Тольятти лишился очередного мозаичного полотна времен СССР. На этот раз — украшавшего стену Дворца культуры, искусства и творчества (ДКИТ). Довольно монументальная мозаика (примерно 2 на 10 метров) размещалась на втором этаже ДКИТ со стороны Ленинского пр-та.
Из цветных камней было сложено небо, две летящие навстречу друг другу сказочные птицы и цветы. Можно предположить, что композиция изображала мир и созидание — одну из самых ходовых тем в искусстве времен Советского Союза.
Эта мозаика, конечно, не была знаковым местом в нашем городе. Но ее посещение входило в маршрут велоэкскурсий как один из интересных объектов нашего города из ряда памятников советского модернизма. Мозаика посещалась туристами по крайней мере несколько раз, в том числе в 2016 году.
А буквально на днях мозаичное панно исчезло. Первыми это заметили исследователи городского проекта «Итальянский парк». Как сообщили «Площади Свободы» активисты, теперь на этом месте идет строительство бара, экстерьер ДКИТ на этом участке заметно переделан: лестница на второй этаж и стены выкрашены в черный цвет, а мозаичное панно со сказочными птицами, по одной версии, уничтожено, а по другой — зашито деревянными плитами, закрашенными в черный цвет. Одним словом, там, где была мозаика, ныне черная стена.
Исчезновение какого-никакого объекта искусства, представляющего определенную историческую ценность, вызвало печальные обсуждения в городской среде.
«Я сам проводил экскурсии у этой мозаики, — рассказал «Площади Свободы» тольяттинский архитектор Михаил Солодилов. — Эта мозаика была одним из памятников советского модернизма. В 70-80-е годы в нашем городе формировался сплав модерновой архитектуры и монументального искусства. Объекты этой тематики — важная часть экскурсий по нашему городу, и она довольно живо интересует гостей, в том числе иностранных туристов.
Поэтому я считаю, что неправильно нарушать единый ансамбль ДКИТ, кроить его какими-то кусками. В том, как построен ДКИТ, есть определенный цельный замысел. Например, известняк, которым облицован ДКИТ, в обосновании указывается как олицетворение характера русского народа. Здание ДКИТ — яркий пример советского модернизма, брутализма. Я считаю, что такие памятники архитектуры нужно сохранять, и если уж сдавать какие-то помещения сторонним организациям, то с сохранением внешнего облика здания. Я также не приветствую расписывание стен ДКИТ граффити. На мой взгляд, архитектуру такого знакового в городе здания, как ДКИТ, нужно сохранять в его первозданном виде».
«Мозаика была, правда, кто ее выполнил, я уже не помню, — рассказал «Площади Свободы» бывший главный художник г. Тольятти Арсений Корж. — Это делалось при бывшем главном архитекторе Автозаводского района, был такой товарищ Виноград. Помню, что было много споров по поводу мозаики, и в конце концов она была признана отвечающей стилю «советский модерн» и названа «оригинальным решением».
Арсений Корж, впрочем, не выразил особого сожаления по поводу потери мозаики и отнесся к этому факту довольно легко, в духе «все течет, все меняется», стили наслаиваются. По словам Коржа, на смену советского модерна пришел постсоветский, а то, что делается сейчас, — это уже «неопостсоветский модерн». Так что на примере ДКИТа можно показывать, как меняются архитектурные стили.
Тем временем, как выяснил побывавший не месте корреспондент «Площади Свободы», здесь строится некий клуб-бар «Meat shock» («мясной шок» с англ.). Строители не смогли пояснить, что это будет за заведение и что стало с мозаикой. На ее месте действительно находятся прессованные древесные плиты черного цвета. Запрос, на каком основании реконструируется экстерьер ДКИТ и куда делась мозаика, мы также направили в мэрию Тольятти. Надеемся в ближайшее время получить ответ.
В тему
Историческая справка
ДКИТ, в свое время Дворец культуры, искусства и техники ВАЗа, был принят в эксплуатацию в 1988 году. Дворец культуры проектировался как место культурного отдыха трудящихся — кино, танцев, театральных представлений, культурно-просветительской работы, собраний, выставок, проведения праздников.
Очевидно, что советские архитекторы вдохновлялись лучшими западными образцами. ДКИТ удивительно похож на национальный театр в Лондоне Дениса Лесдана (1976 год). Лондонский «ДКИТ» — это также комплекс учреждений, куда входит в том числе библиотека, интерьеры которой созданы по подобию библиотеки университета в Онтарио.
Генпроектировщик ДКИТ — ЦНИИЭП Жилища, ЦНИИЭП инженерного оборудования, ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. Главный архитектор проекта — Савельев М.К. Главный инженер проекта — Шумилин Б.Н., Голодец Л.М. Руководитель проектного отдела — Криппа А.И. Руководитель архитектурной мастерской № 7 — Плинер В.А. Общая информация по художникам ДКИТ: керамика большая на все этажи — Михаил Николаевич Алексеев и его жена Новикова (умерла).
Керамика отдельными вставками — Николай Панайотович Мастаропуло (умер). Работал в РФ и на Афоне. Люстры: Владимир Павлович Неклюдов. Витражи на лестнице: В.С. Шапошникова. Возможно, кто-то из этих людей является автором обсуждаемой мозаики.
Из специальной справки явствует, что архитектура ДКИТ Тольятти решена в простых выразительных формах и выражает характер сооружения: ярко выражена зрелищная группа со сценой и клубная группа помещений, вытянутая вдоль площади. Сооружение Дворца культуры композиционно представляет собой как бы горизонтальную балку на двух опорах, между которыми открывается вид на северный парк. Здание Дворца представляет собой металлический каркас, состоящий из многоярусных рам, колонн, балок и ферм. Конструкция стилобата решена в сборном железобетоне.
Образ мегаструктуры, стиль основанный на «игре мускулами» массивных открытых конструкций и сочетаниях «грубого бетона» с материалами, сохраняющими крупную текстуру, — все это относится к модному в 60-х стилю «необрутализм», подражание которому явно ощущается в формах общегородского центра Тольятти.
«Площадь Свободы»
фото: Площадь Свободы