Зреют недовольства

на конвейере завода
фото: Площадь Свободы

Деятельностью президента АВТОВАЗа Бу Андерссона озаботился даже официальный заводской профсоюз.

В последнее время в Тольятти ощутимо выросло недовольство работой президента АВТОВАЗа Бу Андерссона. Это ощущается по шквалу критики и негатива, который обрушился на него в социальных сетях, особенно после отмены на предприятии 13-й зарплаты. Напомним, в начале 2014 года, когда Бу Андерссон только пришел в компанию, его энергичность и требовательность вдохнули в заводчан надежду на лучшие времена. Бу Андерссона даже начали сравнивать с первым гендиректором ВАЗа Виктором Поляковым. Однако вскоре на заводе пошли массовые сокращения. Весь 2014 год рабочие скрежетали зубами, в то время как на предприятии проходили масштабные чистки персонала и увеличение производственной нагрузки на имеющихся работников. 2015 год начался «тихо», но к лету как гром среди ясного неба грянуло известие об отмене 13-й зарплаты. Недовольства «реформами по-шведски» накалились настолько, что зароптал даже официальный профсоюз ОАО «АВТОВАЗ». В распоряжении редакции оказалось письмо профсоюзного комитета ППО за подписью председателя Сергея Зайцева и еще 26 его членов, адресованное Бу Инге Андерссону.

Письмо написано в достаточно мягкой форме. Оно начинается с информации о том, что по итогам первого полугодия 2015 года на АВТОВАЗе выросло качество продукции, повысилась производительность труда, подготовлены новые модели автомобилей, выполнены условия корпоративного договора и, наконец, доля рынка АВТОВАЗа в России выросла. Далее указывается, что во всем этом есть заслуга каждого работника, которым приходится работать в «непростых условиях». К ним отнесены повышенный температурный режим, продолжающаяся оптимизация численности персонала, рост инфляции. Далее идут слова озабоченности напряженной обстановкой в коллективе в связи с принятием решения о невыплате вознаграждения за достижение финансовых результатов в первом полугодии. И вопрос: почему Бу Андерссон при принятии таких значимых решений не обсуждает их с постоянно действующей согласительной комиссией? Профсоюз предлагает президенту предприятия поощрить работников по итогам полугодия, кроме высокооплачиваемых менеджеров и нарушителей трудовой дисциплины. А также сесть за стол переговоров, поскольку к господину Бу Андерссону «накопилось много вопросов».

Чтобы представить ситуацию разнополярно, корреспондент обратился к председателю альтернативного профсоюза «Единство» Игорю Витущенко.

«Письмо официального профсоюза вряд ли что изменит, потому что, как вы заметили, их политика заключается в том, чтобы показывать наличие «трудного переговорного процесса, — считает Игорь Викторович. — Посмотрите на его результаты. На предприятии напрочь потеряна индексация. В 90-х годах индексация была ежемесячной, затем раз в квартал, потом ежегодной. Теперь она стала чем-то вроде милости работодателя: захочет — проиндексирует, захочет — нет. При том индексировать свои зарплаты работодатель не стесняется. Например, в 2014 году рабочие вообще не получили индексацию, зато десять членов директоров не постеснялись проиндексировать свои зарплаты на 69 процентов. Что еще достигнуто «тяжелым переговорным процессом»? Исчезла программа субсидирования покупки жилья для работников АВТОВАЗа. До 2012 года она с грехом пополам действовала, потом все прекратилась.

Людей лишили премии по итогам года. Объясняют это тем, что у нас нет прибыли. Но по тем менеджерским решениям, которые есть на сегодняшний день, я не вижу, что прибыль у нас будет. Судите сами: в конце прошлого года мы могли воспользоваться программой утилизации и наладить хороший сбыт наших автомобилей. Для этого надо было только увеличить выпуск продукции и все, что мы бы выпускали, — оно все бы ушло. Но вместо этого автомобили «Лада» выпускались еле как, зато вазовцы в усиленном режиме собирали автомобили «Рено» и «Нисан». С этой продукции мы получаем минимальные деньги — только за сборку. А на автомобилях «Лада» мы зарабатываем по полной. К тому же это наш сегмент, наш рынок, нам надо его занимать, выпускать продукцию. Но выпуск автомобилей «Лада» сдерживается, поэтому АВТОВАЗ теряет деньги. Завод очень сильно накренило в сторону отверточного предприятия, при этом он потерял самодостаточность. Раньше это было единственное в мире автомобилестроительное предприятие, имевшее свое станкостроение. АВТОВАЗ выпускал роботы, а сейчас для этого уже не осталось ни оборудования, ни специалистов. Разработчики, интеллектуальные кадры сокращаются сейчас в первую очередь. С АВТОВАЗа идет вымывание «мозгов» со стремлением сохранить лишь рабочих, которые могут выполнять низкоквалифицированный труд — собирать и прикручивать гайки. Разработка новых моделей, оборудования, оснастки — это уже не нужно. Это руководство рассчитывает получать из-за рубежа. Наши специалисты делают вполне конкурентоспособную, востребованную населением продукцию. Посмотрите на тот же «Датсун», который рекламируют как японский автомобиль. Хотя это немного переделанная «Гранта» — наша машина. «Иксрей» делается на платформе «Рено», поэтому особо распоряжаться этой машиной мы не можем. «Иксрей» придется ограничивать по продажам и прочее, то есть учитывать интересы «Рено». Соответственно, АВТОВАЗ как предприятие будет ущемлен в реализации своих интересов».

Мы поинтересовались, что с точки зрения профсоюзного лидера делать, чтобы жизнь рабочих улучшилась? Менять Бу Андерссона? «Вопрос даже не в Андерссоне. Уйдет Андерссон — поставят другого, — считает Витущенко. — Компания продана на 75% альянсу «Рено-Ниссан». Поэтому смена руководителя ничего не изменит в принципе. Я считаю, что рабочим нужно быть тверже в отстаивании своих интересов. И я говорю даже не о митингах и забастовках. А даже просто по тем ситуациям, которые у них возникают в цехах, с нашими российскими мастерами, которые стремятся выслужиться перед вышестоящими руководителями-иностранцами. Давайте начнем с ваших личных проблем. С того, что мастер заставляет вас делать работу, которую вы не должны делать, — таскать тяжести весом по 30 килограммов и прочее. Обманывает вас с расчетом по деньгам. Нужно добиваться реализации своих прав и интересов, сплачиваться друг с другом, нужна солидарность рабочих. Если надо — идти в суд и защищаться всем коллективом. Только так мы можем что-то улучшить».

на ковеере завода
фото: Площадь Свободы

Евгений Халилов, «Площадь Свободы»