Археологам к морю не прорваться

Завершилась очередная экспедиция тольяттинских дайверов-археологов.

Смотрите фотоальбом военно-патриотического клуба «Экспедиция подводных расследований общества «Нептун-про» (ЭПРОН) ЗДЕСЬ

Этим летом прошла 29-я экспедиция военно-патриотического клуба «Экспедиция подводных расследований общества «Нептун-про» (ЭПРОН), которая стала первым этапом исторического проекта «Черные воды синего моря». В планах экспедиции было обследование акватории «турецкой стенки» – рифовой гряды, протянувшейся вдоль берега на несколько километров на восток от мыса Железный рог. По данным гидролокации и по информации от независимых источников, в этом районе находятся места затоплений нескольких интересных для археологов объектов. На рифах могли гибнуть корабли разных эпох.

Коварство «стенки» в том, что, находясь в сотнях метрах от берега, при глубине дна до 10 метров, она возвышается практически до самой поверхности воды, и лишь в некоторых местах ее можно заметить по перекатам волн через каменные возвышения. Тольяттинские дайверы сами убедились в том, что при южном ветре сложно маневрировать даже на легкой, управляемой лодке, что уж говорить о судне, потерявшем ход и прижимаемом ветром и волнами к берегу.

Как рассказал журналистам руководитель экспедиции Станислав Долгов, первые дни погода стояла благоприятная и подводные археологи с ходу обследовали несколько точек. Как и предполагалось, часть из них оказалась или просто грудами камней, или старыми сетями, зацепившимися за дно и брошенными рыбаками. Это касается точек вдоль рифа, а обследовать же саму «стенку» с прибором сложно, хотя несколько сонограмм ГБО было сделано при следовании вдоль рифа или в разрыв между грядой. При 10-метровой глубине «стена» резко вырастает почти на 8 метров! Сложность приборного поиска заключается в том, что при большом скоплении камней разглядеть на экране небольшие рукотворные фрагменты не представляется возможным.

За несколько дней участники экспедиции обследовали около километра «стенки». Явных признаков крушений не обнаружили. Готовились продолжать, но, как всегда, вмешалась погода – по прогнозам обещали штормовой ветер с порывами до 20 метров в секунду. Решили сделать несколько погружений на «старого знакомого немца» (шнелльбот S-102 Вернера Тенигеса). Видимость была неплохая, но вдали от берега уже чувствовался приближающийся шторм – болтало неслабо. Ветер шел с берега, и при относительном штиле у кромки воды, в ста метрах, он дул уже достаточно крепко. Недавно в этом районе рыбаки зацепили и вытащили на поверхность винт от самолета, судя по маркировке – немецкого. Их много было сбито при атаках на конвои. Со временем тольяттинцы планируют заняться идентификацией этих самолетов.
Шторм прогнал археологов с места работ, и они решили спрятаться под другой берег – анапский. Выдвинулись в район Малаго Утриша, а затем на Сукко. К своему разочарованию дайверы поняли, что в сезон массового отдыха не только встать лагерем у берега, но и просто подъехать на машинах к нему можно лишь в паре мест на сотню километров, да и то это будет многолюдный пляж или кемпинг.

Финальной точкой работы экспедиции было решено сделать погружение на канонерскую лодку «Красная Грузия». Нужно отметить факт, что канонерка была потоплена тем самым 102-м шнелльботом (в составе первой флотилии торпедных катеров), который экспедиции из Тольятти обследуют уже не первый год. На «Красную Грузию» наши земляки уже погружались в 2002 году, во время экспедиции «Мемориал 2002», и в год 70-летия Победы решили еще раз отдать честь морякам и десантникам «Малой земли». Но не тут-то было! За эти годы поселок Мысхако так застроился коттеджами и домами, что к берегу попасть было нереально. Нашли одно место в 400 метрах от места погружения, но и там подъехать к морю на машинах было невозможно – от погружения на корабль пришлось отказаться.

Последним этапом экспедиции в год Великой Победы стало посещение мемориала «Малая земля». Как рассказали участники экспедиции, сложно описать чувства, возникающие при осознании подвига, совершенного нашими воинами. Когда стоишь на земле, прочной как бетон, и пытаешься осознать, что в нем моряки-куниковцы рыли окопы и траншеи. Было оборудовано 230 скрытых наблюдательных пунктов и более 500 огневых точек, созданы подземные склады, командный пункт находился в скальном убежище на глубине шести метров! Ровно 225 дней на ровном, как стол, плацдарме моряков-десантников обстреливали артиллерия и авиация противника, но они выстояли и отстояли право на Победу! Более подробно с работой экспедиций клуба и картой находок можно ознакомиться на сайте клуба или в недавно созданном музее.

Историческая справка:

Тральщик «Т-317» был заложен в 1917 году на заводе «Руссуд» в Николаеве, заводской № 417, спущен на воду в 1922 году, вступил в строй 30 октября 1923 года и вошел в состав Морских сил Черного моря. 18 марта 1926 года корабль был переклассифицирован в минный заградитель, а 28 июня 1928 года – в канонерскую лодку. Прошел капитальный ремонт в 1925-1926 годах и в 1938 году. С 11 января 1935 года входил в состав ЧФ.

Корабль участвовал в обороне Одессы, высадке десанта в Григорьевку 22 сентября 1941 года, в Керченско-Феодосийской десантной операции 25-26 декабря 1941 года, высадке десантов в Станичку и Южную Озерейку 4-7 февраля 1943 года. 27 февраля 1943 года в 21.55 канонерская лодка «Красная Грузия» доставила маршевое пополнение в район Мысхако (плацдарм «Малая земля»). «Красная Грузия» уткнулась носом в берег и начала разгрузку. В 23.23 канонерка была атакована торпедными катерами противника. Торпеда попала в левую часть кормы. Взрывом были выброшены за борт 130-мм орудие и пулемет. Артрасчеты погибли. Машинное отделение заполнилось паром. Аварийные партии пытались закрепить переборки и этим прекратить поступление воды. Удалось отключить котел, в противном случае он бы взорвался. Вода затопила артиллерийские погреба.

28 февраля 1943 года в 1.20 канонерская лодка села на грунт на глубине носом – 1,18 м, кормой – 4,76 м. Прибывшие буксиры пытались стащить корабль с мели, но из-за усилившегося обстрела спасательные работы пришлось прекратить. В последующие дни авиация и артиллерия противника основательно разрушили «Красную Грузию».

После войны АСС ЧФ была срезана находившаяся над водой надстройка, сам же корпус корабля находится на грунте по сей день.

водолаз иследует дно

фото: Площадь Свободы

Елена Кочева, “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников