Женщины молчат, когда на них моретта

    карнавальная маска

    Уже больше полугода маска ассоциируется у нас с ограничениями. А ведь целые столетия маска служила символом раскрепощения и праздника.

    – Маска, я тебя знаю! – так фамильярно можно было обратиться на карнавале хоть к представителю правящей династии, конечно, если облик его скрывала личина какого-нибудь смеющегося арлекина.

    А началось всё, конечно же, в Венеции. Потому передвижная выставка компании «Квадрат» на актуальную, но векторно противоположную тему, открывшаяся в краеведческом музее, называется «Венецианский карнавал». Попадаешь на нее, как на яркий праздник. Представлены более 70 настоящих произведений искусства, в основном современные, авторские, выполненные мастерами из разных городов России, но есть и подлинные, сделанные в Италии в начале прошлого века.

    Маски создают из гипса и папье-маше, искусно раскрашивают и украшают перьями, стразами и даже драгоценными камнями. По тематике маски делятся на несколько видов, о которых рассказала экскурсовод. Но начала она с того, что же такое венецианский карнавал:

    – Это феерический праздник, на который собираются миллионы туристов со всех концов земного шара. Истоки этого празднества находятся в древнеримских сатурналиях, которые праздновались в день декабрьского солнцестояния. А в наше время карнавал проходит в течение десяти февральских дней накануне великого поста. По-итальянски «карнавал» означает «не есть мясо»…

    Скрыв свое лицо, можно было нарушать запреты, и не только гастрономические!

    Считается, что первый костюмированный праздник состоялся в Венеции в 1598 году, когда местные моряки отбили у пиратов, захваченных теми прекрасных землячек. Каждый год в конце зимы на площадь Святого Марка под барабанную дробь выходят 12 красивых девушек, из которых выбирают самую прекрасную. На следующий год красавица, поименованная в обязательном порядке Мари, будет вознесена на крышу дворца дожей.

    В 18 веке, прославившемся вольными нравами знати, венецианский карнавал стал неким злачным местом для съезжавшихся сюда любителей тайного разврата. Зато в 1797-м захвативший Венецию Наполеон запретил праздник. И только в 1979 году итальянское правительство возобновило эту традицию.

    Гостям открытия рассказали о самом ярком атрибуте карнавала.

    – Самой популярной и древней является маска баута, – экскурсовод подвела к укрепленному на стенде относительно скромному на вид аксессуару, – ее носили и мужчины, и женщины, она надевалась вместе с треуголкой, за счет которой и держалась на лице, другим классическим атрибутом был черный плащ…

    Баута сначала была белого цвета, но позже ее стали расписывать и украшать. Внизу маска немного свободна, в ней легко разговаривать и есть. Чего не скажешь о маске моретта, что означает «смуглянка». Она была круглой или овальной, из черного бархата, и дамы держали ее изнутри зубами за специальный штырек. Так что она получила шутливые названия «отрада мужей» и «маска семейного благополучия». Черный бархат подчеркивал благородную бледность лица, и моретта, говорят, больше всего нравилась Казанове.

    Популярна была маска кота – гатто.

    – Это единственная анималистическая маска венецианцев. Почему именно кот? Венеция стоит на воде, и в городе много крыс. Коты очень ценились, но их было мало. По легенде, как-то в Венецию приехал бедный китаец, всё его имущество составлял старый кот-мышелов. За заслуги животного венецианский дож наградил его владельца количеством золота, равным весу этого кота…

    Маска «венецианская дама» символизирует женскую изысканность и очень богато украшается. Она часто держится снизу за специальную ручку. Маска джокера или арлекина появилась в 16 веке, как и другой символ карнавала – маска коломбины. Именно эти персонажи являются ведущими праздника.

    Образ джокера происходит из комедии дель-арте, это постоянно смеющийся шут и обманщик. Маска коломбины закрывает только верхнюю часть лица, ее прообраз – актриса из комедии дель-арте была так красива, что не захотела скрывать свою внешность полностью.

    А вот один из самых впечатляющих и даже пугающих экспонатов – маска доктора-чумы.

    – Появилась она в период эпидемии чумы, и носили ее доктора, посещавшие больных. В огромный нос-клюв лекари вставляли баночки с дезинфицирующими средствами, ароматическими солями или чесноком…

    Маска эта была изобретена французским врачом Шарлем де Лорме. В страшные времена эпидемии ее появление на улицах внушало ужас. А сейчас это одна из самых популярных масок карнавала.

    Выставка продолжит работу до 18 октября в музейном корпусе на улице Баныкина.

    Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
    Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 37 (1317) 18.09.20