За последнее время российская экономика пережила сразу несколько ударов. Охлаждение отношений с Турцией из-за сбитого российского бомбардировщика Су-24 привело к тому, что вторая после закрывшегося незадолго до этого Египта страна курортов оказалась недоступна для наших туристов. Мало того, с прилавков отечественных магазинов могут исчезнуть турецкая одежда и продукты. А это, в свою очередь, может сказаться не только на ассортименте, но и на ценах. Незадолго до этих событий в стране начались массовые забастовки дальнобойщиков – еще одно неприятное обстоятельство, послужившее дополнительным поводом для беспокойства.
Напомним, акции стали ответом на введенный налог за пользование дорогами. С 15 ноября перевозчиков обязали платить за проезд по федеральным трассам на грузовиках массой свыше 12 тонн по 1,53 рубля за километр. Такие расценки будут действовать до 29 февраля будущего года, после чего возрастут вдвое. Тех же, кто отважится пойти в обход системы взимания платы, ожидают немалые штрафы. По прогнозам самих перевозчиков, это нововведение не только затруднит поставки товаров, но спровоцирует инфляцию. С одной стороны, огорченные новыми порядками дальнобойщики склонны преувеличивать. Да и Турецким товарам при желании можно подыскать замену (тот же Египет на днях предложил себя в качестве поставщика). Однако не все так просто, как полагают финансовые эксперты: семь бед – один ответ.
Мы решили узнать, как все случившееся в сумме скажется на экономике и стоит ли нам ожидать резкого скачка цен.
Овощи из Африки, рыба с Дальнего Востока
Сетевые магазины уже начали реагировать на ситуацию и занялись поиском новых поставщиков. Так, в X5 Retail Group, куда входят супермаркеты «Пятерочка», «Перекресток» хоть и воздерживаются от комментариев, ссылаясь на то, что окончательная картина будет ясна только к концу года, но все же уверены: им удастся найти адекватную замену турецким продуктам. Сети работают с несколькими поставщиками, поэтому замена должна быть найдена. Будут ли это российские партнеры или даже компании из Самарской области, в компании утонять не стали.
Можно вспомнить, как год назад сетевики оказались примерно в той же ситуации: с введением Евросоюзом санкций цены на многие товары заметно выросли, но катастрофы не произошло.
Член комитета по промышленности, связи и торговле губернской Думы Константин Ряднов отмечает, что теперь к нам в магазины будут завозить товары из стран Африки и Дальнего Востока.
— Уже есть информация, что все крупные сети перешли на закупки у поставщиков из других стран, в том числе, африканских. По некоторым позициям получилось даже дешевле. Что касается рыбы, то ее уже завозят с Дальнего Востока. Кроме того, у нас есть запасы своих овощей и зерна, которые мы даже экспортируем, — рассказал Ряднов.
Но Турция – это не только отели и экспортируемые продукты. Сейчас рынки и магазины буквально завалены турецкой одеждой, которая некоторыми продавцами позиционируется чуть ли не как элитная и оценивается в соответствующие суммы.
— Есть же другие европейские страны, производящие хорошую одежду, например, Италия, — рассуждает депутат.
По его словам, в Думу даже обращались предприниматели, занимающиеся пошивом одежды с просьбой ввести какие-то запреты или ограничения на продажу текстильных товаров из Турции, поскольку покупатели при прочих равных условиях зачастую предпочитают продукцию иностранных производителей. Однако если по качеству местные товары могут конкурировать с турецкими, то по объему дотянут вряд ли.
Что касается продуктов, то, по мнению председателя областного регионального отделения Союза садоводов России Натальи Митрошенковой, наш регион должен не расстраиваться, а радоваться запретам.
— Лично я рада такой ситуации. Зачем покупать импортное, если у нас есть свои товары. С увеличением объемов, возможно, увеличится заработок наших людей и улучшится качество продукции. Мы тоже хотим выращивать хорошие продукты. Есть ли результаты после прошлогодних санкций Евросоюза? Приведу пример. Мы сотрудничаем с «Жигулевскими садами», и у них очень мало саженцев на продажу. Почему? Как раз потому, что они развиваются и после введения санкций активно продают свою продукцию, — рассказала Митрошенкова.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев не столь оптимистичен. Он утверждает, что Россия не сможет заменить абсолютно все продукты, которые ранее поставлялись из Турции. По его мнению, с учетом климатического фактора, заменить турецкие цитрусовые или томаты будет крайне сложно, поскольку такое количество помидоров вырастить за короткий срок не получится.
