Жесть для большинства жителей скоро не закончится

водянной стояк и канализация в доме

Жители считают, что дома – это не только кирпичные конструкции плюс система коммуникаций.

Дома – это, прежде всего люди, населяющие их. И своим отношением к капремонту, его последствиям, городская власть показывает то, каким образом она проявляет свою «заботу» о жителях.

В прошлую среду под председательством депутата городской думы Владислава Шепелёва состоялось первое совещание новой рабочей группы по вопросам реализации программы капитального ремонта в Тольятти.

Детально проанализировать причины

В начале встречи Шепелёв ознакомил участников совещания с позицией депутатской группы, по инициативе которой будут вырабатываться пути решения капитальных проблем совместно с представителями администрации, Фонда капремонта, жителями домов, пострадавших от последствий некачественных ремонтных работ. Оказалось, что мнение депутатской группы в том, что навязанный властью сбор на капремонт показал всё несовершенство российских законов. Так, деньги, выделенные нашему городу на проведение ремонта, осваивались подрядными организациями, которые определялись по итогам конкурса. А побеждали в нем, как правило, фирмы-прокладки, оформленные на родственников региональных чиновников. Штат таких организаций зачастую состоял из двух-трех человек. Понятно, что физически они не могли выполнить выигранные объёмы работ и поэтому перепоручали их организациям-субподрядчикам. Субподрядчики также ни технически, ни организационно не были готовы освоить столь огромный фронт работ. Кроме того, было выявлено отсутствие в данных организациях должного количества профильных специалистов – сварщиков, электриков, сантехников.

В итоге многие жители Тольятти от проведенных ремонтов понесли значительные моральные и финансовые потери. Потопы в квартирах, разбитые унитазы, прожженный линолеум, сломанные счетчики воды, поцарапанные в ходе установки лифтов стены и просто груды мусора – вот далеко неполный список проблем, которые породил непродуманный, коррумпированный и халатный капремонт.

С момента введения сборов на капремонт прошло 10 лет. Изменилось законодательство, сменились названия фирм-подрядчиков, даже появился специальный фонд – Фонд капитального ремонта, но люди по-прежнему страдают от некачественно выполненного капремонта, от недобросовестной работы подрядчиков и их желания, максимально уменьшив себестоимость ремонта, положить разницу в свой карман. «Именно поэтому мы, депутаты КПРФ, решили создать рабочую группу для решения этой проблемы, — озвучил Владислав Шепелёв. — Наша цель — детально проанализировать причины неэффективного исполнения программы капремонта и выработать систему законодательных, нормотворческих, организационных и других инициатив».

На повестке первого заседания значился всего один вопрос – о реализации капремонта на территории микрорайона Шлюзовой.

Дома «рыдают». Жители не сдаются

Сначала слово дали жителям. Денис Вахтеров, являющийся собственником жилого помещения в доме по ул. Никонова, 8, поведал собравшимся хронологию событий пережитого им капремонта и его последствий. В 2008 году вместе с правами собственника квартиры он получил в довесок протекающую кровлю и противостояние с управляющей компаний ООО «ДЖКХ», обслуживающей данный дом.

Течь с потолка, по словам Дениса Вахтерова, не останавливали ни решения судов, ни возмещение материального ущерба. Крыша текла вопреки всему. Наступала весна, и вешние воды начинали сбегать с потолка квартиры Дениса. Он обращался в суд, и тот оглашал: ООО «ДЖКХ» должно возместить ущерб. Так продолжалось с 2009 по 2013-й годы. А затем на доме случился капремонт. После которого… стало только хуже. В итоге на дворе 2020-й, а течь в квартире может остановить только своевременная очистка крыши от снега и полное отсутствие осадков…

Второй собственник, Александр Карин, рассказал о похожих событиях на доме №2 по улице Никонова. Здесь налицо и та же текущая кровля, и те же потоки воды в квартирах, и то же противостояние жителей и коммунальщиков из ООО «ДЖКХ». «Я по образованию инженер-строитель, и смог самостоятельно найти причину, — рассказывает собственник. — Оказалось, она закралась еще на стадии проектных работ и привела к тому, что происходит заполнение вешней водой капитальной стены дома. Вплоть до основания фундамента. Наибольший урон наносится дому весной, когда вода, заполняя стену, начинает то замерзать, то оттаивать, разрывая изнутри несущую конструкцию. Таким образом наш дом, являющийся памятником архитектуры, рушится буквально на глазах его жителей».

