АВТОВАЗ: Обратная сторона небывалой компенсации

рабочий на конвеере автоваза

На прошлой неделе администрация города, а на этой — газета «Волжский автостроитель» с огромной помпой рассказывали о самой большой компенсации зарплаты в АО «АВТОВАЗ». На уровне 7% с 1 июля 2019 года.

Оба источника сообщали, что подобная щедрость иностранных владельцев АВТОВАЗа отмечается впервые. «Что это самый высокий процент повышения за последние шесть лет», — заявил вице-президент по персоналу и социальной политике Дмитрий Михаленко. А Сергей Зайцев, председатель первичной профсоюзной организации АВТОВАЗа, назвал решение о повышении тарифных ставок и окладов на 7% на сегодня максимально объективным.

При этом ни один из перечисленных источников не донес до вазовской читательской аудитории то, что осталось за кадром этой индексации.

А там очень много занятного! Итак, для того чтобы получить с 1 июля 2019 года небывалую компенсацию заработной платы, нужно пройти… медосмотр. На вопрос: для чего нужно проходить медкомиссию, мастер мне объяснил, дескать нужно будет перевестись и заключить новый трудовой договор. Правда, договор составится, когда доктор напишет, что ты годен.

— И это не бред, — утверждает мой мастер. — Дают «шахматку» на повышение оклада. В ней указано, что 16% доплаты за работу во вредном производстве распределена иначе. В «шахматке», в графе, где условия труда, будет стоять 4%. Плюс из этих 16% 6% уходит в премию. Премия будет не 34%, а 40%. А остатки компенсируют окладом.

На мой вопрос, когда я смогу ознакомиться с новым трудовым договором, мастер ответил: «Тебе его покажут, когда ты начнешь проходить медкомиссию». Утверждаю, что медкомиссию не нужно проходить, если не меняется рабочее место. И выясняется, что я буду работать на вновь созданном рабочем месте. Спорю, что перенос оборудования с места на место не является созданием нового рабочего места, и опять натыкаюсь на полувопрос-полуутверждение: «Ты же не будешь против, чтобы тебе повысили оклад?».

То есть ради того, чтобы мне проиндексировали заработную плату, потому что, как заявил в газете «Волжский автостроитель» Дмитрий Михаленко, в 2018 году АВТОВАЗ сработал в прибыль, я должен с закрытыми глазами подписать любую предложенную мне бумажку. «А что ты хочешь увидеть в трудовом договоре? — спрашивает мастер. «То, что там написано, не более!» — отвечаю.

И вновь лыко да мочало: «Работодатель будет подписывать с тобой трудовой договор, когда убедится, что ты прошел медкомиссию и признан годным к работе. На данный момент ты не годен к работе. Может быть, с тобой и не будет заключаться новый трудовой договор», — вот такая железная логика. «Согласно прошлому трудовому договору я годен», — поясняю.

— Смотри, тебе сейчас предлагают повысить оклад… — вновь заводит пластинку мастер.

— И понизить надбавку за вредность, — уточняю.

— Пока про условия труда ничего не говорится. Это мы с тобой разговариваем, что будет повышение, — молчу, в ответ стиснув зубы. — Я вот тебя и спрашиваю: тебе повышать оклад нужно? Вот смотри, у тебя здесь напишется табельный номер, тарифная сетка, оклад, номер графика, группа графика, шифр производственных затрат, код налога. По результатам СОУТа класс, подкласс, срок проведения СОУТа, доплата и дополнительный отпуск.

— Вот когда это напишется, тогда я пойду на медкомиссию, — объясняю. — У вас же логика нарушена. Сперва должны предъявить для ознакомления изменения, согласно которым я буду работать, предъявить трудовой договор, и на основании его я буду проходить врачей. И если я согласен, я его подписываю, нет, мы прощаемся.

— Так вот вопрос в том и состоит, тебе добавляют оклад… — убеждает меня мастер.

— Мне убавляют вредность… Я хочу знать, на сколько? — парирую.

— Тебе не нужно добавлять оклад?

— Я не против. А на сколько?

Мастер выдохнул:

— Вот видишь: написано 20%, а будет 21%.

— А на основании чего мне повысят оклад? Есть приказ?

— Какой приказ? Тебе оклад повышают, потому что мастер тебя подал в списках.

— Замечательно!

Кто-нибудь мне хочет рассказать о правах трудящихся? Ау! Где вы? Где трудовая инспекция? Где прокуратура, которая обязана надзирать над соблюдением законности? Автозавод – государство в государстве. Империя в городе. Королевство. Что царь сказал, так и будет. Сказал всех на новые договора перевести – значит надо перевести. А ежели холопы захотят про новые условия узнать – то батогами их! Батогами!

Председатель профсоюза «МОЛОТ» Григорий Басистый, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 23 (518), 27.06.2019 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

рабочий на конвеере автоваза