На Троицу сватаются, на Покров женятся

Новости Тольятти augustnews.ru

19 июня православные встретят Троицу, или Пятидесятницу.

У этого большого праздника нет фиксированной даты, он назначен на пятидесятый день после Пасхи — отсюда и название Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

Согласно христианскому вероучению именно с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога, и во всей полноте началось участие Трех Лиц Божества — Отца, Сына и Святого Духа — в спасении человека. Считается, что Бог-Отец творит мир, Бог-Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог-Дух Святой освящает мир через устроение Церкви и проповедь веры.

С Троицей связаны многие православные традиции, о которых мы попросили рассказать настоятеля храма в честь Пророка Илии Сергия Романова. Он напомнил, что Пятидесятницу предваряет Родительская суббота. На самом праздничном богослужении в Троицу не совершается заупокойное богослужение, так как Троица — это День рождения православной церкви. В этот день Святой Дух сошел на апостолов, ученики получили способности проповедовать слово Христово, после чего Церковь стала расти по всему миру.

Преклоним колени

За более чем 2000-летнюю историю существования Православия у нас появились как прославленные святые, так и не прославленные, то есть простые усопшие христиане. Всех их по традиции вспоминают в Родительскую субботу, которая в 2016 году приходится на 18 июня. Отец Сергий рассказал, что утром в субботу священники совершат поминальное богослужение в белых облачениях, а на вечерней службе переоденутся в зеленые одежды, которые символизируют жизнь вечную. Поминовение превратится в Торжество и Праздник. На Троицу храмы украшают березовыми ветвями, травами и цветами, они также символизируют жизнь и вечное обновление.

В День Святой Троицы совершается праздничная литургия, верующие исповедуются, причащаются, а потом совершается Девятый час — краткое богослужение с особыми псалмами и молитвами, исполняемые всем храмом. По устоявшейся традиции вечернее богослужение совершается сразу после Божественной литургии. Почему не вечером? Как пояснил отец Сергий, человеку после причащения важно сохранить благодать таинства причащения. В завершение службы звучат три древние молитвы, которые читаются раз в году. В них верующие выражают преданность Спасителю, говорят об единстве церкви земной с Церковью небесной, вспоминают об усопших. Молятся коленопреклоненно — впервые с праздника Пасхи. Священник читает молитвы, стоя на коленях в Царских вратах, лицом к верующим. Все прихожане тоже встают на колени. Праздничное богослужение на Троицу очень насыщенное, в храме ощущается особенная благодать.

Не заблуждайтесь по поводу самоубийц

В ходе нашей беседы отец Сергий подчеркнул:

— Из-за каких-то суеверий люди на Троицу приходят не в храм, а на кладбище. Это невежество. Для поминовения отводится Родительская суббота. На Троицу надо молиться в храме. И еще считается, что на Троицу можно поминать самоубийц. Это мнение ни на чем не основано. Людей, самовольно жизнь свою окончивших, церковь никогда поминать не может. От родственников самоубийц никакие жертвы не принимаются, они совершают только домашнее поминовение специальными молитвами, в которых просят, чтобы Господь, если возможно, помиловал погибшую душу. Кроме того, в духовных изданиях есть канон о самовольно жизнь свою скончавших. Его чтение допускается только родственниками по благословению духовника.

— Отец Сергий, скажите, пожалуйста, считаются ли самоубийцами алкоголики и наркоманы, умершие в результате своих пристрастий?

— Относительно людей с алкогольной или наркотической зависимостью, чья жизнь резко и неожиданно оборвалась, есть особая практика. Самоубийцами они не считаются, но по церковной практике сразу его не отпевают. Отпевание совершается на 40-й день. В этот период его родные и близкие приходят в храм, усердно за него молятся, исповедуются, причащаются, на них накладывается епитимья. За их усердие и подвиг обычно на 40-й день проводится заочное отпевание, после которого родственники могут отнести погребальную землю на кладбище. Не каждый священник может взять на себя такое отпевание, оно совершается по благословению Благочинного. Так или иначе, но практика такая существует, и нужна она больше самим родственникам умершего, чтобы через скорбь и испытания они пришли к Богу, чтобы имели надежду на милосердие Божие. Надо, чтобы люди пришли ко Христу, чтобы от воцерковленных людей молитва была принята как благоприятная жертва в память об усопшем.

