Живем за счет налогов

Автозаводский район Тольятти
фото: Площадь Свободы

Когда прошлой осенью в Тольятти проходили публичные слушания по проекту бюджета, то в зале на Белорусской, 33 яблоку негде было упасть. Многочисленные представители думских фракций и простые горожане проявили тогда хорошую активность, успев не только предложения внести, но и мэрию поругать.

Казалось бы, и теперь, когда настало время отчитываться об исполнении бюджета за 2022 год, найдутся желающие эмоционально указать на недостатки, однако зал на сей раз оказался наполовину пуст. Видимо, протестно настроенные депутаты еще не вступили в активную фазу предвыборной борьбы, а у крикунов (тех самых горожан, которые привыкли во всем винить власть) нашлись в этот вечер иные заботы.

– Доходы выросли до 19,4 миллиарда рублей, профицит бюджета составил 870 миллионов, – доложила Лариса Миронова, возглавляющая департамент финансов мэрии. – Муниципальный долг снизился до 4,9 миллиарда, из которых 3,9 – коммерческие кредиты.

Чиновница напомнила, что основную прибыль город получает от перечислений из вышестоящих бюджетов (11,1 миллиарда), а также от налогов на доходы физлиц (чуть более 5 миллиардов). Налоги на имущество и землю дают в сумме около полутора миллиардов.

Но вот с неналоговыми доходами дела обстоят не очень хорошо – всего 813 миллионов от аренды имущества и участков, продажи активов и так далее. Страшно представить, что было бы с городом, не получай он дополнительные средства из Москвы и Самары… Жили бы на 8 миллиардов в год, которых с трудом хватает для того, чтобы обеспечить потребности департамента образования (включая зарплаты работникам школ, детсадов и так далее).

– Мы видим, что от размещения рекламных конструкций поступило 74 миллиона рублей вместо 151 запланированного, – продолжила чиновница. – На сегодняшний день рынок аренды щитов стоит, предприниматели не идут, причем аналогичная ситуация – во многих регионах страны.

Что касается расходов, некоторые департаменты и управления не смогли освоить выделенные деньги. К примеру, по дорогам и транспорту план был 2 миллиарда 481 миллион рублей, а фактическое исполнение – 2 269. Впрочем, отмечается, что часть неосвоенных средств переносится на этот год. Это касается, в частности, развязки на пересечении Приморского бульвара и Московского проспекта.

– После начала спецоперации министерство финансов настоятельно рекомендовало всем муниципалитетам сформировать резерв бюджетных средств, которые впоследствии могут понадобиться. Мы его создали путем заморозки некоторых лимитов, – добавила Миронова.

Что касается реализации национальных проектов, то почти 2 миллиарда потрачено на строительство школы в 20-м квартале, 928 миллионов – на ремонт 14 дорог, 329 – на рекультивацию двух свалок и закупку контейнеров для раздельного сбора отходов, 156 – на благоустройство четырех общественных и 19 дворовых территорий.

Желающих выступить после Мироновой оказалось всего двое. Первый – Андрей Баринов, представляющий общественное движение «Тольятти, дыши!», который обратил внимание на недостаток средств, тратящихся на экологию:

– На охрану окружающей среды планировалось 432 миллиона, однако фактически израсходовано 360. Почему у администрации такая нелюбовь к этой сфере?

– Да, было неисполнение, – согласилась Миронова. – Связано это с тем, что мы не смогли закупить одну единицу лесной техники. Деньги на это выделили, однако потом случилось резкое повышение цен. Планируем приобрести автомобиль в этом году.

Баринов также рассказал о том, что в самарском микрорайоне «Волгарь» по поручению губернатора несколько лет назад установлен автоматический пост наблюдения за атмосферным воздухом:

– Аппаратура современная: осуществляет замеры каждые 20 минут и отправляет данные на ресурсы метеорологов. Считаю, что в Тольятти тоже нужно закупить три таких поста, выделив 72 миллиона рублей – как раз те самые деньги, которые не были использованы в прошлом году.

Второй выступавший – Владислав Радьков – подчеркнул, что, по его информации, порой администрация даже не знает собственников некоторых нестационарных торговых объектов (например, на Мира, 88), следовательно, деньги за аренду земельных участков с них получить не может. Это к вопросу о минимуме неналоговых доходов…

– Теперь о реализации муниципального имущества, – продолжил общественник. – В общей структуре доходов это составляет примерно 0,5 процента. Так стоит ли вообще его продавать, если город практически ничего с этого не имеет?

Также Радьков отметил недостаточное лесовосстановление и пожелал получить разъяснения по вопросам, касающимся благоустройства:

– Что такое 50 гектаров, если площадь всего леса – 8 тысяч? Так что мы восстанавливаем? Дробилки покупаем? Ну, молодцы!

У вас на одном из слайдов есть информация, что на восстановление стелы «Радость труда» выделено 14,9 миллиона рублей. Знаю, что подрядчик там – ТГУ. Интересно, какие конкретно были выполнены работы на эту сумму?

И то же самое – по Центральной площади. Если не ошибаюсь, там также около 15 миллионов потратили. Хотелось бы услышать версию муниципалитета: что там сделали? Я хожу по площади каждый день и, честно говоря, не вижу результатов на столь солидную сумму. Переживаю, как бы то же самое не случилось с парком Центрального района, который те же люди будут делать.

В общем, хоть и мягко, но мэрию немножко покритиковали. Впрочем, на результатах слушаний это не отразилось – большинство из 112 присутствовавших проголосовали за то, чтобы одобрить отчет об исполнении бюджета.

Илья Просекин, газета «Вольный город Тольятти»