Серия публикаций под общим заголовком «Места в Тольятти, за которые стыдно» вызвала большой резонанс среди наших читателей. Люди звонят, пишут, называют адреса, которые, по их мнению, также достойны попадания в наш печальный список (например, ветеран труда по фамилии Тумольский предложил обратить внимание на поросший травой бульвар Ленина), а недавно на контакт с нами вышли представители прокуратуры, которые планируют провести проверку и дать свою оценку упомянутым в «Вольном городе» местам, за которые стыдно.
Блошиные хлопоты
– Вы тут про места пишете, а у нас на Комсомольской прям беда, — буквально с порога пожаловалась женщина, на днях заглянувшая в редакцию.
– Что случилось? – спрашиваю.
Выяснилось, что зовут посетительницу Татьяной Карповой и что живет она в доме № 50 по улице Комсомольской, прямо на перекрестке с Карла Маркса. Жаловаться пришла на… бабулек, которые по выходным с шести часов утра занимают места для торговли.
– Там этот самый… блошиный рынок. Смешно звучит (его, кстати, и в официальных мэрских документах так называют), но нам совсем не до смеха, – продолжила Татьяна Александровна. – Ни летом, ни зимой покоя нет. Приходят, раскладываются под окнами (прямо на пешеходном тротуаре) и начинается шум-гам, который обычно длится часов до двух. После них грязь остается, мусор, а в туалет знаете куда ходят?
– Уж не к вам ли в во двор?
– Всё изгадили вокруг! Жаловались городским властям и в полицию, причем там отвечают, что мы правы, поскольку ближе чем в 50 метрах от жилого дома никаких рынков быть не должно. Один раз добились, чтобы мэрия проверку устроила совместно с полицейскими, так бабки просто разбежались, а потом вернулись на свои места. Ходили к участковому, а он лишь руками развел: мол, не мои полномочия. А помощник депутата-единоросса вообще с издевкой сказал, что мы зря возмущаемся. Мол, это просто пенсионеры шли, устали и присели отдохнуть вместе со своими пожитками.
Мы внимательно выслушали Татьяну Карпову, однако чем ей помочь – большой вопрос. Как уже отмечалось, рынок работает по выходным, а в эти дни у большинства муниципальных служащих выходной, так что бегать и гонять старушек они вряд ли будут. Полиция? Представляете, какой будет скандал, если безобидных торговцев начнут силой выдворять с насиженных мест? В общем, оказались жители дома № 50 заложниками ситуации. Может быть, прокуратура вмешается или Роспотребнадзор? Кстати, один раз мне довелось побывать на этом самом блошином рынке. Торгуют там всяким хламом, который в основном несут из дома – старыми телевизорами, радиоприемниками, гантелями, видеокассетами.
Именно этот визит пенсионерки заставил окончательно утвердиться в мысли, что нужно продолжить рассказывать о местах, за которые стыдно. Может быть, блошиный рынок – не самый яркий пример, однако есть проблема и от нее никуда не денешься.
Где ночуют бомжи?
Еще одной головной болью для города стали заброшенные скверы, в которых ночуют бомжи и гастарбайтеры. В свое время мы писали про один из таких притонов на свежем воздухе – возле театра «Колесо», а на днях побывали в другом, расположившемся прямо около Спасо-Преображенского собора на улице Юбилейной. Одна из знакомых рассказала, что ходит вечерами в фитнес-клуб и ей реально страшно, поскольку в этом месте в кустах кучкуются бомжи, устроившие себе ночлежку прямо у места работы (наверняка днем просят милостыню у церкви или лазают по окрестным помойкам).
К сожалению, когда мы приехали на место (а было это после обеда), то никого не нашли. Впрочем, было немало свидетельств того, что заросли действительно обитаемы. Повсюду разбросаны вещи (например, изорванный пиджак), опустошенные «фанфурики» из под спиртосодержащих настоек, а едва ли не в центре сквера оборудовано настоящее спальное место. Кусты там растут буквой «П», так что с трех сторон спящие защищены от ветров и посторонних взглядов. Даже две боковины от дивана притащили, соорудив некое подобие кровати. Стоит напомнить, что это почти самый центр Автозаводского района, где рядом храм, дворец культуры, множество кафе, детский парк и автовокзал. В свое время мэрия пыталась отдать участок коммерсантам под строительство торгово-развлекательного комплекса, но народ выступил против, полагая, что сквер облагородят и там можно будет культурно проводить время. В итоге мы видим, что оно превратилось в бомжатник.
Исследуя это неприятное место, обратил внимание на идущую неподалеку женщину с ребенком, которая, увидев, что я копошусь в кустах, резко свернула с тропинки. Сынишка бежал впереди, и она громко ему закричала:
– Дима, не ходи туда! Там бомжи…
Мне, с одной стороны, стало как-то неловко, а с другой – не оставалось сомнений, что места здесь неспокойные. Попытка уточнить у женщины, как часто она здесь ходит, успехом не увенчалась, поскольку на оклик «Извините, пожалуйста!» она не отреагировала, а лишь прибавила шаг, схватив ребенка за руку.
