После этого Сергей Анташев едва ли не впервые за 2,5 года управления Тольятти завел речь о своей возможной отставке

вид н атольятти и жигулевские горы

В повестке первого после каникул заседания городской думы значилось более 40 пунктов, что невольно наводило на мысль: может, стоит сократить продолжительность летней паузы в работе парламентариев, чтобы не приходилось за один день решать копившиеся два месяца вопросы? Как бы там ни было, а с поставленной задачей депутаты справились и даже почти не переругались друг с другом и мэром, хотя напряженность при обсуждении периодически возникала.

Начать стоит с того, что к началу полноценной работы думы смог восстановиться от полученных в конце июля тяжелых травм спикер Николай Остудин. Напомним, что он упал с лестницы (при каких обстоятельствах – до сих пор неизвестно), получив переломы и поставив под сомнения свою дальнейшую активную деятельность. Была опасность, что с учетом возраста он может не вернуться к исполнению своих обязанностей, однако председатель в среду не только передвигался без ходунков, но и выглядел относительно бодро. Можно, конечно, предположить, что ему вкололи обезболивающее, под воздействием которого Николай Иванович смог продержаться эти самые 5-6 часов. Все-таки единороссу Остудину важно было лично открыть осеннюю сессию и тем самым показать областным чиновникам, что Тольятти не окончательно «покраснел», несмотря на большое количество и активность депутатов от КПРФ.
Сложно сказать, тосковали ли народные избранники летом по спикеру и прочим коллегам, однако по работе они точно соскучились, начав уже при обсуждении первого вопроса (он касался поправок в текущий бюджет) просить слова, вставлять реплики, делиться инициативами…

– Нужно направить в губернскую думу заявку на приобретение экологической лаборатории. А то непонятно, какие спонсоры готовы выделить деньги на ее покупку, – заявил Владимир Бобров. – Вы же знаете, что только в течение нескольких дней было около 500 официальных жалоб на состояние воздуха. По факту же их еще больше. Вы приезжайте в Шлюзовой, пообщайтесь с жильцами домов по улице Куйбышева. Они вам много интересного расскажут.

Напомним, что именно из-за затяжки с покупкой экологической лаборатории Сергей Анташев недавно получил нагоняй от губернатора. Естественно, депутатам об этом хорошо известно, и возможно, они тем самым решили не только продемонстрировать заботу об избирателях, но и подсыпать соли на душевную рану присутствовавшего в зале мэра.

– Некоторые инвесторы, которые раньше давали согласие поучаствовать в покупке лаборатории, действительно отказались, – взял слово Сергей Анташев. – Это «СИБУР», «Автоград-Водоканал» и еще несколько небольших организаций. На сегодняшний день мы имеем подтверждение на 13 миллионов 660 тысяч от основных инвесторов. Дефицит составляет 8,1 миллиона рублей. Мы проинформировали об этом губернатора. Была достигнута устная договоренность, что будут найдены варианты с выделением недостающей суммы из областного бюджета. По графику приобретение и поставка должны состояться до февраля. Спешки никакой нет, тем более что предоплата – всего 50 процентов, а оставшиеся деньги – после получения лаборатории и обучения персонала, который там будет работать.

Также развернулась дискуссия по поводу запланированной в будущем году реализации инвестиционного проекта по оснащению школ автоматическими узлами учета отопления. Это, по мнению специалистов, должно дать серьезную экономию при оплате за потребленные ресурсы, однако некоторые депутаты не поверили в то, что на деле будет именно так. В частности, Максим Гусейнов вместе с несколькими коллегами, а также представителями мэрских департаментов побывал в 67-й школе и увидел там нечто, заставившее усомниться в целесообразности расходования денег на эти цели. Он заявил, что нужно «поставить звездочку» – то есть запретить выделять средства до тех пор, пока в думу не поступит анализ экономической эффективности.

– Этого вопроса нет в числе тех поправок, которые мы сегодня обсуждаем, – возразил Николай Остудин, но Гусейнов продолжал настаивать на соответствующей записи в протокол.

– Звездочку пока ставить не под чем, – вступила в разговор руководитель департамента финансов мэрии Лариса Миронова. – В Самаре решение о выделении нашему городу средств на эти цели пока не принято. Там также обсуждают экономическую эффективность и запрашивают у нас все документы. Давайте сначала результатов дождемся.

Читайте: Куда в действительности идут средства и насколько целесообразно они используются

Обе эти темы (экологическая лаборатория и автоматические узлы учета) действительно не имели прямого отношения к текущим поправкам в бюджет, однако депутатам так хотелось высказаться, что вытерпеть они не могли.

