Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург: Нельзя воспитывать детей только сладенькими печенюшками

    дети в школе

    Благодаря просветительскому проекту ТОАЗа «Химия слова» к нам в город приехал тот самый основатель известной школы Ямбурга.

    Родители даже разменивают квартиры, чтобы переселиться ближе к легендарной школе № 109 и отправить ребенка учиться именно туда.

    Потрясающая метафора

    В ДК «Тольяттиазот» с лекцией «Чему и как нужно учить наших детей?» выступил заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик Евгений Ямбург. Педагог с 50-летнем стажем, он открывает школы для детей с отклонениями в разных регионах России. А еще разрабатывает новые программы обучения, читает публичные лекции по педагогике, ставит спектакли с участием разных детей на неоднозначные и сложные темы.

    Он же – автор проекта «Заботливая школа». По всей стране от Хабаровска до Калининграда Евгений Александрович с коллегами открывает госпитальные школы для смертельно больных детей, в основном с онкологией, без почек. Но именно такие ребята более всего рвутся к знаниям. Они, кстати, успешно сдают ЕГЭ.

    А знаете, почему так рвутся к знаниям? Потому что, изучая предметы, читая без конца книги, они просто отвлекаются от своей боли. Вы представляете, что такое химиотерапия для ребенка? Это адская боль, когда ломят кости, крошатся зубы, выпадают волосы.

    – Пока я здесь, с вами, в эту самую минуту мои коллеги открывают в Челябинске такую школу. Вместе с ней (их по стране уже 44) к концу года у нас план дойти до пятидесяти, –под аплодисменты тольяттинцев поделился доброй новостью профессор. – Эти ребята сдают экзамены блестяще, есть медалисты. Для выпускников госпитальных школ – дело принципа. Если обычные выпускники, а особенно их родители, частенько скулят по поводу стресса ЕГЭ, который наносит вред психике подростков, то длительно болеющие дети хотят сдавать экзамен! Они желают быть на равных со своими здоровыми сверстниками и имеют на это право.

    Рассказал Евгений Александрович, почему решил приехать с лекцией на проект «Химия слова»:

    – Химия слова – совершенно потрясающая метафора, прекрасная игра слов. Сам я давно окончил химическую школу, но при этом ненавидел химию. Представляете, 10 часов в неделю этого предмета? Но поступил в школу из-за историка, а потом пришел к выводу, что знания лишними не бывают.

    Знаете, почему? Есть гениальный филолог, специалист по Булгакову Мариэтта Чудакова. И вот мы как-то с ней вели передачу на телевидении, она рассказала такую историю. Кстати, школу Мариэтта окончила с золотой медалью.

    Будучи уже взрослой, она с дочерью приехала в Париж. Там дочка отравилась, «скорая» не едет, и что она сделала? Нужна марганцовка. Ну не скажешь же в аптеке, хоть и владеешь французским: ля-марганцовка, пожалуйста. Так Мариэтта написала формулу, ей немедленно выдали порошок, и она спасла дочь. Вот вам и сила знаний.

    Так как воспитывать?

    В школе к директору Ямбургу подошла одиннадцатиклассница, задав совершенно убойный вопрос: Анна Каренина была наркоманкой? Евгений Александрович вздрогнул, пришлось на старости лет перечитывать роман. Получается, женщина под воздействием наркотика бросилась под поезд? Меняется концепция целого романа? Но, пообщавшись с химиками, он отверг теорию внимательной ученицы.

    – Я к чему это говорю? Всё меняется. Дети читают другими глазами. У моего друга, академика и филолога, сгорели деньги в банке, хорошо, сумма небольшая – миллион рублей. Он стоит в очереди, и девушка-менеджер спрашивает его: вы физик? Он отвечает: скорее лирик. Она ему: вы что, издеваетесь?

    Что у него в голове? Стихотворение Слуцкого: что-то физики в почете, что-то лирики в загоне. А как оказалось в банке? Физик – это физическое лицо, а юрик – юридическое, соответственно. Они говорят на разных языках. И 22-летняя девочка не обязана знать это стихотворение…

    Еще пример – «мальчик склеил в клубе модель». Если в советское время эта фраза описывала, как ребенок на занятии развивающего кружка с помощью клея собирает модель корабля, то в наше время она может значить, что тот же подросший мальчик в увеселительном заведении познакомился с девушкой, работающей моделью.

    Другой язык. Бояться этого не стоит, надо понимать, что дети очень сильно изменились. У родителей, дедушек, бабушек – паника. А раньше было правильнее, лучше: и вода была мокрее, и деревья – большими.

