В Тольятти женщина-водитель Евгения Лядова наряду с мужчинами каждый день садится за руль городского автобуса. Ее работа требует высокой стрессоустойчивости, ответственности и внимательности.
В конце ноября отмечался День работников транспорта – праздник относительно новый, но именно он объединяет специалистов и профессионалов своего дела, работающих в этой обширной сфере. Неженская профессия в последнее время стала встречаться все чаще, но еще вызывает удивление у пассажиров. О реакции мужчин на женщин за рулём пассажирского транспорта, о сложностях профессии о том, как научиться сохранять спокойствие в экстренных ситуациях, «Городским ведомостям» рассказала Евгения Лядова.
Евгения управляет новым автобусом «МАЗ» — возит пассажиров по улицам Автозаводского и Центрального районов. Перед тем как изменить род занятий, женщина работала в сфере продаж, но семь лет назад резко сменила профессию и нисколько не жалеет об этом!
Стать водителем автобуса ей посоветовала мама, которая на тот момент тоже им работала. Когда родственники и друзья узнали, что она собирается устроиться в Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №3, были немного шокированы, но переубеждать не стали.
По словам Евгении, в этой работе есть свои сложности. Вставать приходится очень рано – в 3-4 часа утра, постоянно находиться за рулём и в напряжении, придерживаться графика, быть вежливой с пассажирами, все время думать об их комфорте и безопасности и при этом аккуратно вести автобус.
— Быть в дороге, наверное, это – моё, — рассказывает о буднях своей профессии Евгения Лядова. — Время как-то быстро проходит, не замечаешь, как пролетает рабочая смена. И вроде неплохо у меня получается — пассажиры всегда довольны, а для нас это — очень важно. Люди ко мне подходят, говорят приятные слова, благодарят за комфортную поездку. И от этого еще больше заряжаешься позитивом.
— Пассажиры до сих пор удивляются, когда видят, что хрупкая девушка управляет такой махиной?
— Да, довольно часто. Реакции бывают совершенно разные. Некоторые при выходе из автобуса говорят: «Ой, девушка за рулем, а мы-то думаем, почему автобус так мягко и аккуратно едет», кто-то говорит: «Круто!» и показывает большой палец. Иногда водители машин мне сигналят в знак приветствия. А раньше даже просили со мной сфотографироваться.
Когда я только пришла работать в ТПАТП №3, женщин-водителей было не так много, но с каждым годом их становится все больше. Возможно, со временем женщина за рулем автобуса станет нормой и люди перестанут удивляться.
— Чем женщина-водитель отличается от мужчины?
— Мягкостью и плавностью езды. Женщины ездят более спокойно, резко не тормозят, мы более сдержаны на эмоции за рулем.
Девушка признается, что любит свою работу. И дело здесь не только в хорошей заработной плате. Пассажиры ее уважают, в коллективе — ценят, коллеги всегда готовы прийти ей на помощь — подскажут, что делать в той или иной ситуации. Евгения рассказывает, что тольяттинские пассажиры в основном вежливые и доброжелательные. Конфликтных и негативных ситуаций практически не бывает. Иногда попадаются недовольные жители нашего города, которые возмущаются задержкой автобуса и высказывают это водителю. Но Лядова считает, что любого конфликта можно избежать, если спокойно и вежливо ответить пассажиру, объяснить ситуацию. Что касается водителей на тольяттинских дорогах, то к ним, в отличие от пассажиров, претензии есть. Евгении хотелось бы, чтобы они научились наконец-то с уважением, относиться к пассажирскому транспорту.
— Культура вождения тольяттинских автомобилистов оставляет желать лучшего. У нас мало кто уважает большой транспорт, с остановки иной раз выехать вообще не дают, — продолжает свой рассказ Евгения. – Водители легковых автомобилей просто не понимают, насколько тяжело управлять автобусом. Мы не можем сразу, как «по щелчку» остановить такой многотонник. Нам постоянно нужна дистанция, в которую обязательно кто-то хочет влезть. И они не думают о том, что мы везем людей, а не дрова, и должны, в первую очередь, думать о безопасности пассажиров. Хотелось бы, чтобы они понимали, что любое наше резкое торможение может привести к травме человека, который в данный момент находится в салоне.
— Вы занимали призовые места в конкурсе профессионального мастерства водителей автобусов. Что вам дает участие в подобных состязаниях?
— Наверное, некий стимул задаться целью повысить собственную компетентность, уверенность в своем мастерстве. Когда я впервые приняла в нем участие, а это случилось довольно скоро после того, как я устроилась на работу в ТПАТП №3 я лучше «прочувствовала» автобус, поняла его возможности и габариты. Потому что к крупногабаритной машине, как ни крути, нужно время, чтобы привыкнуть.
И вот на такой махине я должна была выполнить практические навыки скоростного маневрирования и сложные технические задания: парковки в ограниченном пространстве, движения по кругу передним и задним ходом, разворот, стоп-линия и другие.
После конкурса мне стало намного легче водить автобус, теперь, если на дороге авария, я уже отлично чувствую габариты машины и абсолютно спокойно, не переживая, ее объезжаю. Я стала более уверенной в своем профессионализме. А это — самое главное, ведь мы, в первую очередь, отвечаем за безопасность на дорогах, за сохранение жизни и здоровья как пассажиров, так и пешеходов.