Микрорайоны, расположенные рядом с лесной опушкой, пользуются повышенной популярностью среди горожан. Принято считать, что воздух там свежее, соседи культурнее, да и дома в основном элитные (или похожие на элитные).
Примерно так думали и те, кто приобретал квартиры в 14«б» квартале, однако теперь жители возмущаются, считая, что застройщики и местные власти не особо стараются сделать их жизнь более комфортной…
Про ситуацию в 14«б» квартале «Вольный город» уже писал, поскольку застройщики несколько раз инициировали публичные слушания, пытаясь внести выгодные для себя изменения в документацию.
Если не ошибаюсь, одной из тем было изменение предельно допустимых параметров, позволяющее уменьшить количество парковочных мест и тем самым освободить площадь под жилье. Помню даже слова представителя компании, занимающейся возведением многоэтажек:
– Так автомобили же можно по всему кварталу ставить на расстоянии 500 метров. Зачем обязательно во дворе?
Понятно, что территория очень привлекательная для инвесторов, однако люди, берущие немалые суммы в ипотеку, рассчитывают на комфорт и развитие социальной инфраструктуры, а не на постоянное уплотнение.
На этой неделе инициативная группа жильцов пригласила представителей «Вольного города» на очередные публичные слушания, касающиеся 14«б» квартала, причем на сей раз инициатором являлся не застройщик, а мэрия, владеющая там несколькими кусками земли.
Ситуация показалась интересной, так что мы отправились в администрацию Автозаводского района, где и проходило это мероприятие. Предварительно жители направили обращение в адрес исполняющего обязанности губернатора Вячеслава Федорищева, в котором поделились своими опасениями. Вот фрагмент текста:
– По нашим данным, планируется очередное уплотнение! Есть два участка, на которых ранее предполагалось строительство площадок для спорта и отдыха, однако администрация хочет отдать их под многоэтажки! И это в то самое время, когда вы, Вячеслав Андреевич, объявили о развитии программы массового спорта! Мы категорически против дополнительной застройки…
После такого письма с множеством подписей может сложиться впечатление, что протест действительно массовый, однако в зале присутствовали полтора десятка человек, из которых лишь 12 принимали участие в голосовании.
Возникает вопрос: зачем организовывать такие мероприятия в разгар лета, когда некоторые живут на дачах или просто не имеют сил по жаре идти на слушания после тяжелого трудового дня?
– Мы сегодня обсуждаем условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных вдоль улицы 40-летия Победы, – сказал Сергей Балахонов, возглавляющий управление архитектуры и градостроительства мэрии. – В комиссию по правилам землепользования и застройки поступило обращение от руководителя департамента градостроительной деятельности (напомним, что этот пост занимает Игорь Квасов, – прим. авт.).
Чиновник пояснил, что сейчас участки находятся в зоне «Ц-1», предусматривающие возведение объектов делового, общественного и коммерческого назначения. Их вид разрешенного использования – спорт:
– Вопрос в том, чтобы предоставить условно разрешенный вид использования, предусматривающий многоэтажную застройку. Сегодня мы выслушаем и зафиксируем ваши мнения, ответим на вопросы, а потом проголосуем. Результаты направим в комиссию по правилам землепользования и застройки, в которую входят чиновники и депутаты. В любом случае, окончательное решение остается за главой города. Он может учитывать мнения, а может не учитывать. Таково действующее законодательство.
Вот так всё просто: взять и разрешить строить вместо спортивной площадки жилой дом. Впрочем, местные жители мириться с этим не намерены.
– А зачем руководитель департамента градостроительной деятельности захотел изменить условно разрешенный вид использования? – спросила Наталья Данилова, возглавляющая инициативную группу жителей 14«б» квартала.
– В данном случае… Это решение рождено внутри самой администрации по результатам рабочей группы по определению возможностей предоставления выбора цели использования земельных участков, – ответил Балахонов.
Честно говоря, мы ничего не поняли из вышесказанного, так что чиновнику пришлось давать пояснение:
– Да, есть такая рабочая группа. Она периодически собирается, чтобы обсудить варианты рационального использования земель. Могу лишь предположить, что в данном случае поводом могло стать неиспользование или нерациональное использование этих участков.
Что ж, если мы правильно поняли, администрация пытается найти выгоду вместо того, чтобы тратить деньги на возведение на этих участках спортивных или других важных для жителей объектов. Если дело обстоит иначе, то опять же нужны пояснения.
– А есть план застройки нашего микрорайона? – спросила Данилова.
– На данную территорию документация по планировке и межеванию отсутствует.
Присутствовавшие в зале активисты решили, что нужно отправить письмо первому заместителю мэра Андрею Дроботову с просьбой дать возможность присутствовать на заседании комиссии по правилам землепользования и застройки, которая будет готовить рекомендацию для Николая Ренца.
– Интересно, а эта комиссия выезжает на место, о котором идет речь? – спросила одна из жительниц 14«б» квартала.
– По ситуации, – ответили представители мэрии. – Бывает так, что фотоотчет для них готовится.
