ООО «Автодоринжиниринг», похоже, устало бороться с осадками и решило ждать, когда снег растает сам.
Несмотря на то, что февраль в народе называют месяцем встречи зимы с весною, стужа ещё не сдаётся. А снег – он, похоже, достал всех. И автовладельцев, и пешеходов.
Ты чей, «частник»?
Более всего достал он тех, чья работа – борьба с ним. Вот и наш дворник клянёт снежные запасы, на которые особо щедра в этом году зима. Клянёт уже практически без узбекского акцента. Ругает, но чистит. Потому как знает: от начальства огребёт, если не уберёт. Да и денег недосчитается. Ни для кого не секрет, что многие уборщики территории и подъездов работают в управляющих компаниях города полулегально.
А вот что касается содержания городских территорий – это отдельная песня. Невесёлая. Потому как преодолевать городские расстояния зимой в Тольятти не просто – ни пешком, ни на авто. А если ты житель частного сектора, то и совсем печально. Зимой дороги «частника» – это лишь направления. Причем в одну сторону. В две – машины не разъедутся. А тротуары? Да вы что? Кто же вам будет чистить дорожки вдоль вашей частной собственности?! Сами взяли лопату в руки и направо-налево раскидали! Ну и что, что территория за вашим забором относится к городской. Так всегда было. Все 66 лет. Сами чистим, сами мусор с улиц убираем, говорят жители частного сектора. А ведь территория «частника» в Тольятти немаленькая – это и микрорайоны Комсомольского района – Фёдоровка, Новоматюшино, Жигулёвское Море, Поволжский. Много частных домов и в Центральном районе. Неужели уборка территории частного сектора города не закладывается в бюджет? Тогда почему не убирают? Экономят?
Вот, к примеру, тротуары, которые вымостили плиткой, вдоль улицы Ларина. Помните, сколько шуму было из-за них? Некоторые жители домов частного сектора буквально грудью защищали обустроенные ими цветники, но власть сказала: не моги, это не твоё! Это земля города! И здесь будут тротуары ради вашей же безопасности. Но зимой эти тротуары расчищают только сами жители, заботясь о своей безопасности и удобстве, тем более что эти хлопоты не в приоритете у муниципальной власти.
24 часа на уборку
О том, как местная власть демонстрирует отсутствие заботы о безопасности жителей своего города, можно рассуждать долго. Например, это прекрасно видно по содержанию пешеходных переходов на перекрёстках дорог. Так, переходы на перекрестке улиц Ленина и Горького не чистятся от одного снегопада до другого, несмотря на то что между ними разница в неделю (от 7 февраля до 14-го).
Хотя при администрациях районов есть специально обученные сотрудники для мониторинга территорий. Хотя управляющим микрорайонов, о нужности-ненужности которых столько споров, мониторинг тоже вменён в обязанности. Но в последнее время повсеместно по стране устойчив следующий тренд – власть, мол, таким образом приучает к активности граждан, вот и вынуждены те тыкать её носом: вот здесь остались недоделки, а вот тут нужно было и вовсе всё сделать наоборот. Граждане-то, как правило, оказываются способными и быстро мотают на ус, обрывая телефоны в администрации.
Но перейдём от лирики к техническому заданию, что приложено к муниципальному контракту ООО «Автодоринжиринг», согласно которому эта компания убирает магистрали нашего города, в том числе дороги частного сектора, два года подряд. Итак, в нём говорится, что на расчистку тротуаров и подходов к ним отведено 24 часа при снегопаде не более 40 мм. То же самое и для остановок общественного транспорта.
Дороги I, II и III категории также должны быть окончательно расчищены на всю ширину не позднее суток после окончания снегопада, а обеспечение свободного проезда всех видов транспорта после снегопада не более 40 мм не превышает 4-5 часов. Обеспечение свободного проезда транспорта на дорогах IV и V категории (кстати, к V категории относят неасфальтированные дороги частного сектора) после снегопада не превышает 8 часов. А вот про окончательную расчистку их в техзадании не говорится ни слова. Но однако ж расчищены должны быть. И это очевидно. Но жители частного сектора, обратившиеся в нашу редакцию, утверждают, что чистятся только те дороги, что покрыты асфальтом, а отсыпанные асфальтогранулятом чистят сами жители.
Про вывоз снега
Согласно всё тому же техзаданию, вывоз снега в Тольятти предусмотрен всего с трёх дорог – Автозаводского шоссе, улиц Матросова и Юбилейной. Но при этом снежные валы, заграждающие видимость пешеходам и автомобилистам на переходах и перекрёстках, не должны превышать 50 см.
Как же быть? Куда везти снег? Площадки-то есть. Вот только снега в этом году столько, что уместить его на этих площадках получается с трудом. Потому валы давно уже превысили полуметровый уровень, но работники ООО «Автодоринжиринг» их всё равно не разгребают. Как говорят в администрации города, бюджетные средства на комплексное содержание дорог выделяются в объеме 17% от нормативной потребности. И эта сумма не пересматривается много лет. Да и ограждения вдоль дорог уменьшают возможность сдвигания снега с проезжей части. В общем, осадков выпало в эту зиму значительно больше нормы. Высота снежного покрова в среднем составила 64 см. И это данные от 23 января. Глядишь, и абсолютный рекорд 1976 года зима-2019 побьёт, не испугается. Тогда максимальная высота снежного покрова была зафиксирована на отметке 88 см.
Словом, в компании, отвечающей за зимнее содержание дорог, озаботились: раз снега больше, то и денег на его уборку тоже должно быть больше. Мол, 450 млн рублей нужны дополнительно на вывоз снега. Однако вопрос дофинансирования решён в думе не был. Глава департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов пояснил, что теоретически увеличить сумму муниципального контракта возможно на 10%. При соблюдении двух условий: 1) если увеличить фактические объемы, 2) если найти финансовые ресурсы. Но в муниципальном контракте с ООО «Автодоринжиниринг» прописано содержание 6,2 млн квадратных метров дорог Тольятти. И пока новые дороги в городе не построены. Ну а про лишние деньги в бюджете Тольятти, которые можно было бы отдать подрядчику, – это вообще как сказка про белого бычка.
Правда, депутаты согласились, что на следующий год нормативные цифры можно и нужно будет пересмотреть.
Комментарий
Юрий Сачков, первый заместитель председателя думы г.о. Тольятти (фракция КПРФ):
– Прежде чем пересматривать нормативы, нужно скрупулёзно рассчитать все составляющие затрат. Сколько расходуется горючего при расчистке дорог, сколько требуется на амортизацию техники, в каком количестве и почём закупаются расходные материалы, каков зарплатный фонд рабочих и каков он для руководителей. Будучи бизнесменом, знаю, что когда работа оплачивается из бюджета, то расходы считаются по какой-то особой системе, по которой, например, обрезка одного дерева у МБУ «Зеленстрой» стоит 80 тысяч, а частник эту же работу выполняет за 20. Но завышенные расходы вовсе не означают, что тот, кто выполняет основную работу, получает больше денег.
Вот потому и повторюсь, к пересмотру нормативов нужен очень взвешенный и я бы даже сказал, педантичный подход.
Ольга Баркалова, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 6 (501), 20 февраля 2019 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07