– Соскучились по работе! – периодически произносил Николай Остудин, упрашивая коллег ускориться, ведь час заседания уже подходил к концу, а дальше обсуждения первого вопроса продвинуться не получалось.

К примеру, не всем понравилось предложение мэрии (это уже из текущих поправок) увеличить на 5,4 миллиона сумму, полагающуюся строителям выставочного зала (видимо, того, что возводят на улице Революционной рядом с парком Победы), в связи с тем, что НДС в нашей стране повысился с 18-ти до 20 процентов. Область пообещала компенсировать эти затраты, но позже. Один из наиболее активных депутатов от ЛДПР предложил не торопиться с принятием решения, однако большинство коллег его не поддержали.

Он же высказал сомнения по поводу 240 тысяч рублей, которые требуется выделить на приобретение 3999 маркированных конвертов для бесперебойной работы отдела административной практики. По словам парламентария, отдел этот плохо выполняет свои функции, о чем свидетельствует большое количество припаркованных на газонах машин.

– Хорошо он их выполняет! – возразил мэр. – Перевыполнение годового плана уже сейчас составляет 71,5 процента! Если бы у меня другие департаменты так же эффективно работали, то не пришлось бы нам сейчас ловить блох, пытаясь решить бюджетные проблемы. То, что им необходимы деньги на приобретение конвертов – вполне логично, поскольку нарушителям нужно направлять уведомления.

– Так все-таки может административная комиссия штрафовать за парковку на газонах или нет? – поинтересовался депутат. – Когда мы членам комиссии в присутствии прокурора задавали этот вопрос, они отвечали, что не могут.

– Мы нашли вариант, чтобы смочь! – ответил мэр.

– А что мешало заняться этим в июле?

– Мы в июле и начали.

– Раз уж заговорили про парковку, хочется обратить внимание на микрорайон Жигулевское море, где фактически отсутствуют стоянки и не достроен гаражно-строительный кооператив, – взял слово депутат Василий Воробьев. – Люди вынуждены ставить машины на газонах. Порядка 50 обращений у меня по этому поводу.

– Давайте исходить из того, что закон запрещает ставить машины на газон, – ответил Анташев. – Парковок хватать никогда не будет, потому что сегодня в каждой семье по одной машине, а завтра будет по две. В Автозаводском районе полно гаражей, однако они все пустые стоят, потому что гражданам удобнее возле дома в два этажа парковаться. Вариантов решения вопроса по строительству стоянок на самом деле очень много. Нужно этим заниматься, хотя, конечно, проще искать причины и ничего не делать.

В конце концов депутаты все-таки приняли поправки в бюджет, предусматривающие, в частности, 92,7 миллиона рублей на оснащение детских садов, строящихся в микрорайонах Жигулевское море и Калина, а также на создание дополнительных мест в уже существующих, 376,4 миллиона на софинансирование строительства школы в 20 квартале Нового города, а также 3,3 миллиона на ликвидацию несанкционированных свалок. Все это средства из вышестоящих бюджетов, как и 497 миллионов на ремонт и реконструкцию дорог, которые обещают в следующем году, а вот софинансирование из местного бюджета в размере 25,1 миллиона нужно предусмотреть уже сейчас.

Первый вопрос кое-как осилили, однако второй также касался бюджета, причем здесь председатель профильной думской комиссии Владимир Краснов упрекнул городскую администрацию в том, что та берет слишком много кредитов в банках, и в итоге муниципальный долг вырос уже почти до 6 миллиардов рублей.

– Легкий путь выбрали! Бюджетные кредиты нужно брать, а не коммерческие! – сказал он. – Не забывайте о том, что проценты, которые вы банкам платите – это деньги налогоплательщиков.

Главе города это выступление совсем не понравилось.

– Язык ультиматума в данном случае не приемлем, да и вообще, прежде чем делать подобные заявления, нужно понимать, о чем вы говорите, – сказал он. – Долг создался не из-за того, что мэрия решает какие-то свои задачи, набирая кредиты под большие проценты в коммерческих банках. Бюджет мы с вами все последние годы принимаем дефицитный. Вы знаете иные способы покрыть этот дефицит, помимо привлечения кредитов? Конечно, выгодно брать бюджетные под полтора или вообще ноль процентов, но они четко регламентированы. Их не дают часто и под любые цели. Мы провели большую работу, чтобы при содействии депутатов Госдумы получить большой бюджетный кредит. К сожалению, такое решение в Москве не приняли, поскольку Тольятти не является областным городом, а значит, деньги напрямую ему не полагаются. Только через Самару. Поэтому приходится работать над привлечением банковских средств, причем мы постоянно стараемся уменьшить процентную ставку. В апреле 2017-го она составляла 11,4 процента, а буквально сегодня появилась информация, что один из банков в рамках проведенного аукциона согласился на 7,36.

