В России стоимость многих продуктов питания давно уже сравнялась с мировыми ценами, стоимость некоторых даже превзошла мировые, например, молока. При этом доходы россиян несоизмеримо ниже, чем в США, европейских странах или ряде других.
В 2024 году продовольственные продукты продолжали дорожать – рост составил 9,83%. Плодоовощная продукция подорожала более значительно – на 21,50%. В лидерах продуктов питания в этом году – картофель и сливочное масло. Картофель если ни удвоит цену к Новому году, то легко увеличит ее в разы к весне. Стоимость сливочного масла тоже бьет рекорды, правда, более скромные.
Сливочное масло в тренде. Общемировом?
Многие, наверное, уже привыкли, что каждый год какой-то отдельный вид продуктов уходит в отрыв и начинается его бесконтрольный рост стоимости. Так уже было с гречкой, сахаром, растительным маслом, куриными яйцами и курами. В этом году очередь дошла до картофеля и сливочного масла. И если первый подорожал в основном из-за погодных условий – холодное начало мая, потом засуха, жаркое лето, и как результат – картофеля собрали мало, то сливочное масло нарастило цену из-за того, что выросла его себестоимость, в том числе вследствие увеличения затрат на закупку сырого молока и молочных жиров.
В «Союзмолоке» объясняют это увеличением себестоимости производства по всей цепочке от сырья до переработки. В августе она была выше, чем годом ранее, на 16%: зарплата сотрудников выросла на 24%, затраты на закупку сырья – почти на 20%, выросла кредитная нагрузка, растет инфляция. Кажется, всё ясно.
Вообще, подорожание сливочного масла похоже на общемировой тренд – во многих странах цены на молоко и молочную продукцию растут опережающими инфляцию темпами. Например, в Ирландии цены производителей на молочную продукцию выросли на 9,8%. Общий уровень инфляции в стране – 2,3%.
Сырье дорожает, сети накручивают
В России на Дону закупочные цены на молоко выросли за год в 1,5 раза. «В начале года мы закупали молоко по 30 руб. за литр, сейчас – почти 49 руб.», – говорит ростовский представитель молокозавода. В этом году завод повысил отпускные цены, в том числе на сливочное масло – с 500 руб. за килограмм до 750 руб.
Однако в магазинах Ростовской области, да и повсеместно по России цены на масло превышают 1000 руб. за килограмм. Представители молокозавода говорят, что повлиять на ситуацию с розничными ценами они не могут, поскольку оптовики, закупающие масло с завода, сами формируют наценки по городам.
В Чувашии средняя закупочная цена на сырое молоко от населения на 21 ноября этого года составляла 26,3 руб. за 1 литр. Это выше прошлогоднего уровня на 25,8%. Еще стремительнее рост цен на молоко 1-го сорта от фермеров и производств: 35,9 руб. за 1 кг, это + 33,5% к 2023 году.
Понятно, что рост закупочных цен не может не отразиться на цене молочных продуктов, в том числе сливочного масла.
По данным Национального союза производителей молока «Союзмолоко», закупочные внутренние цены на молоко, выраженные в евро, выше, чем в США и Новой Зеландии. В России 100 кг молока в мае 2024 года закупалось по 38 евро, в США – по 35, в Новой Зеландии – по 30 евро. Отчего в России молоко стоит дороже? Наверное, потому что коров у нас намного меньше, да и климат суровее. И что еще интересно – прилавки с молочной продукцией у нас не пустеют: масло, сыры, сметана, молоко, всё в наличии. Только вот если сравнить молоко разных торговых марок, но одинаковой жирности, то всё оно разное на вкус, хотя состав идентичный – цельное молоко и нормализованное молоко. Почему так? Скорее всего, потому, что от молока там остается только жидкость, жир и белок снимаются для масла и сыров, а в «молоко» затем добавляются растительные жиры. И не только в молоко.
Заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов подтверждает, что в российское сливочное масло добавляются импортные жиры. Правда, не указывает, какие – молочные, животные или пальмовые и кокосовые? «В производстве сливочного масла присутствуют импортные жиры. Сырье еще в августе показало рост на 10–20% с начала года», – сообщил представитель «Руспродсоюза». Он также указал, что подорожало не только сырье, но и логистика – на 30-35%, упаковка – на 10–15%.
Однако больше всего в цене сливочного масла, лежащего на прилавках магазинов, «весит» накрутка торговых сетей, она составляет более 70%. Ну и рост ключевой ставки наверняка тоже внес свою лепту.
Ольга Баркалова, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 20.12.2024
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022