Тайна великая есть

Новости Тольятти augustnews.ru

По мнению настоятеля Казанско-Богородичного храма протоиерея Николая Манихина, Пасха раскрывает смысл жизни.

Благочинный Центрального округа Тольятти, настоятель Казанско-Богородичного храма протоиерей Николай Манихин служит в Самарской епархии уже сорок первый год, а непосредственно в Тольятти — тридцать пятый. На его памяти — годы негласного запрета на религию. А с 1985 года, когда был принят закон о свободе совести и вероисповедания, — возникновение множества религиозных объединений, церквей и сект. По его словам, сегодня в мире только различных христианских религиозных течений насчитывается около 300. Однако РПЦ придерживается утвержденных на соборах устава и правил и относится с веротерпением к другим религиям. В преддверии праздника Пасхи мы поинтересовались у протоиерея Николая Манихина, что означает этот праздник.

— Пасха — главный праздник для христиан по торжеству богослужений и по глубокому смыслу наполнения. Надо исходить из того, как мы понимаем, как принимаем саму идею Бога. Христианская религия сложная, у нас Бог — в трех лицах, это тайна, связанная с вечностью, с Богом, непостижимым в своей сущности для нас. Мы говорим Господь Иисус Христос — истинный Бог и Человек, Сын Божий и Сын Человеческий. Это опять для нас тайна. Его боговоплощение, то есть пришествие в мир, мы празднуем Рождество Христово, тем самым свидетельствуем, что Бог пришел в мир от пречистой девы Марии и стал реальной личностью. Отсюда иконопись, внешняя обстановка, атрибутика в церкви — она вся оправданна. Когда кто-то приходит в храм, мы говорим: надо исповедоваться, покаяться за грехи, попросить прощение — это понятно. А вот когда мы подходим к причастию, то нам священник говорит: «Честного Тела и Крови христовой причащается раб божий» и подает на ложечке кусочек хлеба и вино. И вот под видом вина и хлеба нам преподносится тайна, которая не поддается логике. Длительное время богословы — великие умы рассуждали на эту тему, приводили образные явления: как это понять? Но до конца мы это понять не можем, мы берем на веру. Сам Христос взял хлеб, преломил его и сказал: «Это мое тело», взял вино, разбавил его водой, благословил: «Это моя кровь». И дал указание, что нужно это принимать достойно, кто не достойно — тот себе осуждение определяет, а кто не будет принимать, тот жизни вечной не наследует. Такие были поставлены условия. И он говорил об этом в своей проповеди — в Евангелии есть такой момент, кто внимательно читал. Но многие не понимали сути, потому что руководствовались чистыми материальными позициями. И они отошли от Христа. Догматические определения вырабатывались длительный период на вселенских соборах. Были споры: как правильно толковать? Но это уже пройденный этап, мы имеем готовый материал, на это опираемся. Символ веры изложен в краткой форме: един Бог в Троице славимый, верим в Господа Иисуса Христа, в Святого Духа, в едино крещение и в жизнь будущего века. Верим в бессмертие своей души. Если все это мы принимаем, нам церковь нужна. А принимаем мы все на веру. Более глубокая разработка догматических тем изучается в катехизисе, законе Божьем и других церковных учениях, которое называется Догматическое Богословие.

Надо понимать, что христианская религия — это не набор каких-то действий: свечку поставил, службу отстоял. Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни — стяжание благодати Духа Святого, то есть духовное совершенство. Праздник святой Пасхи — это уже как кульминация, завершение всего пути, как видимая вершина айсберга, она сияет и раскрывает смысл, цель нашей жизни. На эту тему много трактатов написано. Для чего мы живем в этом мире? Если я просто случайно родился, пожил, как попало — хорошо или плохо, и потом меня закопали — и на этом все закончилось? Есть ли в этом смысл? Все держится на религии, на нашем приближении к Богу. Церковь — это как школа, как учитель, который напоминает нам об этом. В ней гармонично составлен годичный круг богослужения и суточный. Суточный круг богослужения включает всю историю творения, грехопадения, покаяния, пришествие Христа-Спасителя, его искупительный подвиг, через который мы входим в царство небесное — возвращаемся в первозданное, не помраченное грехом состояние. В течение года мы не просто вспоминаем священные события, изложенные в Евангелии, но духовно, метафизически входим в эту область, потому что Бог находится вне времени и пространства, а церковь Христова (небесная — торжествующая, а земная — воинствующая) как единая имеет соприкосновение с земным и небесным. Поэтому во время богослужений мы пресекаем ту грань — временную и оказываемся в метафизике, духовной составляющей. Мы мистически входим в смысл любого праздника: Рождества Христова, Сретенья Господня, Успения, Преображения и т.д. Они как бы наполняют годовой круг событий, и венцом этих праздников является 13-й праздник Светлого Христова Воскресения. Понимая это, человек ставит себе задачу: а мне это нужно? Будет ли он получать утешение, духовную поддержку, исполнять какие-то церковные постановления? Зачем, например, поститься, не зная — ради чего? Некоторые говорят: это с медицинских позиций хорошо. Никто не спорит, но к религии это никакого отношения не имеет. Поэтому заранее до святой Пасхи церковь напоминает нам воскресными днями и приближает нас к теме покаяния, чтобы в воспитательно-духовном состоянии мы вошли в дни святой четыредесятницы, провели великий пост с определенной целью. Особая седьмица (неделя) — это страстная: мы идем за Христом по стопам на Голгофу, чтобы с ним сораспяться в своих грехах, а потом совоскреснуть для вечной жизни.
Как происходит воскресение Христово? Воссиял свет во гробе. По нынешний день эта символика остается: мы являемся свидетелями открытого схождения благодатного огня (это показывают по телевидению) как символа того, что Иисус Христос воскрес, всем своим божественным присутствием воссиял и открыл дверь в царствие небесное.

Апостол Павел пишет, что сама природа стенает и ждет дня освобождения по Библии — пришествия Христа-Спасителя, когда волк и ягненок будут вместе, и мы ждем такого состояния, которое было до грехопадения. Праздник Пасхи — это открытые двери для каждого из нас в Царство Небесное.

Цитата:
Николай Манихин, Благочинный Центрального округа Тольятти, протоиерей, настоятель Казанско-Богородичного храма Тольятти: «Мы празднуем Пасху, в которой самое сокровенное — это принятие праздника в душе, тогда из сердца будет изливаться сама радость на окружающих людей. Ведь сам Господь подтвердил, что все из сердца исходит: и хорошее, и плохое. Но Пасха имеет определенный период. Поскольку мы не настолько совершенны, находимся в стадии падшего человека и не можем иметь вечную пасху для себя. Она откроется в будущем веке для каждого, если мы заслуженно войдем в царство небесное. Здесь, на Земле, это как сияющий ориентир, который указывает нам направление пути. Понимая это и принимая, мы идем, невзирая на то, что грешны, немощны, и падшие некоторые из нас, ведь если у человека есть желание, стремление сердечное в духовном движении, все равно Господь поможет».

фото: Площадь Свободы

Лариса Агишева, “Площадь Свободы”