Далее по улице Революционной мы поехали в сторону ВАЗа, а именно в еще один заброшенный сквер, где не так давно гастарбайтер изнасиловал, ограбил, а потом задушил молодую женщину, ехавшую в РЭО сдавать экзамен на получение водительских прав. Место это находится между улицами Заставной и Воскресенской, представляя из себя смесь деревьев, высоких кустов и поваленного сухостоя. Поговаривают, что перед тем, как совершить преступление, гастарбайтер спокойненько тут жил, не привлекая внимания прохожих. Да и многие ли будут озираться по сторонам, прислушиваясь к шорохам в кустах?
От Воскресенской до Заставной по узкой дорожке всего-то пара минут неспешного хода, но когда начинаешь думать, что для кого-то это расстояние оказалось непреодолимым и что именно здесь оборвалась чья-то жизнь, становится как-то не по себе.
Не так давно мы обращались к мэру с просьбой обратить внимание на это место, тем более что люди здесь продолжают ходить. Хоть плачь, хоть смейся, но Андреев даже не смог ответить, кому принадлежит участок земли, не говоря уже о том, как сделать его более безопасным. Так, может, к решению проблемы подключится начальник УВД? Ведь не будем забывать, что страшное преступление произошло недалеко от одного из полицейских корпусов, а убитая направлялась именно туда.
Между прочим, таких потенциально опасных мест в Автозаводском районе достаточно много. Например, территория между улицами Борковской и Ботанической, а еще – вдоль Воскресенской (до рынка) или пустырь в западной части 18-го квартала от Южного шоссе до Офицерской.
Вазовский недострой
Также мы хотим обратить внимание еще на один объект, за который стыдно. Он по чистой случайности не попал в самый первый обзор, однако сегодня мы намерены исправить это недоразумение. Речь о недостроенном и безнадежно заброшенном здании межшкольного комбината профориентации на улице Маршала Жукова, напротив санатория «Прилесье».
Недавно мы пообщались с бывшей студенткой ПВГУС Анной Петряковой, которая шесть лет назад защищала дипломную работу как раз по этой теме.
– Насколько мне известно, строительство началось в конце 80-х годов, однако до развала СССР работы завершить не успели, а потом интерес к объекту у руководства города и ВАЗа пропал, – говорит она. – Тем не менее он долгое время находился на балансе завода (остается ли до сих пор – не знаю), а в 2002 году возникла идея создания там центра семейного отдыха с аквапарком, фитнес-центром, катком, площадками для волейбола, баскетбола, мини-гольфа, футбола, треком для картинга и так далее. Идея хорошая, однако воплотить ее не смогли. Началась чехарда на ВАЗе, потом москвичи пришли, французы, а им уж точно не до социальных проектов.
По словам собеседницы, ее дипломный проект предусматривал создание уникального комплекса, где под одной крышей были бы объединены дворцы спорта, культуры, а также научный и развлекательный блоки. Студентке удалось каким-то образом добыть чертежи недостроя, так что итоговая работа была высоко отмечена экзаменаторами. Высчитанная ею стоимость дизайн-проекта составила 16,5 миллиона рублей, однако в дальнейшем никто заинтересованности в реализации не проявлял, так что трехэтажный недострой продолжают использовать для всяких развлечений местные подростки, которых здесь фактически никто не контролирует.
– С точки зрения архитектуры здание очень интересное, однако железобетонные конструкции во многих местах уже начали обрушаться, так что в будущем реконструкция вряд ли будет экономически выгодной. Так что не удивлюсь, если в итоге это место отдадут под жилую застройку, – сказала Анна в завершение беседы.
Что ж, место для возведения многоэтажных домов действительно хорошее, тем более что рядом лес (правда, выгоревший) и Волга (правда, зеленая).
В заключение хочется сказать вот о чем. Недавно поспорили с женой на тему того, можно ли заставить владельцев сгоревшего еще в 2010-м ресторана «Телега» на улице Тополиной (он вошел в первый наш обзор мест, за которые стыдно) привести объект в порядок? Она считает, что хозяин вправе делать (или не делать) со зданием всё что хочет, но я задал вопрос:
– А ты можешь представить что-то подобное, например, в Москве, Санкт-Петербурге или Казани?
– Нет, не могу.
Так что же получается? В крупных городах местные власти могут найти рычаги влияния на бизнесменов, а наши – нет? Между прочим, владельцы «Телеги» после того пожара быстренько открыли ресторан в пригороде, а сейчас вернулись в Автозаводский район, разместившись на площадях бывшего «Восточного экспресса». Так получается, что деньги у людей есть, бизнес они не прикрыли, однако привести в порядок здание, позорящее внешний вид города, по какой-то причине не могут или просто не хотят, пользуясь слабостью нынешней мэрской команды.
Илья Просекин, «Вольный город», №33 (1110) 26.08.16