Константин Калачев считает, что это все приведет не к исчезновению продуктов с магазинных полок, а к росту цен на них.
-У нас торговля любые проблемы превращает в повышение цен. Мы закупаем в Турции продуктов на 3 млрд рублей, а поставляем туда продукции на 15 млрд. То есть, соотношение совершенно очевидно. Но если на российские санкции Турция ответит контрсанкциями, это вряд ли кого-то порадует. В торговом обороте России Турция – очень важный партнер. Меры, предпринимаемые сейчас российским правительством, острее всего ощутят на себе простые граждане, — говорит Калачев.
По его мнению, нужно вводить ограничения не против целой страны, а против конкретных турецких производителей. По словам Калачева, наша текстильная промышленность сейчас не готова полностью отказаться от турецкого трикотажа.
— Если, скажем, турецкую продукцию заменит китайский трикотаж, я не уверен, что эта продукция будет сопоставима по качеству,- полагает аналитик.
Продукты питания – далеко не главная проблема, которая может возникнуть из-за охлаждения отношений с Турцией. Финансовый аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин считает, что наибольшие проблемы возникнут у российских и зарубежных инвесторов.
— Отношения с Турцией также скажутся на инфляции, но она будет несопоставима с тем, что было год назад, когда санкции ввели страны Евросоюза. В Минэкономразвития недавно подсчитали, что к динамике потребительских цен в годовом выражении европейские санкции добавили примерно два процента. А в случае с дальнобойщиками, к общей инфляции добавится еще несколько десятых процента. Да влияние будет, оно окажется негативным, но не очень заметным. Гораздо больше проблем может появиться у инвесторов. Здесь имеется геополитический риск. Поскольку инвесторы, российские и иностранные, видят, что ухудшается инвестиционный климат, что бизнес может в любой момент закрыться по каким-то причинам, — говорит Нигматуллин.
Дальнобойщикам найдется альтернатива
Пока водители грузовиков продолжают свои акции протеста, эксперты сходятся во мнении, что если ситуация продолжит развиваться, то им будет найдена альтернатива.
Константин Ряднов уверен, что можно найти замену в виде железнодорожного и речного транспорта.
— На дальние дистанции железнодорожные перевозки даже актуальнее, они уже сейчас используются. На коротких дистанциях, конечно, лучше подходили грузовики, но теперь и здесь можно использовать железную дорогу, если перевозчики повысят цены. Не стоит забывать, что имеется еще и речной транспорт, — отмечает Ряднов.
Тимур Нигматуллин говорит, что в данном случае влияние на экономику будет не столь существенным.
— Негатив будет, но не столь серьезный. Я думаю, дополнительные сборы с дальнобойщиков приведут к небольшому ускорению инфляции, возможно, на несколько десятых процента. Учитывая, что сейчас инфляция составляет 15%, это не столь существенно, — уверен эксперт.
Владельцы большегрузов, в свою очередь, продолжают настаивать на том, что введение платы за проезд серьезно ударит не только по ним, но и по всем торговым сетям. Напомним, ранее некоторые перевозчики прогнозировали повышение цен в супермаркетах примерно на 10%.
Депутаты Госдумы отреагировали на многочисленные акции протеста и сначала выдвинули предложение по серьезному снижению штрафов, а теперь предложили отменить транспортный налог. Основная причина – его малая собираемость среди автомобилистов. Это должно частично помочь перевозчикам, лишив их довольно серьезной статьи расходов. Однако сами водители фур пока не готовы воспринимать это как некую помощь. Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко и вовсе считает информацию ложной:
— Я не готов сейчас обсуждать инициативу об отмене транспортного налога. Вот когда будет внесенный законопроект, когда он пройдет согласование в профильных комитетах, первое чтение, — тогда можно обсуждать и вносить поправки. Сейчас же это простой вброс информации, направленный на отвлечение внимания от основной темы, не более чем. Вся экономика России находится сейчас в плачевном состоянии, в том числе и автоперевозки.
По мнению Константина Калачева, проблема с дальнобойщиками станет ощутимее после того, как эта система сборов начнет работать в полном объеме. По его словам, все это, в конце концов, отразится на ценах продуктов, а также приведет к изменениям на рынке автоперевозок, к исчезновению маленьких компаний, занимающихся грузоперевозками. В итоге это приведет к монополизации рынка.
Вячеслав Сорокин, Ксения Маянова, «Самарские известия»