    При всем этом Евгений Ямбург в корне отвергает мифы о современном поколении. Неважно, учителя это, дети или родители. В любое время есть культурные и хорошо воспитанные люди. Однажды в школу № 109 пришел устраиваться молодой айтишник, который владел цифровыми компетенциями. Он учебному заведению очень нужен: открывается дисциплина по подготовке юных программистов.

    – Вскользь спрашиваю: как вы относитесь к Антону Павловичу Чехову? И получаю поразительно честный ответ: слышал о нем много хорошего. Этому учителю было 23 года. И что самое важное – я все равно взял его на работу, подарив «Каштанку», – вспоминает директор. – Парень отнесся с юмором, а значит – прошел проверку на адекватность. То есть не безнадежен – он обязательно будет у нас в школе читать. А когда станет классным руководителем, начнет еще и участвовать в наших театральных фестивалях. И помимо роботов, гаджетов сам будет делать постановки. У нас все классные руководители – еще и немного режиссеры…

    Вообще, склонность идеализировать прошлое – такая беда! И от этой паники мы хотим детей форматировать по-своему подобию. Раньше как говорили: женщина любит ушами, а мужчина – глазами. Сейчас всё изменилось, у нас с вами клиповое поколение. Поэтому нужны ролики, анимация, тик-ток.

    Чем раньше мы начнем процесс, если уместно так сказать, формирования ребенка, а технологии это позволяют, тем быстрее подготовим его к жизни и тому, что он не будет ничего бояться.

    Пироги бабушки

    По словам учителя, он начинает развитие и обучение малышей очень рано, уже с детского сада. Маленькие детки занимаются исследовательской деятельностью: работают с 3D-ручками, ведут медицинские эксперименты. Они надевают халатики и на кукле начинают вырезать аппендицит, оперировать трахею.

    И – важный момент. Если у девочки при операции аппендицита на кукле возникает обморок, становится плохо – тогда не стоит ей идти во врачи, пусть идет в филологи. Вот вам уже профориентация.

    Есть такая процедура – день рождения ребенка. Скажите, как он празднуется в детском садике? Мама приносит в группу конфеты, соки. Ребятишки всё моментально уминают, радуются, у них складывается ощущение, что день рождения – это поесть и попить.

    Напитки только меняются с возрастом. Но тогда, чтобы это было по-другому, в образовательном центре Ямбурга им дают задание подготовить проект, который называется «Пироги моей бабушки».

    Дома дети с родителями должны приготовить какое-то блюдо к столу. Если бабушка – мусульманка, то это чак-чак, если сибирячка – пельмени. А в микрорайоне, где находится этот центр, 22 национальности. Так что оригинальных блюд хватает.

    Но главное что? Всё это развивает мелкую моторику, а еще – дети с удовольствием готовят с папами и мамами. Хотя проект еще не завершен. Далее – необходимо снять видеоролик рецепта. Рассказчиком обычно выступает воспитанник детсада, который поясняет в коротком ролике зрителям, что рецепт этих пирогов достался ему еще от бабушки по наследству…

    Дети честолюбивы. У него три зубика, еще картавит, но они с мамой по 5-6 раз перезаписывают, чтобы вышло красиво. Здесь у ребенка развивается монологическая речь.

    Теперь этот видеоролик приносят в группу, показывают остальным. Им завидно, они тоже такое хотят, возникает мотивация.

    – Обратите внимание, здесь работает вся семья, и не так это сложно, да? – спрашивает академик. – И порой восстанавливаются отношения между родителями, которым всегда некогда, некогда. Но ребенок чей вообще-то? Ваш!

    А дальше начинают снимать мультфильмы. 4-летний мальчишка лепит персонажей для мультика, папа снимает, мама накладывает звук. Командная работа.

    И тут вот что важно. Какая главная компетенция учителя? Учиться самому. И я когда-то учился снимать мультфильмы.

    А что же в школе?

    Ямбург уверен, что учителя в принципе не имеют права ругать школьников за внешний вид, будь то пирсинг или разноцветные волосы.

    – Это индивидуальное пространство ребенка. Мне смешно, когда учителя гоняют ребенка за крашеные волосы, ведь важно, что у школьника в голове, а не на голове. На голом месте ищем конфликты. Но по сути своей мы тоталитарны.

    Да, манипулируют детьми все: радио, телевидение, интернет, политические деятели, молодежные субкультуры. И действительно, в современном мире ребенок попал в тяжелый оборот.