Возлагайте живые цветы

— Наши предки славяне в июне праздновали приход весны, зеленые святки, русалочьи недели. Постепенно чествование пробуждения природы совместилось с Троицей. Говорят, что в наследие от славян нам досталась традиция украшать дом пышной зеленью трав, молодой листвы и цветов. Все эти элементы от ромашек до молодых колосков служили символом жизни, благополучия и «сытого» будущего. Как церковь относится к таким утверждениям?

— Никак, православие как государственная религия России пришло на смену язычеству, многобожию Древней Руси, Церковь своим богослужением свидетельствует истину о триедином Боге — Отце, Сыне и Святом Духе. Троица нераздельна, как солнце — круглое, дающее свет и тепло. Так и Господь Бог один, но открывается человеку в трех лицах — таинственных и непостижимых. Своими богослужениями и молитвами церковь свидетельствует, что нет множества богов, Бог только один.

— И последний вопрос по поводу Родительской субботы. Нужно ли оставлять на могилах конфеты, хлеб с водой, другие продукты? Иногда даже с целью поминовения усопшего его родственники спиртное распивают…

— Нет, эта традиция больше сводится к язычеству. А распитие спиртного — самое большое невежество, это грех, так как кладбище — святое место. На могилу изначально было принято возлагать только живые цветы. Даже венки, которые сейчас распространяют, — внешняя, формальная традиция. Живые цветы — символ того, что жизнь человеку дана вечная, не только на период земного бытия. Церковь призывает к тому, чтобы к поминовению усопших люди относились правильно. Мы приходим на кладбище, чтобы помолиться и тем самым выразить свою любовь к тем людям, за которых мы молимся. Возлагая живые цветы, мы показываем надежду на то, что встретимся с нашими близкими людьми в вечности. Раньше на могилы традиционно приносили семена, сыпали на специальные кормушки. Прилетающие за ними птицы также символизируют жизнь.

А продукты можно приносить только в храм, где существует Канун — то место, где установлен крест, там же находится тетрапод — поминальный стол. Здесь совершается богослужение, на котором продукты освящаются и либо отдаются нуждающимся, либо передаются на поминовение в церковной трапезной.

Молимся Духу Святому

Настоятель храма в честь Пророка Илии Сергий Романов:

— Если храм не вмещает всех прихожан, пришедших на праздничную службу, богослужение совершается на улице — так бывает, например, в Дивеево. Природа как бы становится Храмом. Через видимую природу мы соприкасаемся с невидимой, Божественной благодатью Духа Святого, с невидимым миром ангелов и святых. Через богослужение происходит связь церкви земной с Церковью небесной. В частности, на Святую Троицу впервые со времени Пасхи совершается молитва Святому Духу, чтобы очистил от всякой скверны и спас наши души.

Завиваем… березу

На Руси было принято почитать березу в праздник Троицы. Обычаи Пятидесятницы тесно связаны с этим деревом. Вокруг березы водились девичьи хороводы. Ею украшали дома, первые листья сушили для защиты от сглаза. До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше — таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

Небольшую березу во время гуляний украшали лентами, вплетали в нее цветы. После хороводных песнопений срубали дерево и начинали триумфальное шествие по деревне. Нарядную березу обносили вокруг всего села, привлекая удачу к его жителям. Вечером с деревца снимали ленты и устраивали традиционное жертвоприношение. Ветки «хоронили» в поле, а саму березу топили в водоеме. Так люди просили о ниспослании обильного урожая.

Приметы, проверенные веками

Дождь на Пятидесятницу — к обилию грибов и близкому теплу.

Если береза на третий день после праздника свежа — к мокрому сенокосу.

На Троицу сватаются, на Покров женятся — к любви и согласию в семье.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»

фото: Площадь Свободы