Оказывается, фильм «Девчата», снятый в 1961 году по книге Бориса Бедного, стоит на первом месте в списке картин, которые россияне хотели бы видеть в цвете.
Уже достаточно большое количество фильмов было подвергнуто колоризации, как, например, пестрящая весьма самобытными героями сказка «Золушка». Но, к большому сожалению, великолепная советская комедия о любви до сих пор ожидает своего часа.
Возможно, это даже единственный советский фильм, в котором полностью отсутствуют отрицательные герои. Ну как можно бригадира Илью Ковригина, роль которого исполнил Николай Рыбников, назвать плохим? Он передовик, его портрет висит на доске почета в местном клубе.
Или может быть «плешивый» жених Ксан Ксаныч (Виктор Байков) отрицательный? Ни в коем случае. Он стремится создать ячейку общества, ухаживает и подкармливает соседку главной героини Тоси Кислицыной (Надежда Румянцева) – Надю (Инна Макарова). Очень даже положительный, не будем же мы его судить за возраст?
Или кто-то скажет, что телефонистка Анфиса Павловна (Светлана Дружинина) отрицательная героиня? Вы только представьте: Анфиса работала телефонисткой на почте поселка и встречалась с Ильей, а тут приезжает 18-летняя «молодка» из Симферопольского кулинарного техникума и отбивает у нее жениха. Ну не обидно ли?
Визитной карточкой фильма «Девчата» является кадр, где Тося сидит за столом в общежитии, пьет из блюдца чай и пытается откусить половинку батона с толстым слоем варенья. И именно во время этой «скромной» трапезы Кислицыну застают ее новые соседки – Надя, Катя, Анфиса и Вера. Первый конфликт не заставил себя долго ждать. Анфисе сильно не понравилось то, что Тося без спроса достала и начала есть дефицитные продукты.
Тося – круглая сирота, отец погиб на фронте, мать попала под бомбежку фашисткой авиации. С 5 лет девочка живет в детском доме. И поэтому на вопрос Анфисы о том, кто научил ее лазить по чужим тумбочкам, Тося без длительных колебаний выворачивает свой небольшой рюкзак и кричит: «Вот, пользуйтесь!»
Как могут отметить некоторые читатели, такое поведение было совершенно неприемлемым в детском доме или в интернате. У многих воспитанников были какие-то вкусности в тумбочках, но никто без спроса не смел это брать. Все и так знали, что хозяин откроет заветный кулек на день рождения или на иной праздник и обязательно поделится.
У некоторых внимательных зрителей, которые не знакомы с произведением Бориса Бедного, может возникнуть некоторое недопонимание касательно образования Тоси. Когда Кислицына приезжает и рассказывает о себе, она с гордостью говорит, что закончила кулинарное училище с отличием. То есть у нее уже есть среднее техническое образование. Но по ходу фильма она записывается в вечернюю школу, чтобы получить среднее образование. Мы часто видим Тосю с учебниками старших классов. Разве это не парадокс? Зачем человеку еще раз получать уже полученное среднее образование?
Все очень просто. По книге Тося не окончила школу, она работала в колхозе, затем домработницей, а потом решила поехать работать на Север. Никакое училище она не заканчивала. Так и должно было быть в фильме, но члены приемной комиссии фильма заявили, что не может какая-то необразованная девушка просто так приехать на север и начать кормить передовой поселок лесозаготовителей. Поэтому пришлось Тосе в фильме «Девчата» быстро окончить кулинарное училище. А то, что потом она получала среднее образование в вечерней школе по ходу фильма худсовет пропустил без лишних вопросов.
Фильм «Девчата» мог бы стать одним из сотен картин, которые снимали в то время в духе соцреализма, когда целью всех героев было выполнение производственного плана. Часто герои этих картин работали совсем не так, как происходило в реальной жизни. Даже рабочие процессы в фильмах были далеки от действительности.
В «Девчатах» показана настоящая жизнь советских лесорубов, хоть и с небольшими прикрасами, но очень натурально. А все потому, что автор книги Борис Бедный после немецкого плена попал на лесозаготовку и был в курсе, как организован рабочий процесс лесозаготовки, лесосплава, питания и проживания.
Книга вышла немного «суховатой», однако начинающий режиссер Юрий Чулюкин встретился с Борисом и предложил написать сценарий для будущего фильма. Причем он попросил добавить «движения и жизни» в действия всех героев.
Вскоре был написан сценарий, и никто даже не мог подумать, что получится настоящая комедия. Приемная комиссия утвердила сценарий, поскольку по тексту – это очередной комсомольско-производственный фильм про то, как ленивых молодых людей совместными усилиями направляют на правильный рабочий путь. Примером этому может служить фильм «Неподдающиеся» 1959 года, где до этого сыграла Надежда Румянцева.
А режиссёру даже на основе утвержденного сценария удалось вывести мелодраматичные отношения главных героев на первый план. И вроде бы плановые показатели, усердная работа и коллективный труд показаны в кадре, но они являются второстепенными. Именно поэтому не дали снять продолжение фильма, а ведь у Юрия Чулюкина была идея снять еще несколько фильмов, в каждом из которых была бы рассказана судьба всех соседок Тоси Кислицыной. Жаль, что бюрократия встала на пути продолжения кинохита.
У многих зрителей часто возникает вопрос, почему молодой режиссер снимает фильм на основе простого сюжета, и получается шедевр, который хочется смотреть вновь и вновь, а какой-нибудь современный «маститый» режиссер на огромные выделенные Министерством культуры деньги снимает именитых артистов, использует современные спецэффекты, проводит съемки за границей, но получается «пшик»? Наверно нужно вкладывать душу, заражать энтузиазмом всю съемочную площадку, жить этим фильмом и снимать до тех пор, пока не получится действительно качественное кино.
