«История — есть священная книга…» (Н.М.Карамзин) — эпиграф.
Семь лет тому назад на заводе издали книжку под названием «ОАО» АВТОВАЗ». Директор по персоналу А.Чебашов в предисловии написал: «Тот народ, который не знает своей истории, обречен на вымирание. Тот коллектив, который не проявляет корпоративного патриотизма и не знает историю предприятия, не может считаться сплоченным и современным. Трудовой коллектив АВТОВАЗа всегда отличался не только трудолюбием, но и особым «вазовским патриотизмом», хорошим знанием завода и его истории».
Возразить нечего, кроме того, что знание истории завода сегодня потихоньку меркнет. Даже некоторые ветераны ВАЗа с трудом вспоминают названия нашего завода, которых было более десятка от «Завод по производству легковых автомобилей в г. Тольятти Куйбышевской области» до «Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» (ОАО «АВТОВАЗ»), а теперь вообще наш завод носит имя новых хозяев, зарегистрированных за рубежом (имею в виду обладателей контрольного пакета акций). Хорошо, что краткое название сохранено в памяти: ОАО «АВТОВАЗ».
Руководителями ВАЗа до 26 декабря 2006 года всегда были генеральные директора, правда, иногда название состояло из двух слов «президент-генеральный директор». На внеочередном общем собрании под влиянием московских «варягов» было принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «АВТОВАЗ» управляющей организации ООО «УК Группа «АВТОВАЗ». Полное название руководителя завода звучало так: «Президент общества с ограниченной ответственностью «ГРУППА АВТОВАЗ», выполняющий полномочия единоличного исполнительного органа ОАО «АВТОВАЗ». Этим единоличным исполнительным ОРГАНОМ руководил с 27 декабря 2006 года по 27 августа 2007 года Владимир Владимирович Артяков.
Вспоминаю свою эпиграмму по этому случаю:
Как «варяги» прихватили
ВАЗа теплую трубу,
Появился новый ОРГАН,
будто вырос хрен на лбу.
Как только Владимир Владимирович ушел в губернаторы Самарской области, так сразу вернули название «президент ОАО «АВТОВАЗ». В истории завода спорным является и число первых руководителей, так, например, после Игоря Есиповского восьмым директором считают Нагайцева Максима, но он был лишь исполняющим обязанности со 2 августа по 26 декабря 2006 года. Так что Артякова надо считать восьмым, а уж Бориса Алешина — девятым первым руководителем ВАЗа. Потом Игорь Комаров, которого сменил Бу Инге Андерссон — одиннадцатый «хозяин завода». 20 июля этого года в Литературной гостиной АВТОГРАДА собирались ветераны завода, в числе которых были первопроходцы поляковской команды. Наум Штрих поделился воспоминаниями далеких лет. Все-таки уже исполнилось 49 лет, как было подписано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР за номером 558, которое стало точкой отсчета биографии ВАЗа. Правда, начальники-ветераны теперь почему-то стесняются произносить слова «Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза», заменяя их словами «Правительство страны». Напомню заводчанам и жителям города слова Алексея Николаевича Косыгина, члена Политбюро ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР: «Волжский автозавод является крупнейшим автомобильным предприятием в Европе. Он сооружен в кратчайшие сроки, в которые у нас в стране не строилось ни одно подобное по своим масштабам предприятие». Встреча ветеранов прошла душевно и запоминающе. Подарили ветеранам ВАЗа свои песни и музыку артисты из Москвы и наши местные творческие люди, но об этом надо писать отдельно…
Юрий Целиков, член Совета ветеранов ОАО «АВТОВАЗ»
«Город на Волге»