Кассация их рассудит

Мэрия не поддержала 10-рублевую идею коммерсантов и по-прежнему требует возить пенсионеров и льготников бесплатно.

В выпуске № 9 (6133) за 10 марта 2016 года «Площадь СВОБОДЫ» опубликовала материал «Льготный проезд», в котором точку зрения на ситуацию в сфере городского пассажирского транспорта изложили представители коммерческих компаний, обслуживающих по договорам с мэрией внутримуниципальную маршрутную сеть. В этой публикации коммерсанты, в частности, заявили, что с 14 марта 2016 года все без исключения маршрутки, чей путь пролегает в границах г.о. Тольятти, снизят до 10 рублей стоимость поездок для пенсионеров. Чтобы воспользоваться льготой, пожилым людям достаточно предъявить водителю пенсионное удостоверение. Все водители, уверяют коммерсанты, предупреждены, так что конфликтов возникать не должно. А если проблема — надо звонить перевозчикам, чьи телефоны развешаны во всех салонах маршруток.

«Водители развязали террор!»

Как и следовало ожидать, нововведение вызвало широкий общественный резонанс. Не успела новая льгота заработать, как на редакцию «Площадь СВОБОДЫ» обрушился шквал писем и звонков от возмущенных пенсионеров и пассажиров иных льготных категорий. Суть всех обращений одна: кто дал право «маршрутчикам» требовать с льготников плату за проезд? Вот что по этому поводу пишет, к примеру, житель Тольятти Анатолий Мороз: «Это же надо, до какой степени деградации дошел в наше «демократическое» время homo sapiens, в частности, водители частных маршрутов. Развязали настоящий террор против пенсионеров и желают еще от них уважительного к себе отношения. Тех самых пенсионеров, которые их родили, выкормили, вырастили в трудных условиях строившегося города и надеялись на внимание на старости лет. А получили террор. И самое обидное, что не бесплатно пенсионеры ездили, а лишь оплату производили безналично! Претензии, что мэрия и гордума не профинансировали им покупку валидаторов, — это чушь… За весь 2015 год только несколько маршрутов закупили приборы, большинство предпочли терроризировать пенсионеров, чтобы добиться оплаты наличными. Во многих магазинах, в сфере услуг принимается безналичный расчет, современный, удобный, цивилизованный, а вот водителей он не устраивает, им нужна наличка. Сколько ненависти и злобы они вылили на пенсионеров. И даже больше! На 99-м маршруте мне чуть ногу не придавили дверью, на 127-м выбросили проездной на дорогу, да еще в лужу, на 108-м обозвали халявщиком советским, десятки раз не останавливались, когда на остановке стоял один. Про сверкающие злобой глаза и не говорю. И все это, чтобы получить наличку. Видимо, жажда скрыть истинный доход тому причина. Вот тут бы вступиться за пенсионеров судам и службам, но нет, отыскали какую-то зацепку и решили, что интересы пары сотен водителей выше интересов пары сотен тысяч пенсионеров… Так и хочется спросить у этих судов и служб, к какому счастливому будущему движемся, коль так упорно поддерживают они водителей, загоняющих пенсионеров в стойло… Я не сомневаюсь, что 10 рублей за проезд — это всего лишь тактика, а в последующем цена будет нарастать, и довольно быстро. Как говорится, лиха беда начало… Рубль туманит разум, лишает совести и человечности. Средств приобрести валидаторы у водителей не нашлось, а вот изгнать пенсионеров из транспорта оказалось возможным. Дикость и позорище!»

Перевозчики собой довольны

Коммерсанты тем временем вины за собой не видят и еще раз подчеркивают: руководствуясь мнением апелляционной инстанции Арбитражного суда Самарской области, они могли вовсе отказаться от перевозки льготников с 16 февраля. Как ранее сообщала «Площадь СВОБОДЫ», именно в этот день решение суда, которое, по сути, отменило бесплатный проезд в маршрутках, вступило в законную силу. Однако, будучи бизнесом социально ответственным, компании договорились: так и быть, при предъявлении пенсионного удостоверения маршрутки будут возить пассажиров за 10 рублей.

Не спорим: идея, может, и хороша. Тем более раз уж мэрия частично проиграла первый суд и зачем-то пошла оспаривать его выводы во второй инстанции, которая напрочь разрушила все чаяния тольяттинских пассажиров, так как фактически не оставила им ни единого шанса на бесплатный проезд в коммерческом транспорте.