В фильме «Девчата» каждая сцена переснималась по несколько раз, практически ничего не было снято с первого дубля. Многие, например, помнят короткий эпизод, когда герой Михаила Пуговкина кидает из прихожей холодную подушку через все помещение со словами «Живи!», и она красиво падает на кровать Тоси Кислицыной. Так вот, этот эпизод снимали в течение нескольких часов до тех пор, пока завхоз не разозлился и не кинул подушку без прицеливания. И съемочную группу настигла удача – подушка четко разместилась в изголовье кровати.
Сначала фильм «Девчата» решили снимать в павильоне, и даже были отсняты несколько сцен, но режиссер видел, что в Москве нельзя передать атмосферу северного поселка и принял решение ехать всей группой на Урал в поселок лесозаготовителей.
Николай Рыбников (Илья), Станислав Хитров (Филя), Роман Филиппов (Василий), Алексей Крыченков (Алеша), Николай Погодин (Саша – гармонист) взяли в руки бензопилу с романтическим названием «Дружба» и дружно под присмотром опытных специалистов учились валить лес. Учеба проходила далеко не в тепличных условиях, температура часто понижалась до минус сорока градусов! Дошло до того, что Николай Рыбников в свободное от съемок время помогал своим учителям делать план по заготовке леса. Вы можете представить такое с современными артистами?
Многие помнят эпизод, когда бригада Ильи не пришла в столовую на обед, и Тося через заснеженный лес по глубоким сугробам пробирается к голодным ребятам, чтобы их накормить. На улице -37 градусов, актеры сидят на холодных пеньках, а изо рта идет пар. Эту сцену снимали очень долго в несколько дублей. Еда быстро стыла. Илья при съемке очередного дубля берет ложку супа, и ложка намертво примерзает к языку главного героя. Николай Рыбников дергает ложку, и часть языка остается на ней… Вот в таких условиях снимали фильм.
Некоторые актеры получили обморожения, носы и щеки героев часто были такого красного цвета, что гримеры не могли ничего с этим поделать. Пришлось даже свернуть незаконченные съёмки и переехать в Тверскую область, где сняли основную часть картины. А вот заключительные сцены вообще снимали в Крыму на фоне «снежной» ваты. Тут, наоборот, приходилось изображать «морозное» настроение.
Фильм был не музыкальным, однако, он дал старт рождению застольного хита для советских людей. Катя и гармонист Сашка исполнили впервые в этом фильме песню «Старый клен». Песня была написана так, что ее смогли исполнить артисты, не имеющие музыкальной подготовки – Люсьена Овчинникова и Николай Погодин. Возможно, задушевное и простое исполнение сделало эту песню популярной на многие года.
Еще хочется отметить то, что 31-летняя Надежда Румянцева могла бы и не попасть в фильм и не сыграть 18-летнюю Тосю. Все дело в том, что Наталья Кустинская, жена режиссера Юрия Чулюкина, прочитала сценарий и заявила, что Тосей должна быть она. И звезда фильма «Три плюс два» скорее всего получила бы эту роль, но художественный совет вынес вердикт, что не может быть Тося такой красивой и отверг кандидатуру Натальи. Кустинская узнала о том, что в фильме снимается Надежда Румянцева совершенно случайно и устроила мужу грандиозный скандал.
Но Наталья Кустинская была не единственной, кто хотел бы сыграть в фильме за счет именитого супруга. Николай Рыбников, как звезда СССР, настаивал, что красавицу Анфису должна обаятельно сыграть его жена – Алла Ларионова. И вновь художественный совет отверг родственницу и утвердил Светлану Дружинину, которая замечательно справилась с ролью роковой красавицы-телефонистки. Однако ее назначение на эту роль плохо отразилось на ее взаимоотношении с Николаем Рыбниковым, с которым у нее было несколько сложных сцен в фильме.
С главной мужской ролью тоже было не все гладко. Все кандидатуры режиссера были отвергнуты, и был рекомендован любимец советских женщин – Николай Рыбников. Чулюкин сначала был против, но 30-летний Николай, чтобы выглядеть 20-летним бригадиром, сбросил перед съемками двадцать килограммов веса. После этого актер был утверждён режиссером.
В жизни и на съемках между Надеждой Румянцевой и Николаем Рыбниковым был постоянный конфликт. Каждый из исполнителей главной роли считал, что фильм «держится» на нем. Нелегко было снимать мелодраматичные сцены Ильи и Тоси, но вот конфликты выходили на ура!
В фильме «Девчата» было несколько второстепенных любовных линий. И некоторые вызывают вопросы. Например, отношения Ксан Ксаныча и Нади. По ходу повествования фильма их отношения становятся все прохладней и прохладней. Инна Макарова, исполнительница роли Нади, выстраивала свою роль так, что в конце они с Ксан Ксанычем выясняют отношения, понимают, что нет у них ничего общего и расстаются. А в фильме они получают новую «жилплощадь» и на этом все…
Оказывается сцену расставания вырезали под давлением приемной комиссии, киношные критики не хотели, чтобы в фильме был плохой конец у отношений двух советских людей. Инна Макарова очень сильно обиделась на то, что из ее роли сделали какой-то «перевертыш», поэтому она была единственной, кто проигнорировал премьерный показ фильма в Международный женский день 1962 года в Москве.
Готовый фильм, как это часто бывало во времена СССР, не совсем устроил приемную комиссию, но зрители были в полном восторге. Фразы из фильма быстро вошли в повседневный обиход. «Девчата» получили несколько престижных премий в Великобритании, Франции и в Аргентине.
Как снимали фильм «Три плюс два»