Удивительное совпадение из жизни одной из первых «копеек» (автомобиля ВАЗ-2101) произошло 19 апреля. Как и 45 лет тому назад, в этот день было воскресенье. Правда, до сих пор есть расхождения в воспоминаниях участников сборки первых шести автомобилей. Все помнят, что цвет кузовов первых «копеек» был под цвет флага РСФСР: две машины синие и четыре красные, а вот собирать их стали 17 апреля и закончили в воскресенье утром (так рассказывал Игорь Алексеевич Спектров — один из главных сборщиков на финише этой работы). Вот его прямая речь: «Собирали мы их двое суток. Закончили в воскресенье утром.
Стали думать, куда их девать до понедельника? Огородили быстро из щитов закуток, загнали туда машины — те шесть и белый автомобиль. А черный так у нас и был вроде как заводской транспорт. Ну, пришли мы в будку свою. У нас была с собой деревянная чаша с резьбой, вроде горшка такого. А я догадался ночью, послал гонца в магазин — надо ж обмыть! В эту чашу у нас вошло полторы бутылки. Итальянцам говорим: вот, мол, по русскому обычаю в честь такого события чашу по кругу пускают. Выпили. Итальянцы говорят: «Отдайте нам в музей эту чашу!» Так и выпросили её в музей ФИАТа…» Этот фрагмент опубликован в заводской газете №71 от 21 апреля 2007 года. Вот и думаешь, неужели сход с конвейера был не в воскресенье, а в понедельник, а в календаре 19 апреля 1970 года — воскресенье! Есть и воспоминания других ветеранов, которые помнят сборку первой «копейки» без итальянцев в отдельном боксе. Эта контрольная сборка потом сильно удивила иностранцев.
Сегодня в заводском музее есть три автомобиля ВАЗ- 2101: один — «первый», с которого началась торговля, второй — тоже «первый», с которого пошел отсчет массового производства товарных автомобилей (номер для запчастей 0000001), и третий — «стотысячный», который чуть было не подарили Путину В.В. Приказ о передаче этой «копейки» в службу президента РФ подписал Артяков В.В., потом, после давления ветеранов, эту «копейку» вернули в музей. Когда-то написал музею ВАЗа, не имеющему своего постоянного здания:
Музей, живя в «малосемейке»,
Хранит сокровища завода
И три прекраснейших «копейки» —
Мечту советского народа.
Напомню читателям, что ВАЗ-2101 является обладателем титула «Лучший автомобиль 20 века в СССР» (по опросам в России и в странах СНГ, проведенным журналом «За рулем»). А тысячи «копеек» до сих пор катают жителей бывшего СССР и показывают всем, что наши автомобили весьма долговечны и надежны. Не устану повторять, это наши «коньки-горбунки», которые выручают скромных тружеников нашего отечества и достойно смотрятся в потоке иномарочных «арабских скакунов» по умопомрачительным ценам.
Юрий Целиков, член Совета ветеранов ОАО «АВТОВАЗ»