Давайте прикинем варианты возвращения иностранцев в Россию

тьерри боллоре
фото: ВА-Волжский Автостроитель

Вариант 1: Возвращение Renault. Просто возвращение Renault

Если Renault выкупит свой прежний блокирующий пакет акций и вернется к прежней политике закупок и поставщиков, это может положительно сказаться на общей прибыли концерна и конечного производителя автомобилей. У Renault есть свои поставщики, входящие в состав концерна. Переход на их комплектующие позволит загрузить иностранные площадки и положительно отразится на деятельности компании.

Однако российские предприятия-смежники, которые во время «размолвки» осваивали новые технологии, набирали персонал и брали кредиты под оборудование и внедрение этих технологий, могут разориться и уволить рабочих. Неизбежны и увольнения на головном предприятии, как это было при шведском майоре НАТО Бу Инге Андерссоне. Также, вероятно, будет свернута часть социальных программ предприятия.

планерка Бу Андерсон говорит
Бу Андерсон — экс руководитель АВТОВАЗа

Вариант 2: Возвращение Renault в рамках совместного предприятия

Вариант возвращения Renault на АВТОВАЗ в рамках совместного предприятия, где его доля не будет блокирующей, практически не отличается от предыдущего. Мы уже проходили через это, пока у Renault не стало 67,61% акций. В этом случае процессы социальной деградации предприятия будут растянуты во времени. Сдерживающим фактором станет то, что отвечать за социальные потрясения будут свои, местные руководители. В этом варианте переложить вину за социальную деградацию на варягов будет сложнее, ведь юридически, несмотря на наличие иностранных инвесторов, главными на предприятии всё-таки будут наши, российские менеджеры.

сборка Renault на платформе В0

Вариант 3: Начать с нуля

Renault может вернуться в страну и «начать всё сначала». У АВТОВАЗа появится конкурент с мощным инженерным потенциалом и современными наработками, способный работать в жесткой конкурентной среде. Однако этот вариант требует стабильной экономической и политической ситуации на десятилетия вперед. Сегодня никто не может гарантировать этого. Но если это всё же произойдет, что сможет противопоставить АВТОВАЗ? Низкую цену автомобилей, простоту конструкции и всенародную любовь, как это было в начале 90-х? Нет, этого уже нет. Если, конечно, менеджеры предприятия не позаботятся о новой стратегии преимуществ, которая сделает бренд уникальным и востребованным. И начинать это делать нужно уже сегодня.

На АВТОВАЗе справились: три года без Рено

Иван Гариновский, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 10.04.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022