Желание уехать на море навсегда

песчаный пляж на море

Наверняка не ошибусь, если скажу, что у многих наших земляков иногда возникало желание уехать из Тольятти куда-нибудь на южное море, причем не на 10-12 отпускных дней, а на год или даже навсегда. Впрочем, мечты – это одно, а реально на такой шаг способны решиться лишь единицы. Сегодня мы расскажем о бывшем преподавателе вуза Ольге, которая, уйдя на пенсию, 7 месяцев прожила на средиземноморском побережье Турции.

девушка идет на море

Сначала 10 дней она со своим гражданским мужем Дмитрием отдыхала по путевке в Аланье, а потом перебралась в Мерсин – крупный (1,7 миллиона жителей) город-порт на юго-восточном побережье, сочетающий развитую промышленность и туристическую привлекательность. Там строятся небоскребы, аэропорт и метрополитен, а иностранцы (включая русских, украинцев и казахов) активно скупают недвижимость, потому что цены ниже, чем в той же Аланье.

– Про этот город пару лет назад рассказала семейная пара из Мурома, с которыми мы на отдыхе познакомились, – начала свой рассказ Ольга. – У них были планы покупки недвижимости именно в Мерсине. Вот и нам стало интересно, чем же так привлекателен этот город-миллионник. Я к тому времени уже вышла на пенсию, так что желание пожить на море стало еще больше. Понятно, что дома дела всегда найдутся: детей вырастила, теперь внуки взрослеют, но иногда все-таки нужно расставить приоритеты и отправиться за мечтой!

девушки идут на море

Апельсины из лифта

Отелей, работающих по системе «Всё включено», там почти нет. Люди в основном живут в собственных или арендованных квартирах. На русскоязычных сайтах цены выше (наверное, за посредничество берут), так что Ольга с Дмитрием стали просматривать объявления на турецком. В итоге нашли апартаменты с двумя комнатами и кухней-гостиной в пригородном поселке Чешмели.

– Шикарный 10-этажный жилой комплекс в пару сотен метров от моря. Площадь квартиры – 150 турецких метров, – сказала собеседница, чем поставила меня в тупик.

– В смысле – турецких?

– У них интересная система подсчета размеров жилья: по внешнему периметру здания. Туда входят стены, перегородки, балконы и даже кусок лестничной клетки. В итоге площадь получается процентов на 30-40 больше фактической.

В любом случае, хорошая квартира с двумя большими балконами. Один из них – метров 12-15 с панорамным видом на море. Мы там кушали до тех пор, пока погода позволяла, любуясь стоящими на рейде кораблями. Второй – маленький, где сушили белье и зимой немножко загорали.

Ольга долго описывала достоинства арендного жилья, что пришлось даже ее прервать:

– Два балкона – это замечательно, но хотелось бы знать, в какую сумму обошлась квартира.

турецкие сладости

– 1325 турецких лир в месяц, но с мая по сентябрь – гораздо дороже. Когда мы приехали, курс лиры к рублю был 1 к 10, то есть на наши деньги получалось 13 тысяч с небольшим и плюс коммунальные расходы – итого около 15-ти. В Тольятти за такие деньги можно найти квартиру гораздо меньшей площади, да и о море придется только мечтать. Сейчас цены на аренду в Турции повысились до 3-4 тысяч лир, однако курс упал почти в три раза. То есть получаются примерно те же 13-15 тысяч в пересчете на наши деньги.

– А на содержание своей квартиры турки сколько тратят? – спрашиваю у Ольги.

– Там это называется «айдат» – ежемесячная плата за услуги по обслуживанию дома, где вы проживаете или просто приобрели квартиру, а также прилегающей к нему территории. Сумма зависит от того, насколько большой комплекс. У нас, например, были бассейн (правда, воду только летом наполняют), спортплощадка, зона барбекю, а еще сад, в котором бананы росли, цитрусовые. Специальный работник, Рамазан, наводил порядок на территории. Один раз он апельсины положил в ящик и поставил в лифт, чтобы проживающие могли брать, кто сколько хочет.

– И сколько был этот айдат?

– 200 турецких лир. Сейчас курс турецкой валюты такой низкий, что получается примерно 700 рублей.

женщина в магазине

В гости с грязным противнем

Так получилось, что риэлтор Хакан, с которым заключали договор аренды недвижимости, оказался соседом Ольги и Дмитрия по лестничной клетке. Сам он из Аданы (тоже город-миллионник, но не на море), а летом живет в Мерсине, параллельно сдавая квартиру своего друга. Вспомнив про него, собеседница по-доброму улыбнулась:

– Видно, что они – люди без комплексов. На Новый год Хакан с семьей пришел к нам тарелки мыть и жирный противень, потому что у них какие-то проблемы с водой были. Дети их вообще носились по нашей квартире, как по своей…

Вообще, местные жители настолько приветливые и доброжелательные, что даже «нет» говорить не умеют. К примеру, обсуждаешь с каким-нибудь рабочим, чтобы он завтра пришел к тебе и штору сделал. По его ответу мы, русские, будем думать, что придет, а нас самом деле он даже не собирается. Выходит, вроде договорились, ждешь его весь день без толку… Получается, отзывчивость, граничащая с обманом.

То есть по каким-то его фразам и намекам мы должны понять, что он хочет сказать «нет», но не может. Иностранцам привыкнуть к этому непросто, как и к тому, что ни на русском, ни на английском языках в Мерсине почти не разговаривают.

Какие-то турецкие слова мы выучили, а в основном использовали переводчик и язык жестов. Еще они не умеют коротко изъясняться. Спросишь в маршрутке: «Доеду туда-то?», так водитель в ответ минут на пять растянет речь, из которой ничего не поймешь.

