До конца марта в парк АТП-3 должны поставить 60 низкопольных автобусов «Волгабас» на газомоторном топливе. Все машины будут соответствовать экостандарту «Евро-5», каждое рассчитано на 25 посадочных мест, общая вместимость одной единицы — 111 пассажиров. В заявленной «начинке» автобусов также фигурируют бортовые компьютеры, защита от открывания дверей в пути, световые информационные табло, системы звукового оповещения, откидные аппарели — платформы для въезда и выезда инвалидных и детских колясок плюс специальные площадки для них в салоне. Общая стоимость машин — около 700 млн руб. Закупили их в рассрочку на несколько лет при 50-процентом софинансировании из федерального бюджета по государственной программе «Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области на 2014–2020 годы».
Другая многообещающая федеральная программа по подготовке к празднованию 50-летия со дня выпуска первого вазовского автомобиля сулит АТП-3 еще один недурной бонус. Под соусом полувекового юбилея «копейки» мэрия Тольятти надеется приобрести 102 автобуса марки «МАЗ» различной вместимости. Соответствующая заявка, обусловленная высоким износом подвижного состава муниципального автобусного предприятия, уже направлена в правительство региона.
Сомнений в том, что парк АТП-3 нуждается в омоложении, нет. Сами же муниципалы говорят: старый подвижной состав систематически встает на долгосрочный и дорогостоящий ремонт. Уже сейчас под угрозой списания теоретически находятся до 150 машин.
Этаким ключиком к спасению, хотя бы временно, неожиданно послужили сокращения на АВТОВАЗе. Как рассказал на днях руководитель АТП-3 Александр Абрамов, в 2015 году пассажиропоток на вазовских маршрутах снизился на 23%, в 2016 году сокращение составит еще около 20%. Плюс сам автозавод отказался от 15% заказа на транспортировку заводчан муниципальными автобусами. Вот и образовался в парке АТП-3 резерв, которым муниципалы «прикрывают» вставших на ремонт «старичков», да еще и вернули автобусы средней и большой вместимости на 42-й маршрут, где в прошлом году по договору с МП работала коммерческая компания.
Но при всех кажущихся плюсах перспективы у АТП-3 пока безрадостные. При формировании бюджета на 2016 год транспортники подавали в мэрию заявку на 120 млн руб. Финансисты с барского плеча «отстегнули» им 80 млн руб. Итого — себе в убыток предприятие автоматически пишет 40 млн руб. И это при условии, что АТП-3 в течение года сможет распродать непрофильные активы. Если же покупателей, как и в 2015 году, не найдется, то «минус» транспортников вырастет до 78 млн руб. Добавим сюда уже имеющуюся кредиторскую задолженность на 95 млн руб. за поставку топлива и запчастей — получаем расклад: убытки МП по текущему году могут составить от 135 до 173 млн руб. А это уже совсем нехорошо. Нет, даже не так: это уже совсем-совсем плохо.
Пока кредиторы, слава богу, относятся к проблемам АТП-3 с пониманием. Но их терпение может лопнуть в любой момент. И тут уж деваться некуда: без горючки автобусы не поедут. Поэтому, как и в случае с ТТУ осенью прошлого года, деятельность муниципального автобусного предприятия может быть заблокирована. И это — не досужие домыслы, а факт, который подтвердил на днях в гордуме сам директор АТП-3 Александр Абрамов.
Вот уж и впрямь — отличный подарок под самые выборы для пенсионеров, льготников, садоводов-огородников, мамочек с колясками и других пассажиров, которые предпочитают маршруткам муниципальный транспорт. А уж коммерсантам какое раздолье — и говорить нечего. Ну и развернутся же тольяттинские альтернативщики, когда почувствуют все прелести господства на рынке пассажирских перевозок для населения!
Можно, конечно, предположить, что мэрия коллапса не допустит и по аналогии с ТТУ снова быстренько состряпает «план спасения», чтобы взять 200-миллионный кредит под баснословные коммерческие проценты. Но в этом случае вместо коллапса транспортного город, не ровен час, накроет коллапс финансовый. Бюджет-то и сейчас трещит по швам, а очередная «кредиторка» и вовсе разорвет его в клочья…
Юлия Романенко
Заместитель редактора городского еженедельника «Площадь СВОБОДЫ»