Одинокая слепая женщина: «Я хочу встать на ноги и увидеть внука»

Новости Тольятти augustnews.ru

Соседи, волонтеры и журналисты пытались помочь слепой, тяжело больной женщине.

Именно пытались, потому что 61-летняя Галина Валеева, проживающая на улице Никонова, 15, является гражданкой Казахстана. После смерти мужа Аксая она осталась без паспорта и документов на жилье. Из-за долга в 300 тысяч в квартире отключили воду. Передвигаться по жилищу было невозможно, потому что все пространство буквально до потолка было завалено мусором с тучами мух и тараканов. Поскольку входная дверь не закрывалась, в квартире собирались окрестные алкоголики. О Галине Николаевне мы уже рассказывали ранее.

Всех схоронила

Слепая, совершенно беспомощная Галина Николаевна много недель не вставала с постели, ее кормили соседи. Неизвестно, сколько бы продолжался весь этот кошмар, если бы соседка Лидия Бодрова не обратилась к журналистам, депутату Думы городского округа Тольятти Владимиру Боброву и ситуация не получила бы огласку, общественный резонанс. Милиция, социальные службы, коммунальщики — зашевелились все. Однако первыми на пороге антисанитарной квартиры появились волонтеры, откликнувшиеся на клич, брошенный в социальных сетях. С подачи Владимира Боброва «Спецавтотранс» выделил мешки, перчатки, без которых невозможно было справиться с мусорными завалами.

Как рассказали мне сама Галина Валеева и ее соседка Лидия Бодрова, слепота наступила очень быстро. Года полтора назад Галина была вполне здорова, бодра и подрабатывала сиделкой, ухаживая за такими же, как она теперь, лежачими больными. Еще в апреле 2016 года Галина могла выйти за продуктами в магазин, а сегодня совершенно ничего не видит.

Вставать она перестала после смерти мужа Аксая, в середине декабря.

Своих двоих детей Галина схоронила еще раньше. Сын Игорь повесился в 20 лет, а взрослая дочь Рината несколько лет назад умерла от рака. Когда-то семья жила в Казахстане, в городе Уральске. Галина и Аксай работали в системе исполнения наказаний, попросту говоря — в тюрьме. Потом муж перевелся на работу в Тольятти, ему дали служебную квартиру на Никонова, 15. Еще одна квартира была у них в Жигулевске, ее купили лет 10 назад после продажи жилья в Казахстане.

Да-да, беспомощная Галина — не бомж, у нее якобы есть собственная двухкомнатная квартира в доме московской планировки с лифтом и мусоропроводом. Там несколько лет прожила ее дочь Рината с внуком Русланом. Но после скоропостижной смерти дочери от саркомы органы опеки забрали внука в детский дом, откуда потом он попал в приемную семью.

Вместо пенсии — картон

Галина говорит, что тяжело пережила смерть молодой дочери. После этой трагедии печальные события навалились на Валееву как снежный ком. Мужа Аксая осудили за драку. Сначала дали условный срок, но через какое-то время посадили из-за нарушения режима. Домой Аксай вернулся месяцев через восемь. У него, по словам Галины, начались приступы эпилепсии. Мало того, он потерял пенсию, которую почему-то перестали выплачивать во время отсидки. В отличие от Галины ее муж был гражданином России. Вместо того чтобы разобраться с пенсией, Аксай начал собирать по помойкам бутылки и картонные коробки, приносил их в квартиру, а потом сдавал. На эти копейки они и жили, пока в декабре Аксай не умер.

Поскольку квартира слепой Галины стала проходным двором, из нее исчезло все, начиная с одежды, заканчивая документами на квартиру и паспортом хозяйки. О причине смерти мужа Галина ничего рассказать не может. Поясняет только, что из города Аша Челябинской области приехала родная сестра мужа Шура, забрала его тело и увезла, чтобы схоронить по татарским обычаям. Муж был татарин. Галя спросила: «А как же я?» Шура ответила ей: «Сейчас нам не до тебя».

А вот с соседями Галине Николаевне повезло. Лидия Бодрова и к депутату Владимиру Боброву обратилась, и волонтеров с коммунальщиками встречала-провожала, и с представителями социальной службы общалась. Соцработники пришли, чтобы Галина Валеева написала заявление о заселении в приют, и долго возмущались. Никак не могли понять, почему соседи не сажают недвижимую, слепую женщину хотя бы на ведро, если в квартире нет воды и унитаз в туалете забит. И плевать чинушам, что миссию сиделки взвалила на себя соседка-пенсионерка. Добровольно! Хотя и возраст у нее не юный, и здоровье не самое крепкое. Просто чувство долга у Лидии Владимировны зашкаливает. Не понимает она, как же можно бросить в беде беспомощного, слепого, больного человека. Тем более что бедолага призналась ей: «Я хочу встать на ноги, хочу видеть, потому что у меня есть внук, о котором я должна заботиться».

Нашла приют в реанимации

После социальных работников на Никонова, 15, пришли специалисты из федеральной миграционной службы (ФМС) по поводу оформления паспорта для Галины Валеевой. Потом сантехники прочистили унитаз. Специальные службы пообещали обработать квартиру от мух и тараканов, а волонтеры сказали, что завершат уборку. Хорошо, конечно, что дело сдвинулось с мертвой точки. Лучше, как говорится, поздно, чем никогда…

Как прокомментировал ситуацию директор социального приюта для лиц без определенного места жительства Юрий Сутормин, он готов принять Галину Николаевну. В приюте восемь женских мест. Сейчас одна постоялица отправляется в пансионат для инвалидов и ветеранов на постоянное место жительства, койка освободится. Однако медики должны подготовить Валееву к заселению в приют. Форму специального заявления она уже подписала. Центр социального обслуживания Комсомольского района работает.

Теперь Галина Николаевна должна сдать анализы, чтобы специалисты смогли определить, в приюте ее место или в больнице. В социальном приюте есть лицензия только на доврачебную медицинскую помощь, соответственно, работают медицинская сестра и фельдшер. Срок проживания в приюте — два месяца, потом при особых обстоятельствах, конечно, можно и продлить. Но вопрос с гражданством и паспортом, по мнению Юрия Валентиновича, надо решать как можно быстрее. Без документов никто не поможет…

Насчет медицинского обследования директор социального приюта как в воду смотрел. Во вторник соседи вызвали скорую, и Галину Николаевну увезли в Городскую больницу № 4. Врачи констатировали у нее тяжелую форму пневмонии, есть подозрение на туберкулез. Сейчас Галина Николаевна лежит в реанимации. «Площадь Свободы» будет отслеживать непростую ситуацию со слепой женщиной, лишившейся всех документов.

Факт

В 2016 году в России наблюдался рост по выдаче разрешений на временное проживание (РВП), видов на жительство (ВНЖ) и выдаче гражданства Российской Федерации. Так, в 2016 году было выдано на 40000 РВП и 40000 ВНЖ больше, чем в 2015 году. Гражданство РФ в 2016 году получили более 265 тыс. иностранных граждан, что на 60000 человек больше, чем за аналогичный прошлый период.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»
oleangelina@yandex.ru

фото: «Площадь Свободы»