    Учительница заклеила рот первоклассницы скотчем. И это проблема, психологическая травма – учительницу отдают под суд. Ее, скорее всего, не посадят, будет условный срок. Но она потеряет профессию.

    Начинаю разбираться. Выясняется, что у ребенка СДВГ – синдром дефицита внимания. Интеллект – в норме, но, если говорить по-простому, у ребенка шило в одном месте. Он уже в детском саду игрушку больше минуты не держит. И вот этот ребенок приходит в школу. Говорить ему: будь внимательней – всё равно, что слепому: присмотрись. Он мешает всем остальным, но учительница не может вывести его в коридор. И она заклеивает ему рот. У меня вопрос: а кто учил эту «училку» работать с таким диагнозом – СДВГ? Никто не учил.

    У нас в стране здоровых детей – только 13 процентов, все остальные имеют особенности. Раковых больных по 5 тысяч в год прибавляется. Но на первом месте не онкология, а психоневрологические заболевания. Сегодня, условно, один ученик в классе – с имплантом в голове, другой – на коляске, третий – с задержкой в развитии.

    Контингент учеников изменился. Сейчас больше одуренных, чем одаренных. Но кто учил учителей работать с подобными диагнозами? Это проблема нацбезопасности. Почему никто не говорит об этом? Я автор методик, работ с проблемными детьми, которые никто не читал, но все их ругают. Можно без них, но тогда – хлебайте!

    Расслышать друг друга

    Понимаете, я везде пишу и говорю, в том числе в новой книге, что педагогика – «девушка полигамная», потому как она входит в очень близкие отношения с психологией, культурологией, медициной, физиологией. Это в науке называется междисциплинарным, или интердисциплинарным, подходом. И современный учитель должен быть и готов, и способен к овладению междисциплинарными компетенциями.

    Для чего? Приведу пример из реальной школьной ситуации. Надвигается 23 Февраля. В школе праздник, в одном из классов девочки поздравляют мальчиков. И в этот момент один из мальчишек, кавказец, встает и говорит:

    – Я ненавижу праздник, потому что именно в этот день мой народ начали уничтожать!

    Хлопает дверью и уходит из класса.

    Ваши действия, господин учитель? Причем не обязательно вы историк по образованию, можете быть учителем физики, математики, но вы – классный руководитель и обязаны как-то реагировать. Согласитесь, что ситуация непростая.

    И подобных примеров могу привести множество. Тут ведь еще в чем проблема? У нас сложное общество, в котором сегодня нет консенсуса по разным позициям, а есть раздрай, напряжение, нагнетание взаимного неприятия. Поэтому ко всему этому «компоту», который сполна достается и школе, она должна быть готова.

    – Как воспитывать детей? Они сегодня гиперактивны. Лекции и семинары почти не работают, дети не будут сидеть и внимать нашим речам. Нужно искать методы, способы и приемы. Педагогику можно применять к различным инструментам, например, к театру. Наш век – тяжелое время, дальше понадобятся люди внутренне свободные, при этом ответственные.

    Если вы спросите меня о стратегии воспитания – это координированный рост свободы и ответственности. А как снижать агрессию? – продолжает профессор. – В наше время, если можем, а мы очень многое можем, должны заниматься профилактикой агрессии, ксенофобии. Дальше надо учить договариваться, искать компромиссы. Как писал Булат Окуджава: святая наука – расслышать друг друга…

    И напоследок – еще одна глубокая мысль заслуженного учителя России Евгения Ямбурга:

    – Потому что, смотрите, все-таки все хотят хорошего и через красивое, веселое говорят: бери от жизни всё, живи в свое удовольствие. А очищение через страдание, через катарсис – это тоже мощнейшая вещь.

    Вот у меня в одном из филиалов онкологического центра шла игра: здоровые школьники и вот эти дети с капельницами вместе работали, веселые, интересные вещи делали. Понимаете, нельзя около юбки держать. Когда-то Корчак написал страшную вещь: ребенок имеет право на несчастье, ребенок имеет право на страдание. Речь идет о том, что нельзя воспитывать только сладенькими печенюшками…

    P.S. Следующая лекция образовательного проекта «Химия слова» состоится в пятницу, 16 апреля, в 19:00. Ученый, доктор филологических наук, лингвист Кирилл Бабаев расскажет о том, какие причудливые формы принимает магия в нашем столетии. Его лекция – «Колдуны и ведьмы 21 века: как древняя магия адаптируется под современные технологии».

    Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»

    заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик