Директор фирмы «Мемфис» рассказал о вкусах тольяттинцев и о том, почему его работа близка к работе психиатра.
— Владимир Рахмиэльевич, вы работаете в этом бизнесе уже 25 лет. Когда вы решаете, какого артиста привезти публике, вы ориентируетесь больше на свой вкус или на зрительские предпочтения?
— Если бы я ориентировался только на свой вкус, я бы давно уже не работал. Я люблю то, что массовому зрителю неинтересно. Наверное, отчасти я ориентируюсь и на свой вкус, и на понимание того, что нужно зрителю. Но мы не всегда это угадываем. Невозможно знать за всех, что им нужно. Мы стараемся учитывать желания зрителей, иногда стараемся предлагать, но все равно с учетом интереса зрителя. Когда мы предлагаем, например, Чехова, мы понимаем, что лучше классики ничего нет. Это то, что проверено временем, что гарантированно принесет радость зрителю, что зачастую актуальнее современных произведений. Это вечное. Сложность в том, что народ не всегда верит в работы, которые он еще не видел. Артисты должны доказать в зале, что это твое, тогда люди будут приходить снова и снова. Есть вещи, которые, как я знаю, заведомо не подходят для нашего города: слишком эстетские или слишком замудреные. Мне хотелось бы их увидеть самому, но я не позволю привезти их сюда, потому что это будет однозначно убыточным. Так, например, произошло в Тольятти с Гришковцом, который везде собирает аншлаги, а у нас не собрал и ползала. И он перестал сюда ездить.
— Что же прежде всего предпочитают горожане?
— А вот это большой вопрос. Я столько лет этим занимаюсь — и до сих пор не могу понять логику и менталитет наших людей. Это полная непредсказуемость. Есть, конечно, Григорий Лепс, например, которого ждут везде. Но все остальное не понять. Иногда аншлаг там, где не ожидаешь, а иногда наоборот: делаешь ставку — и вдруг люди не приходят. Хотя есть то, что тольяттинцы ждут всегда: «Уральские пельмени» — это 100%. Сколько бы раз они ни приезжали, какую бы программу ни привозили, на них всегда аншлаг, независимо от цены билета. Это неплохо, потому что «Уральские пельмени» выделяются во всей палитре нашей юмористической эстрады, я сам их с удовольствием смотрю. Но вопрос: почему только они? Хочется, чтобы людям еще что-то было нужно. Так, в позапрошлом году мы привезли знаменитого Arash. Но не собрали и ползала. Мы были уверены, что люди пойдут: у нас так мало бывает иностранного, модного, но это был шок.
— Меняется ли с годами аудитория зрителей, становится ли больше молодежи?
— Когда в Тольятти приезжают выступать мои друзья-музыканты из Европы, они поражаются, сколько у нас в зале молодежи. Оказывается, в Европе молодежь в принципе не ходит в концертные залы. Это считается уделом людей более свободных. Когда же мы смотрим в свой зал, нам кажется, что хотелось бы больше молодежи. Поэтому все относительно. Меня очень радует, когда я вижу на наших концертах и спектаклях молодежь, потому что те молодые люди, которые к нам попадают, открывают для себя много нового.
— Сейчас многие до сих пор обсуждают победу Кончиты Вурст на «Евровидении», что вы думаете об этом?
— А я вообще давно не смотрю «Евровидение». Мне это неинтересно. Это политический конкурс, и все это знают, он не имеет никакого отношения к музыке. Очень хорошо сказал об этом Юрий Антонов, когда в позапрошлом году его спросили о впечатлениях об этом фестивале. Он сказал, что переродились в мире композиторы-мелодисты. Сейчас никто не пишет мелодий, песен, которые запоминаются. Среди новой музыки такого нет.
Песню Кончиты я услышал потом, когда об этом стали говорить в новостях, по телевидению. Уже невозможно было не увидеть то, что тебе «впихивают». Мое мнение такое: я бы вообще этого человека никому не показывал. Мы сейчас живем не на интересном, а на «жареном», нам нужны скандалы, то, что обсуждаемо. А по мне, так не стоило бы об этом говорить. Ну, занял первое место и занял. Это не стоит обсуждений.
— Что вы думаете о том, что Олегу Газманову, Иосифу Кобзону и Валерии запретили въезд в Юрмалу, где проходит музыкальный конкурс «Новая волна»?
— Это чистая политика, в этом нет ничего связанного с музыкой. И это очень грустно. И абсурдно. На фестиваль, который делаем мы на их территории, латвийцы не пускают наших же ведущих артистов. По моему мнению, неплохо было бы перевести фестиваль из Юрмалы в Сочи, где теперь шикарные условия, в Ялту. У нас есть где это делать. Тем более что в России нет ни одного подобного фестиваля.
— Расскажите, как вы планируете порадовать тольяттинцев в этом году?
— К новому сезону мы готовимся активно и даже, я бы сказал, мощнее, чем обычно. Несмотря на кризис и депрессивное настроение в городе, что обусловлено и проблемами с АВТОВАЗом, и проблемами с Украиной, люди хотят отдыхать, развлекаться и отвлекаться. И это необходимо. Я считаю, что в данной ситуации мы выступаем в какой-то степени в роли врачей-психиатров, потому что помогаем людям отключиться от их проблем, отдохнуть, сохранить здоровье и силы. Поэтому то, что мы планируем, в основном направлено на позитивные эмоции. Давно никто не возит драм и трагедий, но и глупые пустые комедии тоже возить не хочется.
Итак, 25 сентября мы открываем свой сезон юбилейным концертом Романа Карцева — гуру, мэтра, актера разговорного жанра. Когда-то таких актеров называли юмористами, но его нельзя назвать этим совсем не ёмким словом. Его творчество — это классика отечественной эстрады. Я считаю, что это серьезный замах. Большинство стараются привозить то, что сегодня модно: Лепса, Михайлова, Ваенгу. У меня другой подход. Мне неинтересно возить то же, что и все, из года в год одно и то же. Мне интересно выискивать, выкапывать то, чего нигде больше не увидишь. Хочется удивлять людей, поэтому мы и начинаем сезон с такого необычного концерта. И это будет более чем интересно.
Следом, 20 октября, мы привезем Санкт-Петербургский театр танца «Искушение» — мужской балет. Этот уникальный театр впервые побывал у нас в прошлом году и произвел настоящий фурор: были сплошные крики «Браво!». Это единственный в мире коллектив, который танцует под дождем. На сцене ДКИТ с неба идет ливень, на полу скапливается вода, и артисты невероятно красиво танцуют в воде под дождем. Все это действо сопровождается специальной постановкой света, дождь подсвечивается. С удовольствием мы привезем это вновь.
24 октября в наш город приедет спектакль «Двое на качелях», за которым мы «гонялись» буквально года два. Григорий Антипенко — актер, у которого просто нет сроков — настолько он востребован, настолько занят. Месяца четыре мы ждали, «выбивали» этот день, который наконец определился. Спектакль удивительный, о любви, он неизменно проходит на аншлагах во всех городах. Там всего два актера, но каких: Григорий Антипенко и Татьяна Арнтгольц. Это стоит посмотреть.
2 ноября мы будем удивлять детскую публику. Мы не очень балуем себя программой для детей, но тут решились, потому что, как нам показалось, спектакль «Дюймовочка» действительно уникален. В нем собраны актеры из лучших театров, там совершенно немыслимые костюмы, невероятные декорации. Позиционируется «Дюйсмовочка» как спектакль для детей и родителей, поэтому будет интересно всем. А еще в конце спектакля детишкам можно будет подняться на сцену, сфотографироваться во всех этих безумных декорациях.
Следом, 6 ноября, состоится спектакль «Здравствуйте, я ваша теща». Я бы сказал так: убойная комедия, смех до колик. Во-первых, сам сюжет смешной, во-вторых, главную роль, тещу, играет Владимир Долинский — актер, любимый народом. Это стоит увидеть, чтобы поднять себе настроение.
«Потерпевший Гольдинер» — 19 ноября, приедет великий Владимир Этуш. Ему уже 90 лет, и это человек-эпоха. Увидеть живьем этого актера мечтают многие. В силу возраста он ездит очень мало, только два дня в месяц. И мы «выцарапали» эти два дня.
23 ноября мы планируем еще один фурор: привезем в Тольятти победителей телевизионного шоу «Голос. Дети». Этих талантливых детишек хотят видеть все.
И 4 декабря будет потрясающий комедийный спектакль по Чехову «Руководство для желающих жениться». Впервые у нас в городе будет Театральный дом Невинных. Удивительный набор актеров: Анна Терехова, Екатерина Волкова, которая потрясла меня своим талантом. Девушка, которая играет в сериалах, таких как «Воронины», оказалась талантливейшей театральной актрисой. Александр Семчев — наш знаменитый толстяк, Александр Пашутин. Звезды плюс Чехов.
— А кого-то из эстрадных артистов вы собираетесь пригласить?
— Мы думаем над этим, но, на мой взгляд, пришло время, когда некого приглашать. Это проблема, которая стоит во всех городах. Мы обсуждаем это с партнерами из Самары, Ульяновска, Казани, Саратова. Все сходятся во мнении, что практика эстрадных концертов себя изживает. Сколько можно каждый год по 10-20 лет возить одних и тех же артистов? Мне лично это неинтересно, поэтому я этим и не занимаюсь. Мы выискиваем, выкапываем какие-то новые интересные имена на эстраде, такие как, например, певец Вячеслав Ольховский. Он интересен публике, и этот интерес растет. С каждым новым его приездом все больше людей приходят на концерты. Значит, будем привозить еще. Каждый организатор работает в своем направлении. Мы придерживаемся больше интеллектуально-развлекательного направления — это театры, интересные балеты.
— Скажите, сегодняшние звезды капризны в плане райдеров — перечня условий, которые должны быть обеспечены во время их гастролей?
— Мода на райдеры прошла. Некоторое время назад все повально интересовались, у кого какие претензии: кто что ест, что пьет, у кого какой автомобиль… Сейчас все это стало неинтересным. Скажу больше: мы как раз работаем с теми артистами, райдеры которых точно не вызовут бурных обсуждений. Это обычные, нормальные люди, совершенно некапризные, понимающие, что я, кстати, ценю в людях. В театре капризных почти не бывает. Среди тех, кого я перечислил, нет ни одного такого артиста.
Когда взаимопонимания не хватает, нам приходится отказываться от приема артиста, но это чаще встречается в эстраде, среди так называемых «звезд», которые пока ничего собой не представляют, но требования у них уже будь здоров. А в театре все проще.
Отдельно хочу отметить, что мы стараемся насколько можно снизить цену билетов. Это очень трудно, потому что в стоимость билета нужно вместить очень многое: самолеты, гостиницы, аренда залов, реклама. На сегодняшний день прибыль закладывается минимальная. Если сравнивать цены даже с Самарой, то наши цены всегда намного ниже. Это делается для того, чтобы у всех была возможность ходить на концерты.