Владельцы маршруток при этом не скрывают: решение чиновников подать на апелляцию вызвало у них недоумение. Как ни крути, но декабрьское решение первой инстанции хотя бы вполовину, но было на стороне муниципалитета и льготников. Если бы мэрия оставила все как есть, глядишь, и скандала бы не вышло. Но юристы мэрии пошли в апелляцию и засыпались. Так что и к коммерсантам вроде бы не придраться: они исполняют решение суда, то есть работают сугубо в правовом поле и даже пошли на уступки для льготников, пусть даже себе в убыток.

Мэрия вводит санкции

В общем, следующий ход опять за мэрией. И она его уже сделала — жалоба на решения судов первой и второй инстанции ушла в кассацию. Параллельно чиновники пригрозили коммерсантам санкциями, если те не восстановят бесплатный проезд для всех предъявителей социальных проездных. Что за санкции? Штрафы? Расторжение договоров? Поживем — увидим. Но, по словам руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта Павла Баннова, позиция городских властей не изменилась: 10-рублевый проезд в мэрии считают незаконным, указывая, что договора с перевозчиками никто не отменял и не корректировал. А раз так — исполнять их коммерсанты должны неукоснительно, в том числе по части бесплатного проезда.

Стоимость проезда в размере 10 рублей для пенсионеров не действует в пригородных маршрутах областного подчинения, таких как 100-й, 300-й, 303-й, 310-й, 313-й, 314-й, 326-й, 328-й и т.д.

Наша справка

Инвалиды едут за полную стоимость

10-рублевое новшество в маршрутках распространяется только на пенсионеров. Но постановление правительства Самарской области № 15 «Об организации перевозок по внутримуниципальным маршрутам в Самарской области для отдельных категорий граждан» сделало перечень льготников шире.

Так, на бесплатный проезд имеют право ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС; инвалиды и лица, их сопровождающие; члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий; почетные доноры; родители, опекуны и попечители детей-инвалидов и др. Но на этот шаг коммерческие перевозчики не пошли. По их мнению, бесплатный проезд для остальных льготников по решению суда должен обеспечивать муниципалитет силами АТП-3 и ТТУ.

Да, доехать на автобусе или троллейбусе из одной точки города в другую порой можно только с пересадками. Но у муниципалов есть валидаторы, так что ничьи права не ущемлены. А если в Портпоселок, например, муниципальный транспорт не ходит — на все воля мэрии. Захотят чиновники — откроют муниципальный маршрут. Не захотят — придется пенсионерам ездить за 10 рублей, а остальным льготникам — за полную стоимость.

Павел Баннов, руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти:

— С введением коммерческими перевозчиками 10-рублевого проезда для пенсионеров позиция мэрии по вопросу бесплатной перевозки льготных категорий граждан при предъявлении социальной карты не изменилась. Ранее ее уже высказал мэр Тольятти Сергей Андреев. На сегодняшний день есть вступившее в законную силу решение суда второй инстанции Арбитражного суда Самарской области. Апелляция полностью поддержала мнение перевозчиков и управления федеральной антимонопольной службы и разрешила коммерческим перевозчикам не возить пассажиров льготной категории. Тем самым суд как бы запрещает мэрии влиять на ситуацию и заставлять коммерсантов производить такого рода перевозки. Но на сегодняшний день у нас по действующему законодательству есть третья инстанция — кассационный суд, куда мы уже направили жалобу. Надеемся, что кассация отменит решения первой и второй инстанции самарского арбитражного суда. Это во-первых. Во-вторых, у нас есть договоры, которые были заключены с перевозчиками на основании проведенных в конце 2014 года конкурсов. Условия конкурсов не отменены. Одним из условий был договор перевозок, где обязательства по обеспечению проезда для льготников были закреплены за перевозчиками. На сегодняшний день позиция мэрии такова, что перевозчики своими действиями не соблюдают тот договор, который они заключили о перевозке граждан, в том числе не соблюдают пункт касательно льготной категории граждан. Поэтому к ним в рамках действующего законодательства в соответствии с заключенным договором будут применяться соответствующие санкции.

Юлия Романенко, Площадь СВОБОДЫ
roma-jul@yandex.ru

микроавтобус на дороге

фото: Площадь СВОБОДЫ

фото: из открытых источников