– Но ведь фотографии не способны передать то, что происходит. Там ведь одни заборы повсюду, причем на карте их нет. Построили дом – огородили, потом другой – то же самое. Люди, которые из других кварталов приезжают, очень удивляются и спрашивают: как мы живем, петляя среди этих заборов? Пусть комиссия приедет и посмотрит.
– А еще там компания «Лада-Дом» организовала два склада стройматериалов прямо между заборами! – добавила Данилова. – У них там вагончики, кирпич, плитка и всё остальное. Прямо под окнами нашего дома!
Бывший депутат городской думы Ольга Сотникова напомнила, что впервые изменение проекта планировки этого квартала рассматривалось еще в 2017 году:
– Как раз шла речь о территории, которую осваивала компания «Лада-Дом». Уже тогда стало понятно, что социальных объектов будет меньше, чем планировалось.
Среди моих знакомых много людей, покупавших квартиры в момент строительства жилого комплекса «Весна». Так вот, когда они приходили в офис, им такую великолепную картину рисовали, со сквером для гуляний, детскими садами (их ведь там в свое время аж шесть хотели построить) и прочими важными объектами.
Сейчас я вижу, каким образом ведется застройка. Появляются жилые комплексы, обнесенные заборами, до сих пор нет общедоступного сквозного проезда и места для отдыха граждан. Куда им идти летом, когда вводится особый противопожарный период и посещение леса запрещено?
Понятно, что мы не может диктовать условия «Лада-Дому», тем более что организация свои действия согласовывает с мэрией. Однако есть вот эти два земельных участка, находящиеся в муниципальной собственности. На них, как я понимаю, пока никто не претендует. Предлагаю оставить зонирование таким, какое оно есть, рассмотрев возможность создания там сквера…
Наталья Данилова добавила, что на одном из участков располагалось недостроенное здание станции переливания крови. Сейчас заканчивается его снос, причем на заборе уже появилась надпись, что территория в дальнейшем будет использована под многоэтажную застройку.
Потом она стала рассказывать про рабочих, бегающих повсюду в шортах и сланцах, про строительную технику, которая сильно шумит с 8 часов утра, про единственную пешеходную дорожку, по которой люди в медгородок ходят:
– Грязь, пыль повсюду! Еще эти грузовики со строительным мусором. Давайте строительный надзор привлекать, чтобы боролись с этим безобразием.
– Послушайте, – перебил ее Балахонов. – То, о чем вы говорите, не имеет отношения к теме сегодняшнего собрания. Мы точно не будем обсуждать содержание стройплощадок «Лада-Дома».
– Но ведь это звенья одной цепи! Кстати, мы провели опрос, из которого следует, что 73 процента жителей микрорайона испытывают в осенне-зимний период проблемы с отоплением и горячей водой. А знаете, почему? Там диаметр трубы не такой большой, чтобы обслуживать всё увеличивающееся количество домов. До верхних этажей кипяток не доходит, батареи периодически становятся холодными. Ситуация уже сейчас сложная, а что будет, если территорию продолжат застраивать многоэтажками?
Сказала активистка и о нехватке парковок:
– Найти свободные куски асфальта фактически невозможно. Минимум 50 процентов квартир в новостройках не обеспечены машиноместами. Мало того, жильцы этих огороженных заборами домов зачастую ленятся к себе во двор заезжать и бросают машины под нашими окнами. Социальный конфликт назревает. Так о какой дополнительной жилой застройке вы говорите?
Вот здесь у меня листок с пожеланиями жителей. Тут есть физкультурно-оздоровительный комплекс, детская площадка, школа. У нас в 14«а» и 14«б» кварталах около двух тысяч детей. При этом школы отсутствуют, а единственный детский сад способен принять только 150 человек. Это же смешно. Только в нашем доме и трех соседних 375 дошколят.
Действующий депутат думы Рафаэль Чигарев, также присутствовавший в зале, согласился с недовольством жителей:
– Много обращений поступает. Школу планируют сдать в 2025 году, но с учетом того, как развивается квартал, этого недостаточно. И, конечно же, нужно больше общественных пространств. Всё это есть в списке наказов избирателей, который составлялся перед выборами.
Больше желающих выступить не нашлось, так что Балахонов предложил заканчивать мероприятие. Перед тем, как разойтись, все 12 человек проголосовали против того, чтобы разрешить строительство многоэтажных домов на этой территории.
Потом участники еще несколько минут постояли на улице у входа в здание районной администрации. Говорили о том, что ситуация выглядит немного странной, ведь обычно за подобными изменениями всегда стоит заинтересованная строительная компания. В этом же случае мэрия действует от себя лично либо просто не хочет озвучивать организацию, проявляющую интерес к этим участкам.
– Что ж, посмотрим, какое решение примет мэр, – не теряя оптимизма, сказала Наталья Данилова. – Если поменяет вид условно разрешенного использования, то областное министерство строительства сразу же отдаст эти участки заинтересованному застройщику. Но мы поборемся. В Самаре ведь два случая были, когда по решению суда стройку останавливали уже в процессе.
Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»