Знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр «Утро в сосновом бору», посвященный медведям в лесу?

    медведи в лесу

    Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как Иван Иванович Шишкин (1832-1898) — русский пейзажист и живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист, представитель Дюссельдорфской художественной школ, академик и профессор.

    Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья. И почти всегда на его полотнах светит яркое солнце, сияет голубое небо, зеленеет трава, шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы… Сегодня картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.

    Давайте в преддверии 185 — летия со дня рождения художника чуть ближе прикоснемся к его жизни и деятельности, и, возможно, некоторые биографические сведения окажутся для Вас совершенно новой и интересной информацией.

    Так, например, знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр «Утро в сосновом бору», посвященный медведям в лесу? Для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей.

    В таком виде полотно и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так с тех пор и выставляют картину — с подписью одного Шишкина.

    Давайте вместе посмотрим авторский ролик Александра Смольянинова «Иван Иванович Шишкин», в котором под музыку Сергея Рахманинова можно увидеть самые известные картины художника, а также небольшой документальный фильм «История одного шедевра. Полдень в окрестностях Москвы».

    Узнаем, где и у кого учился Шишкин живописи, как добивался потрясающей точности пейзажей, каким человеком был в жизни… В чем секрет великого живописца и верно ли утверждение , что «художник должен быть голодным»?

    Но обо всем по порядку. Итак.

    Под влиянием священника

    Родился будущий художник в 1832 году в городе Елабуга Вятской губернии (ныне — Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. Отец Ивана слыл незаурядной личностью. Благодаря своей неподкупной честности он пользовался уважением земляков и на протяжении восьми лет пребывал на посту городского головы Елабуги, немало потрудившись на благо города. Построенный им деревянный водопровод частично действует до сих пор.

    Именно отец, заметив увлечение сына искусством, стал выписывать ему специальные статьи и биографии известных художников. Первое образование мальчик получил в казанской гимназии. Проучившись четыре года, поступил в одно из московских училищ живописи и ваяния. Его наставником стал вдумчивый и внимательный педагог А. Мокрицкий. Именно он помог начинающему живописцу найти себя.

    В 1856 году, после окончания училища, молодой художник продолжил образование в петербургской Академии художеств, в которой учился девять (!) лет, до 1865 года. Свое живописное мастерство он оттачивал также в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга.

    Родом из Елабуги был еще один удивительный человек — Капитон Иванович Невостроев. Он служил священником в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали это дело вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

    Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние. Он говорил: «Красота, нас окружающая, — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах: его ни с кем нельзя спутать.

    В 1860 году художник получает важную награду — золотую медаль Академии — и уезжает в Мюнхен, потом — в Цюрих, занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика, а в 1866 году возвращается в Петербург.

    Еще в 1836 году группа молодых специалистов-реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом, отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию. «Бунтовщики» основали Артель художников. С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился. Из Артели в 1870 году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок, ставшее символом новой художественной эпохи. Шишкин был одним из его учредителей. Идеалам передвижничества он не изменял никогда, до самого смертного 1898 года участвуя в каждой передвижной выставке.

    Художник полудня

    Особенно близкие отношения сложились у художника с И. Крамским. Именно Крамской сказал о Шишкине точнейшие слова: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему; это единственный у нас человек, который знает природу учебным образом».

    Крамской даже предоставил Шишкину собственную мастерскую, когда тот готовил для академической выставки свою работу «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), с которой, собственно, и началась слава художника. Это была первая шишкинская картина, приобретённая П. Третьяковым.

    Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы — все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней, и все сливается, — это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу!

    Шишкин- художник полудня, а его знание природы было феноменальным! В своих записях он обычно упоминает не просто «лес», а лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888).

    В 1870-е гг. Иван Шишкин входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878). Обе находятся в Третьяковской галерее.

    Шишкин на самом деле как никто другой знал природу. Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Ивану Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» — удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого — пойдут ко дну, а вот из третьего — получится справное плавучее средство!

    С особой охотой художник писал породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Среди долины ровныя…» (1883, Киевский музей русского искусства) и «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

    И они совсем не похожи на фотографии! Фотоаппарат — это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника — чувство, которое он испытывает к окружающей природе. Поэтому, глядя на шишкинский «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

    Голодным быть не обязательно

    История знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

    «Художник должен быть голодным» — гласит известный афоризм. Убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании. Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба!

    Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось. Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений.

    К моменту окончания Петербургской академии художеств он уже хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не соглашался расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик.

    Путешествуя по России, Шишкин представлял свои полотна на различных выставках. Среди наиболее известных — «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Вскоре он стал членом-учредителем Товарищества передвижных выставок, вступил в кружок аквафортистов. А в 1873 году получил звание профессора в Академии художеств и некоторое время руководил учебной пейзажной мастерской.

    В тисках отчаяния

    На людей, плохо его знавших, Шишкин производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта. В училище его по этой причине даже прозвали «монахом». На самом же деле художник был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть. Тогда он становился самим собой и много шутил.

    Шишкин ценил домашний уют и два раза был женат по любви: сначала на Елене, сестре рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева, которого опекал и учил азам мастерства; потом — на художнице Ольге Ладоге. Но личная жизнь сложилась трагически, обе его жены умерли молодыми: Елена Александровна — в 1874 году, а Ольга Антоновна — в 1881-м.

    Потерял Шишкин и двоих сыновей. Смерти особенно сгустились вокруг него к середине 1870-х годов (в 1872 году умер и его отец). Художник впал в отчаяние, запил и на некоторое время перестал писать…

    художник шишкин

    Из тех, кто не мог не работать

    Но могучая натура и преданность искусству взяли свое: Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Поэтому последние два десятилетия его творчества совпали с его жизнью вообще. Он жил только живописью и только родной природой, ставшей его главной темой.

    Много ездил по России: писал этюды в Крыму, в Беловежской пуще, на Волге, на Балтийском побережье, в Финляндии и нынешней Карелии. И постоянно выставлялся — на персональных, академических, передвижных, торгово-промышленных выставках.

    Шишкин и умер за работой. 8 марта (20 марта — по новому стилю) 1898 года он с утра рисовал в мастерской, потом навестил родных. А затем, пожаловавшись на недомогание, вернулся в мастерскую. В какой-то момент мастер внезапно упал со стула. Помощник подбежал к нему и увидел, что учитель уже не дышит…

    Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail:rossinskiye@gmail.com

    Литература:
    1. Шишкин И.И. Переписка. Дневник. Современники о художнике.- Л., «Искусство», 1984. — 478 с., 20 л. илл., портрет. — Тираж: 50 000 экз.
    О нем:
    1. Бойко Н. Картины русских художников: репродукции и описания. Ф. Васильев. И. Шишкин/Н.П. Бойко Н. П./Ред. Е.М. Гончарова.- М.: «Айрис-Пресс», 2015.- 37с. – (Серия «Демонстрационные материалы»)
    2. Бурова Г. Гапонова О. Румянцева В. Товарищество передвижных художественных выставок. — М., 1962.
    3. Ветрова Г. Шишкин. Сказка о лесном художнике/Галина Ветпрова. — М.: «Белый город», 2008. — 11 с. — (Серия «Энциклопедия малыша. Сказки о художниках»)
    4. Иванов И. Передвижники. М., 1961.
    5. Мальцева Ф. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. — М.: «Искусство»,1999.
    6. Мамонтова Н.Н. Иван Шишкин.- М.: «Арт-Родник», 1993.
    7. Манин В. Иван Шишкин. — М.: «Белый город», 2008. — 47с.
    8. Наниашвили И.Н. Соцкова А.Г. Вышиваем картины художников.- Харьков: Белгород: «Клуб семейного досуга», 2012. — 64 с.: цв. ил. — (Серия «Волшебная вышивка бисером и нитками»).
    9. Сергеев А.А. Русские живописцы.- М.: «Белый город», 2008. — 48 с. : цв. ил. — (Серия «История России»).
    10. Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Письма и документы. 1869-1899 г.г. – Кн. 1, 2. –М.: «Искусство»,1987.
    11. Троицкий Н. Культура: Искусство //Николай Троицкий// Россия в XIX веке: Курс лекций. — М., 1997. — Стр. 398
    12. Шувалова И. Иван Иванович Шишкин/Ирина Шувалова — СПб.: «Художники России», 1993.-212с. – (Серия «Русские живописцы XIX века»).- Тираж: 5000 экз.
    Интернет:
    https://www.livemaster.ru/topic/2003637-7-interesnyh-.. — 7 интересных фактов из жизни Шишкина