Александр Карин обратился к главе администрации Комсомольского района с вопросом: почему из 40 «откапиталенных» домов, где выполнена замена кровли, пострадали 27. И почему рядовому жителю хватило всего трех дней, чтобы определить причину протечек «рыдающих» домов, а власть не может сделать этого до сих пор.

Александр Карин также выразил мнение, которое сформировалось у него после некоторых наблюдений и разговоров с различными людьми. Оно заключается в том, что дома, входящие в архитектурный ансамбль, именуемый в народе тольяттинским Санкт-Петербургом, кто-то хочет снести. Для того чтобы застроить инвестиционно привлекательную территорию высотками с видом на судоходный канал Волги и продать квартиры в них.

Власть признала: капремонт некачественный

Ответ перед жителями держал глава Комсомольского района Артём Анисимов. «Я понимаю эмоции жителей, столкнувшихся с проблемой некачественного капремонта, — сказал он. — Но главные вопросы, почему не выполняется гарантийный ремонт, всё-таки не по адресу. Они должны быть адресованы руководителям Фонда капремонта (ФКР). К сожалению, де-юре администрации районов исключены из вопросов приемки домов после капитального ремонта. Несмотря на то, что мы настаиваем на данной процедуре с 2018 года. Но мы вынуждены этими вопросами заниматься, потому что люди обращаются к нам, в администрацию района.

И я несколько удивлен тому, что люди не знают своих прав. У жителей есть право выбора УК. Если она вас не устраивает, смените ее. Вместо жителей этого никто не сможет сделать – ни депутаты, ни администрация.

Что же касается основного вопроса – капремонта, я разделяю позицию жителей, что капремонт был сделан некачественно. И мы смогли найти аргументы и убедить Фонд капремонта в этом. (Первоначально позиция ФКР была в том, что виновна УК, неправильно обслуживающая кровлю.) Администрация района вместе с представителями ФКР обошли все кровли, выявили все замечания, составили акты и передали в ФКР для исправления. Все это подтверждено документально. И Фонд согласился с нами в том, что ошибки проектные. Мы с 2018 года настаивали на привлечении УК к капремонту, потому что старейшие УК знают все проблемы обслуживаемых ими домов. А когда ФКР нанимает подрядчиков на проектирование работ, допускается масса ошибок. В 99,9% проектировщики даже не выезжают на место. Они делают проекты по типовым паспортам домов. И потому замечания по отремонтированным домам кругом одни и те же».

Далее Анисимов рассказал о том, что лично присутствовал на совещаниях с участием представителей ФКР, где они клятвенно заверяли, что вот-вот всё будет исправлено. Но время идет, а воз и ныне там. По словам главы Комсомольской администрации, единственный на сегодня механизм – это решение суда. «Мы плотно работаем с прокуратурой, и уже в 2019 году были приняты решения по трем домам – Никонова, 10, Матросова, 9, и Коммунистическая, 75, — сообщил он собравшимся. — С марта этого года запущены документы в судах по шести адресам: Носова, 3 и 5, Никонова, 7, 8, 9, 16. Но, к сожалению, они сейчас лежат без действия из-за коронавируса. Хотя прокуратура направила документы в суд еще в марте.

