Жизнь «копейки»

Удивительное совпадение из жизни одной из первых “копеек” (автомобиля ВАЗ-2101) произошло 19 апреля. Как и 45 лет тому назад, в этот день было воскресенье. Правда, до сих пор есть расхождения в воспоминаниях участников сборки первых шести автомобилей. Все помнят, что цвет кузовов первых “копеек” был под цвет флага РСФСР: две машины синие и четыре красные, а вот собирать их стали 17 апреля и закончили в воскресенье утром (так рассказывал Игорь Алексеевич Спектров – один из главных сборщиков на финише этой работы). Вот его прямая речь: “Собирали мы их двое суток. Закончили в воскресенье утром. Стали думать, куда их девать до понедельника? Огородили быстро из щитов закуток, загнали туда машины – те шесть и белый автомобиль. А черный так у нас и был вроде как заводской транспорт. Ну, пришли мы в будку свою. У нас была с собой деревянная чаша с резьбой, вроде горшка такого. А я догадался ночью, послал гонца в магазин – надо ж обмыть! В эту чашу у нас вошло полторы бутылки. Итальянцам говорим: вот, мол, по русскому обычаю в честь такого события чашу по кругу пускают. Выпили. Итальянцы говорят: “Отдайте нам в музей эту чашу!” Так и выпросили её в музей ФИАТа…” Этот фрагмент опубликован в заводской газете №71 от 21 апреля 2007 года. Вот и думаешь, неужели сход с конвейера был не в воскресенье, а в понедельник, а в календаре 19 апреля 1970 года – воскресенье! Есть и воспоминания других ветеранов, которые помнят сборку первой “копейки” без итальянцев в отдельном боксе. Эта контрольная сборка потом сильно удивила иностранцев.

Сегодня в заводском музее есть три автомобиля ВАЗ- 2101: один – “первый”, с которого началась торговля, второй – тоже “первый”, с которого пошел отсчет массового производства товарных автомобилей (номер для запчастей 0000001), и третий – “стотысячный”, который чуть было не подарили Путину В.В. Приказ о передаче этой “копейки” в службу президента РФ подписал Артяков В.В., потом, после давления ветеранов, эту “копейку” вернули в музей. Когда-то написал музею ВАЗа, не имеющему своего постоянного здания:

Музей, живя в “малосемейке”,
Хранит сокровища завода
И три прекраснейших “копейки” –
Мечту советского народа.

Напомню читателям, что ВАЗ-2101 является обладателем титула “Лучший автомобиль 20 века в СССР” (по опросам в России и в странах СНГ, проведенным журналом “За рулем”). А тысячи “копеек” до сих пор катают жителей бывшего СССР и показывают всем, что наши автомобили весьма долговечны и надежны. Не устану повторять, это наши “коньки-горбунки”, которые выручают скромных тружеников нашего отечества и достойно смотрятся в потоке иномарочных “арабских скакунов” по умопомрачительным ценам.

Посмотрите: «Копейка» среди экспериментальных автомобилей АвтоВАЗа

Юрий Целиков: На ВАЗе стали больше обещать, сокращать и пиариться

Юрий Целиков, член Совета ветеранов ОАО «АВТОВАЗ»

ВАЗ 2101 "копейка"

Фото: Вадим Кондратьев

«Город на Волге»

фото: из открытых источников