Тимур Шаов: Не хотите, так не спите

Новости Тольятти augustnews.ru

Часто слышу мнение, что если человек по-настоящему талантлив, то обычно не в чём–то одном, а сразу во многом. Наверное, так бывает не всегда, но вот бард Тимур Шаов (поэт, композитор и исполнитель песен в одном лице) – прямое тому подтверждение.

По образованию и первой своей профессии он – врач-гастроэнтеролог. А песни начал писать и исполнять давно, еще в студенческие годы. Теперь живет в Москве, занимаясь исключительно творчеством. Хотя сам говорит, что специально в авторскую песню не уходил:

– Она очень постепенно влезала в мою жизнь и теперь уже влезла…

Раз в году Шаов обычно приезжает в Тольятти с концертом, и еще можно послушать его на Грушинском фестивале. В этот раз Тимур привез свои свежие диски – «При чём тут Фрейд?» и «Наш союз», а со сцены прозвучали и новые песни, и давно полюбившиеся.

– Так в чём же его особенные таланты? – спросите вы.

Для меня – во многом. Во-первых, это содержательность текстов (по причине замечательной эрудиции автора и его богатейшего словарного запаса). Кто хоть раз пробовал писать стихи, знает, как непросто бывает облечь мысли в зарифмованную форму, да еще и размер соблюсти. А тут ведь совсем не «розы-морозы» и «вновь-любовь»! В песнях Шаова умещается вся наша сложная и противоречивая жизнь, все ее грани. Вот, например, навскидку – тематика песен с нового диска: политика, культура, ЖКХ, национальные традиции, отношения супругов, литература, история, эзотерика… И о чём бы он ни пел – всё актуально, интересно, иногда даже сложно (чтобы понять, приходится порой по словарям полазить или в интернете что-то уточнить).

Во-вторых, потрясающее чувство юмора. Правда, часто он переходит в сарказм, но ведь это всегда по делу: жизнь у нас такая, а бытие, как известно, определяет сознание. К своей персоне, кстати, Тимур Султанович относится тоже вполне критично: «Опять зло-словлю… Ох, я грешный… Опять глумлюсь… А почему?», «Я тут недавно сдуру решил, что я – поэт»… Для меня просто удивительна способность Шаова говорить о совсем не веселых явлениях нашей жизни так, что не только не остается чувства безысходности, а наоборот, оптимизм просыпается! На его концертах – хоть в зале, хоть на грушинской поляне – зрители всегда много смеются. И в этот раз, как обычно, тоже смеялись: и слушая песни, и в паузах между ними, когда автор рассказывал разные забавные случаи, и даже во время раздачи автографов в фойе после концерта. Лишь на один вопрос бард ответил серьезно. Я спросила:

– На Грушинский в следующем году приедете, Тимур?

– Да, конечно! Он ведь юбилейный, кажется?

Действительно, фестивалю в 2018-м исполняется 50, так что будем ждать: и приезда Шаова, и вообше праздничной программы!

В-третьих, музыка и аранжировки. Они очень разнообразные, иногда (и всегда – в тему) оригинально стилизованы под какие-то национальные мелодии, часто можно уловить остроумные музыкальные цитаты…
В общем, это надо слышать!

В-четвертых, конечно же, исполнительское мастерство. Ведь это раньше барду достаточно было выучить три гитарных аккорда – и вперед, с песней! А теперь – совсем не то: слушатель привередливый пошел… Вместе с Шаовым в Тольятти на этот раз приехали два музыканта-виртуоза: Михаил Махович (мандолина) и Николай Григорьев (гитара). В таком составе группа выступает уже несколько лет. Они просто волшебники, причем играют всё лучше и лучше!

Ну и в-пятых, шаовская харизма. Видимо, она притягивает людей, так что удается создать коллектив ярких, талантливых единомышленников – мастеров своего дела: это и в звучании песен слышно, и в оформлении дисков видно.

Такое чувство, что на сцене не выполняют сложную работу, а просто получают удовольствие от исполнения замечательной музыки и общения друг с другом! Вот и нам в зрительный зал передалось это позитивное настроение. Недалеко от меня сидели знакомые, которые вообще раньше не знали, кто такой Шаов, и никогда не слышали его песен. Так вот, концерт им тоже очень понравился.

Например, рассказ барда о беседе с одной журналисткой. Сначала, как всегда, традиционный и уже надоевший вопрос:

– Скучаете ли вы по работе доктора?

А потом – уже интереснее:

– Вам не кажется, что когда садитесь писать стихи и песни, это пишете не вы, а вам диктуют из космоса и через чакру на голове эти стихи заходят?

Ему, по словам Тимура, даже обидно стало:

– Пишешь-пишешь, а она говорит: вам из космоса заходит!

Ну, съязвил что-то про голоса в голове и обращение к доктору опять же.

А в ответ:

– Зря вы иронизируете! Пушкину, Высоцкому, Окуджаве диктовали!

– Ну, думаю, раз всем диктовали… Да, говорю, вот сейчас вы сказали – и я припоминаю: кто-то действительно диктовал!

И Тимур спел нам новую песню – «Держи чакры открытыми»…

Удивительно, но он не запрещает фотографировать в зале, записывать звук и видео. Вот недавно я была на представлении категории 6+ в «Пилигриме», так там перед началом объявили, что спектакль –
собственность кукольного театра, поэтому пользоваться фото- и видеоаппаратурой нельзя. А здесь – пожалуйста, записывай что хочешь. Решила сделать диктофонную запись: песни-то можно в интернете найти, но то, что Тимур так интересно в промежутках между ними рассказывал, – вряд ли. Запись получилась неплохая, слова разобрать можно. И когда в окологардеробной очереди знакомый посетовал на то, что концерт какой-то не очень долгий получился, я вполне аргументированно возразила:

– Да нет, нормальный: первое отделение – 71 минута, вторая – 58. Просто очень понравилось, поэтому быстро показалось!

На том и сошлись.

Я намеренно не хочу перепечатывать тексты шаовских песен, и на то есть важная причина. Об этом очень хорошо сказал сам Тимур:

– Меня спрашивали: «Почему вы не издаете свои стихи?» Потому что я не пишу стихи – я пишу песни. А здесь важны текст, музыка, подача и интонация. Это как в театре – попробуйте убрать декорации и костюмы. Текст пьесы, конечно, останется, но Отелло всё-таки должен душить Дездемону в кровати, а не на дощатом полу, Клавдий – сидеть на троне, а не на табуретке, Золушке положено терять хрустальную туфельку, а не кроссовку «Адидас». Можно, конечно, и так, но кайф не тот. Так и с текстом песни – он «скучнеет» в отсутствие антуража.

Ева Волина, «Вольный город Тольятти»