Сейчас происходит приёмка только Никонова, 10. А по остальным домам у нас опять провал. И скажу больше, у нас вообще ФКР дискредитирует и себя, и действующую власть своими действиями. Если брать краткосрочный план 2019-2021 года, в нем запланирован ремонт 132 домов. А фактически в 2019-м выполнено ноль! В 2020 году ведутся работы на трех домах. Три дома из 123-х! Таким образом ФКР в Комсомольском районе фактически срывает все работы.

Было совещание в департаменте городского хозяйства весной этого года, где руководитель ФКР Александр Константинов сказал, что в этом году из областного бюджета выделялись дополнительные средства, из которых 6-7 адресов стопроцентно будут закрыты. Но мы видим результат лишь по одному дому – Никонова, 10. И всё!»

Кстати, пока шло совещание, Артёму Анисимову позвонил управляющий микрорайоном, сообщив, что гарантийный ремонт на Никонова, 10 не принят из-за многочисленных нарушений.

Кто принимает капремонт

Далее зашел спор, являются ли подписантами приемки работ по капремонту управляющие микрорайонами. Анисимов утверждал, что не являются, а представитель ФКР Руслан Халиков настаивал, что в актах приемки присутствуют подписи управляющих. В итоге сошлись на том, что как считает Анисимов, подпись управляющих микрорайонами носит рекомендательный характер, но де-юре они не участвуют в приемке.

Депутат Павел Митковский попросил главу Комсомольской администрации дать рекомендации управляющим микрорайонам, раз уж они присутствуют на приемке домов после капремонта, то пусть не подписывают акты там, где есть недочеты и вопросы к подрядчикам. При наличии вопросов им лучше обращаться к специалистам в департамент горхоза. «Давайте таким образом наладим этот процесс», — призвал коллег из администрации Митковский.

Анисимов не сдавался: «Такие рекомендации были даны после того, как управляющие микрорайонами стали принимать работы. Но с 2018 года мы настаиваем, чтобы в комиссию по приемке входили не управляющие микрорайонами, а представители администрации, компетентные в данных вопросах».

Без глупых ошибок. Или с ними?

Выяснив причины некачественного выполнения ремонта, собравшиеся решили разобраться и с тем, как в будущем ФКР избежать проектных ошибок. Для этого был задан вопрос Руслану Халикову: каким образом ФКР проводит проверку проектной документации?

Халиков ответил, что по новым правилам разработанный проектировщиками Фонда проект согласовывается с жителями и управляющей компанией. Затем ФКР ставит отметку производства работ. Если при выезде на объект выявляются значительные расхождения с проектом, все несостыковки отмечаются совместно с подрядчиком и Технадзором. Затем они либо направляются проектировщикам, либо подрядчик «старается делать без глупых ошибок».

Анисимов добавил, что подобная практика сложилась относительно недавно — с 2017года. «А прежде кровельные работы вообще не предусматривали проектирования», — добавила представитель ГЖИ Наталья Савенкова.

ФКР меняется?

На совещании обсуждали, что капитальный ремонт домов, имеющих статус памятника архитектуры, должны были производить только организации, имеющие специальную лицензию на ремонт подобных объектов (и наше издание уже не раз писало об этом). Однако этого не случилось. То ли потому, что эти дома кто-то решил удалить из списка памятников, то ли по иной причине… И вот теперь нашлась такая организация. «Правда, на торги, объявленные 18 июня по домам, которые вновь стали относиться к культурному наследию – Никонова, 7, 8, Носова, 5, заявку никто не подал. Сейчас мы готовим повторно документы. И уже предложили подрядчику, имеющему лицензию на ремонт объектов культурного наследия, ознакомиться с этими домами. Мы надеемся, что их все же возьмут в работу», — сообщил представитель ФКР Руслан Халиков.

Глава администрации Комсомольского района остановился на причинах, по которым подрядчики не выходят на торги. По его словам, «виноваты» в этом низкие расценки работ и долгие сроки оплаты. Раньше до двух лет могли не перечислять оплату. «В этой части что-то меняется?» – спросил Анисимов Халикова.

