Как художник стал монахом

Новости Тольятти augustnews.ru

В Тольятти побывал Великий Герой из Ижевска.

На днях в Тольятти побывал индийский йог российского происхождения Махавир Махарадж. «Махавир» в переводе означает «великий герой», а «Махарадж» — это почтительное обращение, которое можно перевести как «господин». Йог, как выяснилось, представляет одну из ветвей кришнаизма, которому посвятил около 30 лет своей жизни. В начале 2016 года Махавир принял отречение от мира, став странствующим монахом («саньяси») и теперь ездит по городам России с просветительской миссией. Нынешняя поездка в рамках уже второго тура, названного «Йоги в дороге», пролегает через Самару, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород и другие города. По дорогам йог передвигается на легковом автомобиле в сопровождении небольшой команды молодых помощников.

Мирское прошлое

В Тольятти на встречу с монахом пришло не так уж много людей, человек тридцать. Махавир оказался очень улыбчивым бородатым мужчиной, излучающим спокойствие, доброту и неторопливость. Махарадж был одет в традиционные бледно-оранжевые (шафрановые) одежды и нес с собой длинный посох в таком же тканном чехле. О себе лично монах рассказал очень обще, буквально в двух словах, как бы избегая слишком сильно углубляться в свое мирское прошлое. Родился в 50-х годах не так уж далеко от Тольятти — в Ижевске. Увлекался рисованием, стал художником, занимался антикварным бизнесом. Несколько лет жил в Таллине. Лет в 30 всерьез задумался о смысле жизни, увлекся древнеиндийской религиозной литературой и практикой, получил посвящение у одного гуру, потом у другого. Сейчас Махавир, по его словам, живет в ашраме (духовный центр) подмосковного города Балашиха, рисует картины, чем, к слову, и зарабатывает на жизнь.

Сон в красивой квартире

Мы сидим в помещении тольяттинского центра йоги, крепко пропахшем ароматными благовониями. На стенах — портреты учителей традиции. Монах и аудитория размеренно поют мелодичные мантры, и все напряжение дня, экономический кризис и прочее куда-то улетучилось, оставшись за порогом. Сидя со скрещенными ногами в центре комнаты, Махавир медленно зачитывает перевод песни, которая только что прозвучала, и начинает объяснять духовную традицию…

«Когда мы погружены в наши обычные мирские дела, наша душа спит, поэтому мы несчастливы, — говорит Махавир. — Но когда душа обращается к Богу, она пробуждается от материальной спячки и становится счастливой. Я сам раньше, как и многие, думал, что счастье можно обрести через хорошее образование, движение по карьерной лестнице, через комфортный быт: жить в красивых апартаментах, ездить на красивой машине, носить красивые одежды. Но все это временно, поэтому мимолетно и не приносит счастья душе. Наверное, вы знаете на своем личном опыте, что какую бы замечательную машину вы ни купили, захочется другую. Чего бы мы ни добились, ум рисует нам следующую картинку. Так человек всю жизнь крутится как белка в колесе, но не достигает настоящего удовлетворения, к которому стремится душа. Даже после смерти мы не обретаем покоя, потому что наши материальные желания направляют нас в следующую жизнь. И там по новой та же самая круговерть».

Духовный банковский счет

Как рассказал Махавир, если мы практиковали духовную жизнь, шли по пути к Богу, мы можем родиться в благородной, а иногда в богатой семье, чтобы с детства у нас не было забот, как заработать на кусок хлеба. Такие условия предоставляются для того, чтобы человек мог больше времени и энергии уделять духовному развитию. Но, к сожалению, мало кто из богатых людей пользуется этой возможностью. Бедные люди тоже в большинстве своем не интересуются своей душой. Они стремятся к вкусной пище, шикарному быту — всему тому, что уже есть у богатых людей, но не принесло им ни счастья, ни покоя, говорит монах.

Однако, по словам Махавира, те, кто в прошлых жизнях соприкоснулись с подлинной духовной традицией — будь то христианство, ислам или индуизм — в следующей жизни снова получат такую возможность. Так человек жизнь за жизнь копит благочестие, пополняя свой «духовный банковский счет». И когда на «духовном счету» накапливается достаточно заметная сумма, то в одной из жизней у нас пробуждается интерес к Богу. «Я видел людей, которые, слыша мантры, молитвы к Богу, оставляли аспирантуру МГУ и полностью меняли свою жизнь, — рассказывает Махавир. — Они не хотели ничего другого. Для кого-то это был как удар молнии. Он понимает: вот то, что я действительно искал, это счастье мое».

Кризис — это хорошо

Мы поинтересовались, ощущают ли йоги сейчас экономический кризис? Может, у них тоже есть сложности? По словам Махавира, в сложные времена, такие, как сейчас, больше людей обращается к духовной жизни, больше интереса к йоге. «Посмотрите, йога сейчас очень популярна. Не только в России — во всем мире. Больше интереса к вегетарианству. У нас в Москве есть сеть вегетарианских ресторанов, во многих заведениях есть вегетарианское меню. Практически в любом коллективе сейчас можно найти вегетарианцев. Во всем мире растет интерес к натуральному хозяйству. В России, как и в других странах, открываются экопоселения. У нас тоже есть планы сделать экопоселение близ одного из городов на Волге. Где именно, я сейчас не хотел бы говорить».

На пляж с мыслями о Боге

Тольяттинцы задавали Махавиру практичные вопросы. Например, один парень сообщил, что очень любит гулять в лесу и купаться на речке. «Можно ли ходить в лес и на реку для Бога?» — поинтересовался молодой человек. «Да, конечно, — ответил Махавир. — В йоге главное не то, что мы делаем, а как мы думаем. То есть какой у нас мотив. Вы можете идти в лес или на реку, чтобы сохранить свое здоровье для служения Богу. Господь дал нам замечательное тело, и мы должны заботиться о нем. Кроме того, наслаждаясь чистым воздухом, сенью деревьев и видами с берега Волги, мы должны испытывать благодарность Творцу за то, что он дал нам все это».

— Мы не призываем менять вашу внешнюю жизнь. Йога — это больше внутренняя работа, чем внешняя. Мы остаемся на той же работе, в том же городе, в той же семье. Но мы меняем наш образ мыслей. Тогда мы можем стать счастливее сами и сделать счастливыми других людей, — заключил Махавир.

В конце встречи гость снова пел песни вместе с аудиторией, а в конце угостил посетителей сладкими шариками в кокосовой стружке — нечто вроде «рафаэлло», только больше и вкуснее. После Тольятти Махавир отбыл в Ульяновск и далее. Такие вот они, йоги в дороге.

Махавир Махарадж

«Когда мы погружены в наши обычные мирские дела, наша душа спит, поэтому мы несчастливы. Но когда душа обращается к Богу, она пробуждается от материальной спячки и становится счастливой».

Человек жизнь за жизнью копит благочестие, пополняя свой «духовный банковский счет».

Евгений Халилов, Площадь СВОБОДЫ

фото: Площадь СВОБОДЫ