Удивительное путешествие по Южному Уралу

каолиновое месторождение в Каштыме
фото: «Вольный город Тольятти»

Карабаш

Итак, мы отправились смотреть Челябинск и самый грязный город на планете с населением 15 тысяч человек – Карабаш.

Он возник в 1822 году после открытия золотоносных россыпей на месте татарского поселения. Карабаш с тюркского означает «черная голова». В начале 20 века здесь начали добывать медь. После нескольких десятилетий добычи медной руды и ее выплавки город стал зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Насколько известно, изначально на заводе не было никаких очистных сооружений. Сбрасывались отходы здесь же: собственно, и реки, и насыпи – это отходы медеплавильного завода.

О том, что с этим городом что-то не так, вы поймете, увидев огромные черные лысые горы везде. Вот продуктовый магазинчик, а вон там школа и административное здание, а за небольшим заборчиком – черные горы. Но не простые, они кажутся странными. Не похожи на то, что создано природой, эти громадные насыпи, превышающие любую высотку своими размерами. И они огорожены забором.

Это как раз шлак и выбросы медеплавильного завода. В руде содержится менее 1% меди. Таким образом, чтобы получить одну тонну меди, нужно переработать 100 тонн породы. После переработки породы оставались тысячи тонн шлама, его сваливали недалеко от завода. В результате образовались так называемые терриконы.

Кто-то рассказал, что под всеми этими горами закопаны дома дореволюционных лет. Но мы не рыли, не проверяли, а кто копал – тоже неизвестно.

шлак и выбросы медеплавильного завода в Карабаше
фото: «Вольный город Тольятти»

Да, городок угрюмый, хорошо здесь триллеры и фильмы ужасов снимать. Может, так и делают периодически.

В основном здесь деревянные одноэтажные домики в частном секторе, но есть и двухэтажные сталинки. А возле предприятия – огромный работающий фонтан.

Очень бросается в глаза этот диссонанс: черные горы за заборчиком и фонтанчик с лавочками на территории завода по производству черной меди.

По поводу самого грязного города на планете тоже не всё так ясно. Никто не может найти документы, подтверждающее это.

– Так или иначе, ситуация вроде бы была официально плохой до 2016 года. Затем город на бумаге вышел из различных негативных рейтингов. А сама медная компания, что владеет заводом, заявляет, что установила в цехах различные фильтры, вкладывается в модернизацию и экологию. И начиная с 2004 года, потратила на всё это более 30 миллиардов рублей, благодаря чему выбросы отравляющих веществ снизились в 30 раз, – пишут об экологической обстановке в городе блогеры.

Уральское Бали

Близ небольшого городка Кыштым мы, можно сказать, совершенно случайно обнаружили огромный карьер с бирюзовой водой. Зная, что находимся в экологически неблагоприятном регионе, думалось о разном: от сточных вод до слитых в карьер химических соединений. В принципе, так и есть на самом деле.

Здесь можно только фотографироваться, но для этого нужно преодолеть на автомобиле довольно приличный участок неровной дороги, покрытой песком вперемешку с известняком и щебенкой. Выйдете из машины, чтобы подойти к карьеру, и на вас уже стойкий известковый налет.

Но эти мелкие трудности и неудобства не смущают челябинцев, они привыкли.

Так что же прячется за красотой известного уральского Бали с бирюзовой водой?

Да, место, безусловно, красивое, необычное, притягательное. Многие называют его идеальным для селфи. Но не более, купаться в этой водице небезопасно.

Во-первых, владельцы карьера продолжают свою работу, здесь находится горно-обогатительный комбинат, ведутся добыча и переработка каолина. Это такая белая глина, которую используют как сырье для изготовления керамических изделий и сантехники.

Во-вторых, проход к карьеру запрещен. Здесь даже имеется табличка, сообщающая об этом. Их даже две, на одной: «Проход запрещен», на другой: «Опасно!»

В-третьих, сам каолин не растворяется в воде. Из него выходят вредные примеси: титан, железо, алюминий, кремний. А бирюзовый цвет водоема – результат щелочной реакции взаимодействия каолинового минерала и воды.

Кстати, добыча каолина началась на уральском Бали в 1945 году. В 2011-м разработка месторождения в этом месте была приостановлена. Но работал насос, который время от времени откачивал воду из карьера.

В 2012 году кто-то срезал электрический кабель, и насосная станция прекратила работу. Карьер быстро заполнился водой. Дно чаши из-за глины очень вязкое, может засосать. Наибольшая глубина – около семи метров. Кстати, кыштымское месторождение каолина считается одним из самых богатых в России.