«В части гарантийных домов по срокам оплаты не могу сказать. Но замечу, что в ФКР поменялось многое. Если в прошлом году мы приглашали на конкурс подрядчиков выполнить работы по нашей технологии: недорого-хорошо-сердито, то в этом году мы ищем подрядчиков, которые смогли бы отремонтировать дома так, чтобы о них забыли надолго. В хорошем смысле этого слова. Например, стоимость работ на Никонова, 1 ФКР оценил в сумму более 3 млн рублей. По Никонова, 6 уже заключен договор. Это уже не 100 и не 200 тысяч. То есть цены стали выше, и подрядчики находятся».

Попасть в телевизор

Депутат Галина Муканина согласилась с мнением жителей, что ФКР дискредитирует и сам себя, и действующую власть. Она спросила представителя ФКР: «А кто вам мешает раньше оплачивать выполненную работу? Зачем откладывать до крайнего срока, определенного законом – до 12 месяцев?» «На законодательство валить не нужно, — продолжила депутат. — Это ваша зона ответственности». А затем, по-видимому, решила напугать представителя ФКР: «Если не решится этот вопрос до сентября, будем обращаться на телевидение», — сообщила Муканина.

Собравшихся на обсуждение проблем капремонта интересовало всё. Владислав Шепелев спросил, какие подрядчики участвовали в ремонте 40 домов Комсомольского района. Ответы от главы администрации и представителя ФКР получились разными. Анисимов ответил, что компании были различные, мол, многие из них уже канули в небытие. А Халиков, как показалось, прикрывать никого не собирался: «ООО «Велес», ранее бывший ООО «ДЖКХ», они сами у себя на своем же жилфонде немного… не будем выражаться. Больше двух третей были местные организации. Только одна исчезла, а «Велес» живет и здравствует. Мы с ним вели претензионную работу. По некоторым домам надоело, потому мы параллельно стали искать подрядчика».

Тут же сотрудник Фонда капремонта остановился на том, что многие виды работ выполнялись неправильно. «Но сейчас виноватых уже никто не ищет, — заметил Руслан Халиков. — Главное решить проблему».

Отрицательная динамика

Однако, как выяснилось, проблемы не всегда решаются. Так, депутат Александр Осипов поинтересовался у представителя ФКР, есть ли динамика разрушений на «прокапиталенных» домах. И следит ли за ней ФКР. Оказалось, отрицательная динамика имеется. Например, на Матросова, 9 в 2017 «проблематика была меньше, сейчас она увеличилась». А значит, денег на решение проблем понадобится больше.

«Кто ответственен за то, что дом продолжает разрушаться?» – спросил Осипов.

«Если будет доказано, что разрушения есть, и они по вине фонда, это урон – причинение материального вреда. Через суд можно будет истребовать ущерб», — честно ответил Халиков. — А в вашем случае, по Никонова, 2, — обратился он к Александру Карину, — подрядчик живой. Он работает. И он в курсе, что наступил гарантийный случай. Его привлекли и были выданы предписания ГЖИ. На сегодня они устранены. Для досудебного возмещения вреда рекомендую обратиться в юридический отдел ФКР. Или на имя директора Константинова А.А».

Депутат Павел Турков поинтересовался, включали ли в реестр недобросовестных поставщиков подрядчиков, которые некачественно выполнили ремонт и не выполняют гарантийных обязательств. «Я понимаю, что подрядчики мимикрируют, трансформируются, меняют названия, — сказал он, — но мы все знаем те известные лица, что остаются за аватарами. А каждое включение организации в реестр в конечном счете бьет по имиджу этих уважаемых людей…»

Халиков пояснил, с некоторыми компаниями ведется претензионная работа. «С ООО «Велес» в том числе. Вроде как даже направляли претензии в ФАС. Не знаю, чем это закончилось. А вот тем, чтобы исключить организации из реестра на проведение капремонта – этим занимается министерство ЖКХ. То есть мы работаем лишь с теми, кто одобрен министерством».

