Жители Тольятти обеспокоены низким уровнем воды Волги

вода далеко ушла на Итальянском пляже

По данным на 23 мая 2019 года, уровень воды в Волге в районе Самары упал ниже 28 метров, чего в это время года не бывало ни разу после строительства каскадов ГЭС. Мы попытались разобраться, что привело к такой ситуации и какие последствия нас могут ждать.

В начале мая этого года в результате сбросов на Жигулевской ГЭС уровень воды в Куйбышевском водохранилище опустился на два метра ниже НПУ (нормального подпорного уровня). Первыми тревогу начали бить экологи: ситуация грозила гибелью для рыбы, которая оказалась лишена пространства для нереста. Проблема оказалась действительно нешуточной, ведь вместе с самим Жигулевским морем свои берега оголили впадающие в него реки, такие как Уса и Большой Черемшан. В зоне бедствия оказались Самарская, Ульяновская области, Татарстан и другие регионы, стоящие выше по течению. Фотографии с песчаными косами и появившимися из ниоткуда островами заполонили социальные сети, а владельцы катеров стали в экстренном порядке спасать свои суда, оказавшиеся на мели.

Первыми встревоженные граждане поспешили обвинить энергетиков Жигулевской ГЭС, которые сначала активно начали осуществлять холостые сбросы из Куйбышевского в Саратовское водохранилище, а потом, 14 мая, спустя всего 23 дня, были вынуждены их полностью прекратить. Для сравнения, в 2018 году водосливная плотина была открыта вдвое дольше, а в 2017-м — и вовсе 126 дней, то есть практически все лето и часть осени.

Однако, как отметили на самой гидроэлектростанции, рекомендации по наполнению и сработке водохранилищ Волжско-Камского каскада устанавливает не корпорация «Русгидро», а межведомственная рабочая группа (МРГ), сформированная Федеральным агентством водных ресурсов. «Есть официальный документ, который мы обязаны соблюдать, — пояснял ранее директор Жигулевской ГЭС Олег Леонов. — Порядок и режим работы каждой ГЭС определяют в рамках работы МРГ, куда входят кроме энергетиков речники-транспортники, рыбники, сельскохозяйственники, представители регионов».

Интересно, что режимы пропуска воды этой весной согласовывались, в том числе ориентируясь на прогнозы Гидрометцентра, который якобы сообщал о возможности сильного паводка из-за снежной зимы. Однако у метеорологов своя версия причин природной аномалии.

«Если зимой было много снега, это не значит, что будет большое половодье, — говорит начальник самарского гидрометцентра ФГБУ «Приволжское УГМС» Людмила Анурова. — Составляющая половодья — не только снег. Оно, прежде всего, зависит от осеннего увлажнения почвы. Осень у нас была очень сухая, и глубина промерзания почвы была незначительная. И когда началось таяние, большая часть воды ушла в почву».

По словам Ануровой, в прогнозах синоптики давали небольшое половодье, что на реках, что на водохранилищах, и прогноз притоков в Волжско-Камский бассейн по всем месяцам оправдался.

И все-таки, как пояснили в министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, прогноз синоптиков сыграл в решении открыть сливные плотины не самую последнюю роль. «Режимы работы гидроузлов были установлены в соответствии с рекомендациями МРГ, а также с учетом гидрологической и водохозяйственной обстановки в каскаде и прогноза Росгидромета», — сообщили в ведомстве.

Сегодня по поводу сложившейся ситуации своими прогнозами делятся экологи, и они, увы, неутешительны. «Проблема в том, что чем меньше воды в сосуде, тем выше концентрация вредных веществ, — говорит врио директора института экологии Волжского бассейна РАН, доктор биологических наук, профессор Сергей Саксонов. — Площадь водохранилища сильно сократилась, соответственно, вода станет более токсичной и опасной. К чему это может привести? Те водозаборы, которые идут из Волги, вынуждены будут очень тщательно подготавливать воду для питья. Кроме того, я опасаюсь, что маленький объем воды быстро прогреется. И тогда цветение сине-зеленых водорослей, которое обычно происходит в июле-августе, может начаться раньше. Эти водоросли пожирают огромное количество растворенного в воде кислорода и делают водоемы заморными. И сами по себе они, разлагаясь, выделяют большое количество токсинов».

Выходит, во всем виновата погода? В этом сегодня сходятся большинство экспертов. А между тем проблема уже переходит из экологической в экономическую. Так, в Татарстане круизные теплоходы не могут пристать к важнейшим туристическим объектам республики — Свияжску и Болгару. В мае были отменены несколько десятков рейсов, туриндустрия уже подсчитывает убытки.

Сегодня гидрологическая обстановка на Куйбышевском водохранилище понемногу улучшается. Наполнение его акватории идет за счет уменьшения сброса воды через Жигулевскую ГЭС. За 10 дней уровень воды в море поднялся на 80 сантиметров. Но если посмотреть на уровень Волги ниже ГЭС, к примеру, в черте Самары, то можно увидеть, что за то же время, с 13 по 23 мая, он упал на 1,5 метра (недобор — те же два метра). Старожилы и рыбаки говорят, что такого обмеления не встречали за всю свою жизнь.

Что будет дальше, доподлинно никому не известно. Однако поднимать панику преждевременно. «Обмеление присуще природным рекам, а мы живем на реке с искусственным регулированием, — считает директор Тольяттинской СГМО ФГМУ «Приволжское УГМС» Надежда Карпасова. — И если мы должны обеспечить необходимый уровень для судоходства — 49 метров Балтийской системы, он будет обеспечен. За счет уменьшения сбросов на ГЭС и закрытия водосливных плотин потихоньку уровень в водохранилищах будет повышаться. Ситуация не критическая, она под контролем, просто так сложилось, что приток воды был меньше, чем в прошлые годы».

Сергей Саксонов, врио директора института экологии волжского бассейна РАН:

— В конце мая — начале июня активно размножается рыба. Рыбы из года в год используют одни и те же нерестилища. И вот они приходят, а воды нет. Им приходится метать икру в новых условиях, а уровень воды падает. Это вечная проблема, такое происходит даже при нормальном режиме, что икромет оказывается на воздухе. А при такой аномалии, как сейчас, это очень вероятно. Это все прогнозные оценки. Но все существующие факты позволяют сделать такой пессимистический прогноз.

Олег Леонов, директор Жигулевской ГЭС:

— Режим работы ГЭС диктует федеральное агентство водных ресурсов. Решение принимается исходя из целей и задач, стоящих перед каждой отраслью. Но в первую очередь обеспечивается обводнение Волго-Актюбинской поймы, где сосредоточены основные рыбные запасы.

Оригинал статьи опубликован в газете «Волжская коммуна»

ушла вода
фото: «Площадь СВОБОДЫ»

вода далеко ушла на Итальянском пляже

кромка воды далеко от берега