Речь идет о практически одномоментном износе большого количества лифтов нашего города, отслуживших верой и правдой добрых полвека. Тольятти расширялся и одновременно рос в высоту, очень быстро. Но по прошествии пяти десятилетий внезапно и массово начинают выходить из строя лифты. Сегодня, по информации администрации Тольятти, в городе из 5200 лифтов отработали свой ресурс уже более половины – 3160. Для сравнения, ветхих подъемников в нашем городе втрое больше, чем в Самаре. На замену лифтов нужны немалые деньги. Каждый стоит 1,4-1,8 млн рублей. Понятно, что у собственников домов, то есть простых горожан, таких денег нет. Где их взять? Над этим вопросом и ломали голову депутаты.
Хуже всего 16-этажкам
Первым заслушали директора самой большой управляющей компании – ООО «Департамент жилищно-коммунального хозяйства» – Виктора Попова. В ведении этой УК находится 1306 лифтов. Из них 242 отработали все нормативные сроки даже по два раза. Идет старение металла, и в любой момент любой такой лифт может остановиться навсегда. Необходима глубокая реконструкция лифтов, либо нужно их полностью менять.
Несколько лет в России работала программа по ускоренной замене лифтов, но сегодня такой программы нет. Лифты потихоньку меняют через Фонд капремонта, получающий целевые средства из бюджета Самарской области. Но темпы очень низкие. К примеру, в 2019 году в Тольятти через ФКР заменили лишь 22 лифта, в текущем году планируют еще 23. При нужде более трех тысяч единиц это капля в море. При таких темпах на переоснащение тольяттинского лифтового хозяйства потребуется ни много ни мало 226 лет.
– Лифты сегодня работают исходя из того, что Ростехнадзор их проверяет и каждый год или каждый месяц дает разрешение на продление работы, – рассказал Виктор Иванович. – Ростехнадзор нам предписывает, какие работы и в какой срок необходимо выполнить. Если не подписали, то УК несет колоссальную ответственность в случае ЧП. Проблема не только в старении металла, а в том, что совершенно поменялись технологии. Запчасти на многие лифты уже не выпускаются. Поэтому, мы используем очень старые запчасти, как можем, чиним их, но бесконечно это делать невозможно. Качество обслуживания становится все ниже, растет количество простоев, потому что некоторые запчасти приходится ждать по полгода. Все это время лифт стоит, а люди же этого не понимают. Или лифт полдня поработал – встал, еще полдня поработал – опять встал. Это ведь не работа. А если лифты начнут останавливаться массово, что это будет? Особенно, в шестнадцатиэтажных домах. Мы много лет пытаемся донести до руководителей, что лифт – это очень опасный элемент здания, – продолжил Виктор Иванович. – Это вертикальный транспорт, опасный объект. Так же как мы для поездок по дорогам ремонтируем их, проходим техосмотры, ставим знаки и прочее, так и за лифтовым оборудованием необходимо тщательно следить.
«Лифт приехал, а пол не приехал»
Попов внес предложение, чтобы тольяттинская дума обратилась в областную, а те – в государственную для разработки федеральной программы по замене лифтов. Как вариант, собственники многоквартирных домов могут быть привлечены по принципу долевого участия, собирая 20-30% необходимой суммы, остальное может датировать государство.
– Мы говорим о цифрах, но за ними стоят жизни и здоровье граждан, поэтому тянуть с этим вопросом нельзя, нужно бить во все колокола и что-то предпринимать, – высказал свое мнение директор УК № 4 Николай Петровский. – Я согласен с тем, что лифты старые, на них нет уже запчастей.
По словам представителя ЖЭУ 26-го квартала Татьяны Савосиной, собственники домов, вместо того чтобы тратить деньги на ремонт подъезда или цоколя, вынуждены расходовать их на ремонт лифтов, а это достаточно большие суммы – от 50 до 100 тысяч рублей. В такие огромные суммы сегодня обходятся замена канатов, ремонт электродвигателя и прочее.
Депутат Владимир Бобров поинтересовался статистикой несчастных случаев в лифтах, напомнив жуткую историю в одном им из домов по ул. Мира, когда «лифт приехал, а пол не приехал». По уточненной информации, лифт не подошел, а двери открылись. Хорошо, что в шахту никто не шагнул.
«Это все равно что иметь ВАЗ-2109 80-х годов: ее хоть как ремонтируй – ломаться она не перестанет. Поэтому нужно стучаться во все двери», – подытожил Бобров.
Депутаты обратили внимание на то, что Москва, Санкт-Петербург и Татарстан нашли способы поменять старые лифты за счет отдельных бюджетных программ. Очевидно, что нечто подобное нужно делать и у нас.
В итоге, обсудив все, депутаты решили подготовить обращение в Самарскую губернскую думу с целью разработки для нашего региона государственной программы по замене и модернизации лифтов в многоквартирных домах. Обратят ли внимание в законодательных органах на нужды тольяттинцев, покажет время.
Кстати
Как отметили в парламенте, нормативный срок работы лифта – 25 лет, а в городе 5200 лифтов. Получается, что ежегодно в Тольятти должно меняться не менее 210 лифтов. Замена одного лифта обходится в 1,4-1,8 млн рублей. Значит, на данные цели необходимо направить 350-500 млн рублей. Самарская область должна была выделить субсидию для того, чтобы Фонд капремонта рассчитывался с подрядчиками в течение не девяти месяцев, а шести. Эти средства до сих пор не пришли. Есть предложение эти деньги перенаправить в виде субсидий на ремонт лифтов через Фонд капремонта в том числе в наш город.
Евгений Халилов, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»