Екатеринбург

Представление о суровости жителей Урала появилось не сегодня. Еще Чехов, побывав в Екатеринбурге, в 1890 году написал, что здешние люди внушают проезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, с громадными кулачищами. Родятся на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствуют не акушеры, а механики. Входит в номер с самоваром или графином и, того гляди, убьет. Я сторонюсь…

Антон Павлович был прав. Я тоже сторонилась, столица Урала оказалась не вполне гостеприимной. На въезде в город мы стали свидетелями дорожной разборки: водители двух иномарок прямо на проезжей части, перекрыв одну из полос, ругались и выясняли, кто прав, а кто нет в сложившейся ситуации. Как мы поняли, один из них подрезал другого.

Я привыкла к тольяттинским водителям, которые так же могут подрезать, нагрубить, настойчиво сигналить. Но чтобы полосы перекрывать и выяснять отношения – такое вижу впервые.

Около местного заведения фастфуда, где мы были проездом, к нам подошел прилично одетый цыганенок и стал просить денег. Ничего не поделаешь – работа такая. Но цыган-попрошаек не видела с 2000-х.

Центр столицы совсем не впечатлил. Есть фонтан. Здорово, но убрать возле и вдоль него как будто забыли. Есть набережная. А подмести? Есть сквер. Но опять грязь и полные мусорные баки. Нет цветов в вазонах, а трава, то есть газоны – желтые и нечесаные.

Конечно, здесь много вопросов к правительству Свердловской области. Негоже. Все-таки столица опорного края державы, а подмести край подзабыли.

Всё же везде есть красивые и запоминающиеся места. Если проездом в Екатеринбурге, то обязательно заверните с трассы к стеле «Европа-Азия».

Мы на 17-м километре Ново-Московского тракта. Рядом, по трассе, проносятся сотни машин, ежесекундно попадая из Азии в Европу и наоборот. А перед нами широкий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлической стелой. По краям монумента заложены камни с крайних точек Европы и Азии – с мыса Рока и мыса Дежнева.

стела Европа-Азия в Екатеринбурге
фото: «Вольный город Тольятти»

Здесь же символический указатель километража до крупнейших городов мира, до Парижа, например, всего-то каких-то 4650 километров, до Лондона подальше – 30 тысяч верст…

Идея делить Европу и Азию по Уральскому хребту принадлежит основателю Екатеринбурга, а также основателю Ставрополя-на-Волге – ныне Тольятти, Перми и других городов и поселков – Василию Татищеву.

Еще одно место, которое нас впечатлило – это храм, расположенный на Царской улице. Он построен в русско-византийском стиле, имеет пять куполов, его высота – 60 метров. На колокольне храма 14 колоколов, самый большой из них имеет массу аж в пять тонн!

Стал третьим в России храмом на крови. Первый построен в Угличе на месте убийства царевича Дмитрия, второй – в Санкт-Петербурге, на том месте, где убили царя-освободителя от крепостной зависимости Александра II.

И здесь, в Екатеринбурге. На месте церкви в конфискованном большевиками доме инженера Ипатьева несколько месяцев держали семью последнего императора, а в ночь на 17 июля 1918 года расстреляли в подвале. После расправы с Николаем II и его семьей большевики сначала сбросили их тела в шахту на Ганиной Яме, а затем, спустя сутки, перепрятали более надежно – под бревенчатый настил в Поросенковом логу на старой Коптяковской дороге…

Сейчас посещение храма входит в популярнейший паломнический маршрут. На входе женщинам выдают головные уборы, а мужчинам, если они в шортах и тапках, – длинные платки, чтобы можно было обвязаться и скрыть ноги.

Челябинск

Недавно опять провели какое-то масштабное экологическое исследование. Наиболее неблагоприятными в этом плане городами оказались Магнитогорск, Челябинск, Норильск.

На экологическую обстановку влияет ряд факторов, среди которых и наличие вредных производств, загрязнение водоемов отходами предприятий и хозяйственной деятельности человека, увеличение количества выбросов углекислого газа в атмосферу…

Итак, мы в Челябинске… Чтобы понимать, как живется здесь людям, достаточно пройтись по улицам города, заглянуть на центральную площадь, в пару магазинов. А если есть время – пройтись по главным достопримечательностям. И конечно, пообщаться с местными жителями.

Я разговорилась с продавцом уральских самоцветов на рыночке мастеров, который находится на так называемом челябинском арбате – Кировке. Купив сувениры в дорогу у приятной молодой женщины, решила спросить:

– Где у вас здесь памятник верблюду? Он же символ вашей области.

– Я вам и не скажу, хоть сама местная. Даже стыдно.

– А вы куда сами ходите?

– Никуда особо не ходим. Двое детей у меня, бывший муж не помогает, алиментов нет. Работаю каждый день здесь, один выходной – понедельник. С ребятишками мама помогает, у меня ипотека…

Да уж. Всё у всех одинаково в этой жизни, если она не ладится. А я еще скидки у нее требовала. Пришлось покупать кулоны без акции.