– На каком основании можно находиться в Турции на протяжении семи месяцев? – задал я очередной вопрос.

– Первые два – как туристы, а потом оформили вид на жительство. Правда, сейчас вступил в действие новый закон, ограничивающий выдачу этого документа в тех районах, где и без того много ябанжи – так называют иностранцев. Кроме того, сильно подорожал страховой полис, необходимый для получения вида на жительство.

кофе на улице в турции

Спасали теплые носки

– Температура зимой сильно менялась, – продолжила рассказ Ольга. – В начале декабря воздух прогревался до 20 с небольшим градусов, да и вода была еще комфортная. Потом началось постепенное похолодание, на море увеличилось волнение. В январе-феврале купались всего один раз – на Крещение. Организовали русских, большой компанией пришли к морю, правда, кроме нас с Димой и еще одной пары, в воду никто не полез. День был очень холодный (6-7 градусов) и дождливый, но вода – относительно теплая (плюс 19).

В Турции, как правило, нет в домах отопления, так что грелись мы зимой кондиционером, который висел в зале над диваном. Понятно, что постоянно его гонять не будешь (обычно к ночи выключали), так что обзавелись инфракрасным обогревателем, а еще прикупили теплые носки и пижамы. Кроме того, в магазине можно найти специальные, подогреваемые электричеством, простыни и одеяла.

Вообще, площадь квартиры большая, тепло расходилось и пропадало, так что комфортнее всего было на диване под кондиционером. Естественно, счета за электричество вскоре перестали радовать.

– Сколько набегало? – спрашиваю.

– Самый большой счет за электроэнергию – около 5 тысяч рублей или чуть меньше.

– Плиты какие там?

– Всякие. Газ развозят по домам. Цена одного баллона, которого нам хватало на два с половиной месяца, – около тысячи рублей. Также до квартиры доставляли питьевую воду в 20-литровых бутылках. Она, кстати, дешевле, чем у нас, – рублей 70-80.

Не мог не спросить и про празднование Нового года, который турки отмечают скромно, без ночных гуляний и фейерверков.

– Нарвали еловых веточек, украсили их самодельными игрушками, накрыли стол. Конечно, ощущения Нового года вообще не было, особенно когда вышли утром 1 января на улицу, а там больше 20 градусов.

Икру не едят – ждут русских

– В Турции почти все ходят на рынок со специальной сумкой на колесиках. Мы тоже такую купили – влезает туда много, да и везти удобно, ведь расстояние неблизкое было. Покупали свежую зелень: петрушку, руколу, укроп (его там специально для русских выращивают). А еще помидоры, огурцы, яйца, выпечку и оливки в двухкилограммовой банке. Вот этим и завтракали.

Неподалеку от дома был большой сад с лимонами, грейпфрутами, гранатами. Частный или государственный – я не поняла, но, когда местные набирали себе плоды (иногда целыми сумками), замечаний им никто не делал. Кроме того, на земле лимоны валялись в большом количестве – прямо как яблоки в наших садах.

– Не обманывают на рынке?

– Если ценника нет, то лучше стоимость товара заранее узнавать. А то скажешь: «Мне килограмм яблок», и тебе их продадут чуть дороже, чем планировал торговец.

турецкие специи

Если говорить об источнике доходов, то в основном жили на пенсию, хотя иногда получалось немного подрабатывать, помогая местным риэлторам. Рынок недвижимости очень активный – квартиры разлетаются, как горячие пирожки, правда, в основном их все-таки сейчас турки покупают, желающие иметь жилье (основное или запасное) на море. Некоторые вкладываются в строительство на этапе котлована, и когда дом готов, продают квартиру примерно на треть дороже той суммы, в которую она им обошлась.

– Примерные цены на недвижимость можешь озвучить?

– Да, буквально вчера смотрела. Можно за 3 миллиона рублей купить трехкомнатную квартиру с объединенной кухней на море в доме постройки 20-летней давности (по турецким меркам, он считается старым), хотя попадаются и более дешевые варианты. Рядом с портом и за полтора миллиона продаются, но там жить придется рядом с местным населением, а возможно, с мигрантами из арабских стран.

– В Тольятти сейчас приличную трешку за такие деньги не купишь, – сказал я грустно.

Ольга тем временем продолжила озвучивать турецкие цены, которые оказались гораздо ниже тольяттинских (умножаем на три с половиной):

– Проезд в общественном транспорте – 7 лир, булка хлеба – 4, пачка сливочного масла – 20, яблоки и апельсины – 4 лиры за килограмм. Любопытно, что достаточно дешево (600 рублей за килограмм) продают красную икру. Она в Турции не популярна, так что, когда привозят партию импортного лосося, потрошат и предлагают замороженную не соленую икру русским прямо в целлофановых пакетах.

Многие ездят в Турцию лечиться. Врачи там, может, и не такие суперпрофессионалы, как в Израиле, однако за счет высоких технологий получается, что какие-то проблемы можно решить дешевле и качественнее. Например, стоматология: лечение зуба – около тысячи рублей. А одному из наших соотечественников мост поставили и виниры (фарфоровые или керамические накладки, заменяющие внешний слой) на девять зубов за 40 тысяч на наши деньги.

В общем, солнце, море, горы, зелень вокруг, свежий воздух, низкие цены, и от этого всегда хорошее настроение.

В конце беседы Ольга подсчитала, что вместе с арендой квартиры, коммунальными платежами, айдатом, питанием (включая редкие посиделки в кафе) и прочими расходами выходит примерно 35-40 тысяч на двоих. Также сказала, что хотелось бы в этом году снова поехать в Турцию:

– В идеале – полгода там (с осени по весну) и столько же здесь. Хотя ситуация с авиабилетами сейчас непредсказуемая…

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 24 (1304) 19.06.20