После этого Анташев едва ли не впервые за два с половиной года управления городом завел речь о своей возможной отставке:

– Бюджет мы с вами принимаем вместе, а значит, и ответственность поделена. Могу разделить ультиматум с депутатами. Если не удастся снизить процентную ставку, я готов подать в отставку, а вы, соответственно, – распустить думу.

После этого в зале раздался тихий смех, а Краснов тем временем не унимался:

– Ваша партия находится в коридорах власти, как говорится, от Москвы до самых до окраин… Вот вам и карты в руки в плане снижения муниципального долга. Так что, пожалуйста, прилагайте усилия и решайте вопрос вместе с губернатором и депутатами Госдумы, а не лезьте в карман к избирателям.

Анташеву и здесь нашлось чем ответить:

– Во-первых, ни в одном коридоре денег не дают, а во-вторых, я ни в чей карман не лезу. Если вы лезете, то всех по себе не судите!

После этого спикер Николай Остудин предложил закончить обсуждение, видимо, опасаясь, что оппоненты начнут употреблять еще более резкие выражения. Стоит отдать должное депутатам, которые после этого остыли и к большинству из оставшихся в повестке вопросов отнеслись спокойно, голосуя почти без комментариев. В итоге заседание уложилось в пять часов, с учетом перерыва.

Выделим тему подготовки к празднованию 75-летия Победы. Народные избранники поинтересовались, планируют ли областные власти в связи с этим выделить Тольятти деньги на благоустройство территорий и ремонт зданий, однако руководитель департамента городского хозяйства мэрии Вадим Ерин сказал, что заявка в сумме 4,1 миллиона была подана только на обустройства памятных объектов, расположенных на общественных кладбищах.

– Неужели ветераны войны теперь только с кладбищами ассоциируются? – развела руками одна из сидевших рядом со мной коллег.

Депутаты к этой информации отнеслись спокойно, правда, попросили добавить в заявку деньги и на другие объекты. В ответ Ерин сказал, что область даже по кладбищам еще не определилась, дав понять, что просить что-то дополнительно пока преждевременно. Впрочем, чуть позже присутствующим сообщили, что в план ремонта на следующий год попадет бюст маршала Жукова на одноименной улице и еще несколько важных памятных объектов.

А вот вопрос о том, чтобы выделить по тысяче рублей так называемым детям войны (людям, родившимся в период с 1930-го по 1945 годы), пока не решен. Речь идет о 39 миллионах рублей, взять которые, видимо, пока негде. Во всяком случае, чиновники ничего вразумительного на этот счет не сказали.

Комментарий

Юрий Сачков, первый заместитель председателя городской думы:

– На этом заседании фракция КПРФ выступила за то, чтобы прекратить рост коммунальных платежей, введя соответствующий мораторий. Мы говорим, что народ нищает и что пора уже прекратить постоянно увеличивать тарифы в угоду монополистам. К сожалению, некоторые из наших коллег стали вести себя странно, пытаясь как-то смягчить ситуацию. Кто-то предложил устроить опрос среди управляющих компаний по поводу того, насколько платежи выросли. По сути каждый из депутатов должен был просто ответить: «вы за рост цен или против?», основываясь, прежде всего на мнении избирателей. На первый взгляд, ответ очевиден, но почему-то из 35 человек 20 высказались за то, чтобы направить соответствующее обращение губернатору и в областное правительство (этого оказалось достаточно для принятия решения), а остальные воздержались.

Что касается сделанного на заседании заявления Сергея Анташева по поводу своей возможной отставки и роспуска думы, то это выглядит вполне логично. Мы не должны допускать увеличения закредитованности города и последующего в связи с этим ухудшения жизни горожан. Если это все-таки произойдет, то ответственность ляжет на плечи не только администрации, но и думы. У депутатов нет цели убрать главу города. Мы наоборот стремимся принимать совместные решения, которые помогут постепенно увеличивать доходную часть бюджета. В два раза она должна быть больше, чем сейчас, однако для этого нужно приложить много усилий.

Илья Просекин , «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 36 (1267) 20.09.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

вид н атольятти и жигулевские горы