Спросила у нее и про экологическую обстановку. Она ответила:

– Я не чувствую себя плохо, так же, как и моя семья. Мы не работаем на вредных производствах, но сосед трудится на цинковом заводе. Знаю, там у работников зарплаты небольшие, но молоко за вредность пока выдают… Вы в Магнитогорск езжайте. Вот там леса вдоль предприятий и заводов розового и рыжего цветов. Но люди живут, куда деваться?

Да, куда деваться – это точно. В мыслях о людских тяготах и тяжелой экологической обстановке так и прогуляла я весь день по столице Южного Урала.

Если будете здесь, обязательно пройдитесь по пешеходной улице Кирова. Здесь отличительная черта – множество магазинов и кафе, дома старой постройки и большое количество металлических скульптур по всей территории пешеходной зоны.

Перед входом на «арбат» установлена красивая металлическая арка. Это копия ранее существовавшей, которая была на этом же месте. Рядом с ней – скульптура городничего. В те времена таких приходилось часто встречать на улицах.

По левую сторону располагается здание законодательного собрания Челябинской области, а перед ним скульптура крестьянина с собачкой, читающего закон. Еще одна интересная композиция – женщина-модница, которая любуется собой в огромном зеркале.

На Кировке можно встретить еще множество композиций, изображающих саксофониста и художника, Левшу и пожарного с бочкой, карету с лакеем и мальчика с верблюдом.

памятник мальчику с верблюдом в Челябинске
фото: «Вольный город Тольятти»

Мне же пришелся по душе памятник основателям Челябинска. Монумент представляет собой слияние четырех фигур, стоящих со всех сторон спинами друг к другу. Здесь изображены офицер Тевкелев, крестьянин с пилой, башкир и казак.

Город основан в 1736 году на месте башкирской деревни Челяба. Основателем челябинской крепости, которая защищала торговые пути из Зауралья в Оренбург, считается полковник Тевкелев.

Интересно, что со всех четырех сторон на стеле есть выдержки из архивных исторических документов, вылитые в бронзе. Вот одна из них: «Ни одного места нет с недостатком к житью человеческому: земля черная, леса, луга, рыбные, звериные ловли довольные…»

Вот вам сразу и все ответы: тяжело ли живется челябинцам и не только им?

Я бы еще выделила несколько мест, куда стоит попасть, будь вы в столице Южного Урала.

В парке Гагарина есть необычный фонтан под названием «Ниагара». Вообще, город утопает в фонтанах. Так вот, ниагарский считается местом исполнения желаний. По периметру водного комплекса вмонтированы таблички с изображениями ладоней из металла, на которых написаны самые сокровенные желания. Нужно лишь прикоснуться к одной из них и загадать желание, и оно обязательно сбудется…

Здесь еще самое высокое всесезонное колесо обозрения, обязательно прокатитесь, тем более что кабинки закрытые. Хотя всё равно страшновато. По ценам на аттракцион: взрослый билет стоит 390 рублей, детский – 250.

После колеса обозрения мы прошлись по знаменитой артхаусной городской набережной реки Миасс. Здесь преобладает стиль минимализм, много удобных лавочек, стилизованных под камни, есть даже ударопрочные пластмассовые качели.

Отведали мы и челябинский трдельник. Обычная булка, вкусная, потому что горячая, готовят при тебе. Классический трдельник – 105 рублей, с наполнителями – 160.

Немного отдохнув, мы завершили наш «Один день в городе» поездкой к железнодорожному вокзалу сурового Челябинска.

Именно здесь величественно расположился 12-метровый бородач, перепоясанный каменной глыбой. Памятник «Сказ об Урале» – скульптурная визитка Челябинска, настоящий образ мощи и богатства. «Урал! Опорный край державы. Ее добытчик и кузнец», – гласит надпись на глыбе.

Многие путеводители утверждают, что идею главного памятника города советский монументалист Виталий Зайков позаимствовал из сказки Павла Бажова о каменном гиганте с огромным поясом, полном уральских богатств. На самом деле такой сказки в собрании сочинений Бажова нет. А вот древний башкирский эпос о горном богатыре действительно существует, к тому же, русские и вправду долго называли Урал земным поясом.

Этот памятник – некий уральский духовный символ. И большинство жителей чувствуют спайку со своей землей, ощущают себя как бы в контексте своей малой родины и не рвутся в центр, веря в то, что возрождение России может начаться здесь.

Вот и всё. Наше удивительное путешествие по Южному Уралу, суровому и прекрасному краю, подошло к концу.

Путешествуйте по России! У нас замечательные места, огромные территории. Может быть, отчасти суровые, но приветливые люди. А меня ждут новые города и не менее увлекательные дороги…

Читайте: Путешествие по Южному Уралу, часть 1.

Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»

сад камней в Челябинске
“Сад камней” в Челябинске, фото: «Вольный город Тольятти»