Многие наши жители уже не верят в справедливость

В среду появилась информация, которая, возможно, даст пассажирам хоть небольшую надежду на справедливость.

По поручению прокурора области в Тольятти проведена проверка по факту повышения коммерческими перевозчиками стоимости проезда в маршрутках. Основанием стали жалобы горожан в соцсетях, а также публикаций в местных СМИ, среди которых и «Вольный город».

В первом июньском номере газеты вышел материал под названием «У перевозчиков осталось хоть немного совести?», в котором мы напомнили о том, что обнаглевшие коммерсанты в третий раз за семь месяцев повышают стоимость проезда:

– Еще в октябре было 33 рубля – по району и 35 – между, затем, в начале ноября, подняли цену, причем сильно – до 37 и 40 рублей соответственно. В середине апреля начал действовать новый тариф – 40 и 42 рубля, однако и этого ненасытным перевозчикам показалось мало. На текущей неделе они в третий раз изменили цену, сделав 43 рубля по районам и 45 – между.

Когда же хапуги наконец-то успокоятся? Вопрос интересный, однако еще интереснее узнать, почему городские и губернские власти не препятствуют подобным действиям, допуская 30-процентное подорожание всего за 7 месяцев? Неужели и правда хотят, чтобы проезд в Тольятти стоил столько же, сколько в Москве?

И еще хотелось бы узнать мнение антимонопольной службы, ведь, по сути, мы имеем дело с кучкой дельцов, навязывающих свои условия огромному городу.

Скажу честно, что не всегда на публикации есть реакция. Мы к подобному уже привыкли, решив, что это не повод опускать руки, особенно когда речь идет о справедливости, а точнее о ее отсутствии.

Однако на сей раз надзорные органы порадовали. Причем размещенный на сайте областной прокуратуры текст дает основания полагать, что проверяющие читали нашу июньскую публикацию.

– Установлено, что в Тольятти повышение стоимости проезда на маршрутках по нерегулируемым тарифам у всех перевозчиков произошло в один временной промежуток на равную величину, а именно: в октябре 2023 года – с 33 до 37 рублей (между районами до 40 рублей), в апреле 2024 года – до 42 рублей, в июне 2024 года – до 45 рублей.

При этом расходы перевозчиков не могли быть идентичными в силу различных исходных данных по количеству и протяженности обслуживаемых маршрутов, количеству транспортных средств, численности персонала…

В общем, сговор выявлен, и это очень хорошо.

Однако возникают вопросы: что же дальше? Можем ли мы рассчитывать хотя бы на возврат к майским тарифам?

Прокуратура сообщает, что по результатам проверки 5 июля в отношении ряда перевозчиков возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения 11-й статьи Федерального закона «О защите конкуренции».

Указанной нормой предусмотрен запрет соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов).

В настоящее время в областном управлении антимонопольной службы создана комиссия по рассмотрению дела.

Конечно, нам бы хотелось, чтобы перевозчиками наконец-то занялись серьезно, однако, судя по комментариям горожан, многие из них считают, что дело ограничится банальным штрафом, причем не таким уж большим, чтобы заставить владельцев фирм задуматься о том, что они делают.

А задуматься есть о чем, ведь, помимо финансового вопроса, есть ряд других: интервал движения, комфорт, безопасность и вежливость водителей.

Лично я езжу на маршрутках ежедневно и порой за голову хватаюсь от того, что происходит.

В среду на красный свет проскочили на пересечении улиц Ворошилова и Дзержинского (маршрут № 96), причем, когда загорелся желтый, до стоп-линии оставалось еще метров 20. Но вместо того, чтобы затормозить, сидевший за рулем мужчина лишь прибавил скорость…

А на маршруте № 126 и дублирующем его 326-м постоянно попадаются хамоватые водители. Буквально вчера на моих глазах был эпизод, когда сначала один пассажир попросил остановить возле краеведческого музея, а следом другой – на бульваре Ленина.

За рулем сидел мужчина с сигаретой, который весьма оригинально решил напомнить пассажирам, что это одна и та же остановка – он их просто обматерил!

– Извините, просто я не местная, первый раз в Тольятти, – с трудом сдерживая слезы сказала в ответ женщина средних лет.

Подобное сплошь и рядом. Что касается сотрудников мэрии, то они реагируют на подобные инциденты одинаково – просят запомнить номер машины, время, а еще лучше, если телефоны свидетелей будут под рукой.

Понятно, что при желании можно наказать одного конкретного водителя, однако проблема в том, что эта зараза распространилась на большинство тех, кто задействован в коммерческих перевозках.

Создается ощущение, что пересади на маршрутку водителя с большого муниципального автобуса, так и он через пару месяцев станет хамом. Не зря же многие между собой называют такой транспорт не иначе как скотовозами.

Как бороться? Безжалостно расторгать договора с теми, кто не желает работать нормально, обновлять подвижной состав, соблюдать расписание, выпускать машины на линию в вечернее время, проводить уроки вежливости для водителей, соблюдать правила дорожного движения и так далее.

А там – как знать. Если других претензий не будет, может, и к повышению проезда горожане начнут относиться спокойнее. Хотя, естественно, оно не должно происходить трижды за семь месяцев…

Вот что написала в соцсетях тольяттинка по имени Диана:

– Мы готовы платить такую цену, но пусть они ездят нормально! Нахватают полную машину, как будто в последний раз едут. В итоге пассажиры чувствуют себя, как кильки в банке. На мой взгляд, надо полностью пересмотреть карту перевозок, маршруты и рассчитывать людские потоки. Неужели трудно взять в качестве примера опыт больших городов? У нас живут более 650 тысяч человек, а основным видом транспорта являются «газельки». Позор!

Автор комментария добавила, что, возвращаясь в Тольятти из Нижнего Новгорода, Казани или Москвы, ощущает себя неандертальцем:

– Грязь, «убитый» транспорт, заросли травы, зеленая вода в Волге, мусор, скандалы, пивные ларьки друг на друге. Культура города упала до очень низкого уровня.

Возвращаясь к теме повышения стоимости проезда в маршрутках, хочется напомнить (в том числе и надзорным органам), что чаще всего коммерсанты реагируют на то, что мэрия также повышает цену на билеты в муниципальных автобусах и троллейбусах.

Происходит это примерно в одни и те же сроки: то одни раньше стоимость меняют, то другие. Может, и в этом есть признаки некоего сговора?

Читайте Николай Ренц на эту тему говорил неохотно

Федор Жуков, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 26 (1512) 12.07.24
Номер свидетельства ПИ № 7-2362 от 30.10.2003