Осипов спросил, как исполняют гарантийные обязательства «оставшиеся в живых» подрядчики, в частности, ООО «ДЖКХ» и ООО «Велес». Руслан Халиков ответил, что «по некоторым домам они выполняли работы, но не удовлетворили администрацию. «По Никонова, 7 вылезло, что дом является культурным наследием и теперь проводятся торги с целью привлечения других организаций. По ряду других домов мы перестали ждать «Велес» и стали привлекать другие организации. Они клятвенно обещали. Но то, что они сделали, повергло всех в шок. Теперь подход и у них, и у нас изменился».

По тем домам, где привлекаются другие подрядчики, ООО «Велес» несет ответственность? – спрашивали участники рабочей группы. Халиков ответил, что с компании будут затребованы средства.

Нарушения не устранимы!

Результатом заседания рабочей группы стали запросы в ряд организаций, в том числе в министерство энергетики и ЖКХ, с просьбой взять на контроль всю расторговку аукционов от ФКР.

Турков предложил пригласить подрядчиков на заседания рабочей группы, чтобы узнать от первых лиц, когда замечания, в том числе гарантийные, будут устранены. И вот тут случилась интрига. Представитель ГЖИ Наталья Савенкова вдруг заявила, что нарушения, допущенные подрядчиком капремонта, не устранимы. «Потому что слишком много нарушений, — считает она. – Была шиферная кровля, заменили на профнастил, уменьшили количество слуховых окон, устройство паро-и теплоизоляции увеличило температуру чердачного помещения, изменился и влажностный режим. Отсюда конденсат, намокание стен, протечки до подвала, затем замерзает и оттаивает, а дом разрушается. По Никонова, 5 и 7 работы выполняло либо ООО «ДЖКХ», либо «Велес» — это одно и то же. Они переделывали, но положительного результата так и не достигнуто».

«Это потому, что подрядчики не устраняют всех замечаний, прописанных в актах приемки. А лишь частично», — не согласился с представителем ГЖИ глава Комсомольского района. На что Турков предложил запросить у ФКР судебные материалы с судьбой каждого отдельного спора по каждому дому. А также запросить информацию у министерства ЖКХ о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Аналогичный вопрос направить в Федеральную антимонопольную службу.

Слово взял Григорий Басистый. Он попытался внести ясность в создавшуюся ситуацию, точнее задать правильные вопросы: «То есть получается, что сделать в рамках существующего контракта ничего нельзя?! И как теперь быть? Расторговывать новый проект, изменять старый? Как это сделать в рамках существующего законодательства, я пока не представляю. По факту, сделали то, что должны были сделать. Качественно или нет, это другой вопрос. Но то, что сделали, не соответствует тому, что нужно было сделать. И все понимают это — и жители, и ГЖИ, и ФКР. Давайте к следующему заседанию посмотрим, как изменить ситуацию в плане замены проекта», — предложил депутат.

Анисимов озвучил своё предложение: «Я бы записал в договор конкретные сроки исполнения гарантийных обязательств. А то мы уже второй год слышим, как ФКР проводит большую работу, но ее мы пока не видим. Просим представить нам четкую дорожную карту с перечнем необходимых работ и сроков. Чтобы жители могли знать, когда же их ад закончится».

Халиков дал понять: ад для большинства жителей скоро не закончится: «18 июня по Никонова, 8 не состоялись торги, в июле будут новые».

…Не знаю, как у участников рабочей группы, но у вашего корреспондента вопросов после этого совещания не убавилось. Правда, стало четко понятно одно: то, что было построено в СССР, почему-то невозможно отремонтировать и сберечь в современной капиталистической России. Даже при наличии всех современных технологий и технического прогресса…

Ольга Баркалова, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 19 (556) 23.07.2020
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07