увидеть этот мир своими глазами, но и сделать много-много фотоснимков, наверняка это будут интересные и необычные кадры. Так что если бы представилась такая возможность, с огромным удовольствием!

Игорь Власенко, глава наблюдательно-попечительского совета общественного движения «Сообщество молодых ученых»:

— Увидеть океан вживую — очень интересная идея, погрузиться в мир Жюля Верна, посмотреть на обитателей океана — это очень светлая и детская мечта многих людей, любящих исследовать окружающий мир. Современные подводные лодки не позволяют через стекло смотреть на глубинах, но батискафы — хорошее изобретение, можно было бы попробовать. Мир океана значительно интереснее даже изучения космоса.

Анжела Манылова, спецкор ТРК «Губерния», экскурсовод:

— После непродолжительной борьбы природной любознательности и страха глубины последнее чувство победило. Страшно даже представить себя замурованной в металлическую капсулу на многокилометровой глубине! Хотя в подростковом возрасте долгое время жила мечтой пройти хоть десяток лье под водой с капитаном Немо. Но, видимо, всему свое время. Теперь сделаю выбор в пользу хорошего фильма в 3D-формате о красотах океана.

Дмитрий Марфин, режиссер, актер:

— Нет, я хочу космос из ракеты увидеть! В океан надо с аквалангом или на серфе, а на подлодке всю рыбу распугаете, и вообще вся живность от нее только гибнет. Ничего романтического я от такой прогулки не ждал бы. Это мое мнение, я его никому не навязываю, но раз уж спросили… Космос для меня намного интереснее, хотя, конечно, он и более недоступен.

Елена Кочева, Площадь СВОБОДЫ
ekocheva@yandex.ru

Тольятти: парковый комплекс истории техники им. Сахарова

На фото:
Тольяттинская подлодка в парковом комплексе истории техники им. Сахарова. Рассказ о ней мы готовим в рубрике «Городские легенды».

в музее подлодка

фото: Площадь СВОБОДЫ

 

фото: из открытых источников