Занятный диалог состоялся у меня в конце апреля, когда я вернулась из длинной творческой поездки.
«Не тяжело тебе здесь после Италии-то?» – спросил меня кто-то из друзей. «Нет, – ответила я, – тут спокойно – взгляд ни за что не цепляется». Никого не хочу обидеть и поясню: в Италии можно снимать практически все – балкончик, остановку, какой-нибудь штырь, торчащий из стены, – красиво и по-дизайнерски.
Не везде, конечно. Вот в Риме я жила недалеко от улицы Пальмиро Тольятти, и была она очень похожа на наш город, но с небольшими отличиями. Дома такие же типовые и неоригинальные, как в Автограде, но спальные районы выглядят аккуратными и ухоженными. Встречались мрачные здания с обшарпанными фасадами и разбитые тротуары. Но проезжая часть была как везде в Риме.
А у нас все удобно – магазины у дома, красивая природа и душевные люди. Но стоит сесть в общественный транспорт, и ты вспоминаешь, каково это ездить по нашим дорогам. После Европы это особенно обидно. Не только из-за колдобин, но и потому что в маршрутках, например, часто водители резко набирают скорость и тормозят на каждом отрезке – это выматывает не хуже разбитых дорог.
Череда первых летних праздников не добавляет оптимизма. Сколько бы мы ни писали про одни и те же проблемы – они не уходят. Кажется, год назад моя коллега Наталья Харитонова писала, что после десяти вечера трудно добраться на общественном транспорте (куда входят и маршрутки тоже) даже в пределах района. И это затрудняет культурную жизнь города, в частности, посещение театрального фестиваля. Этот фестиваль скоро снова стартует, но с транспортом ничего не изменилось. На праздники нам делают одолжение: сразу после салюта можно добраться домой – автобусы и троллейбусы выводятся на линию дополнительно. В другие дни не положено! А ведь речь идет о времени с 22.00 до 23.00. Да еще дети гуляют! На базе «Буревестника» бесплатно работает летний кинотеатр, но ведь потом в другой район только на такси…
Скажете: писали уже про это много раз, что толку? Но ведь дело не только в транспорте, у нас и парки выглядят сиротливо, деревья рубят, траву бреют, но не поливают (дорого!), и стоит она постриженная и сухая на радость горожанам. Такая же картина и во дворах. Газоны хороши в местах, где их видят гости города, и во дворах, где за растениями ухаживают сами горожане.
Всегда возникает вопрос: как у нас так все благоустраивается без конца, а жить неудобно? В городе много стремлений и достижений, а выглядит он местами как после бомбежки, и фонари не горят… Знаю, что в небольших городах нашей страны, как правило, все еще грустнее, но почему-то этот факт не утешает. Масла в огонь подливают рассуждения о том, что город «умирает и ловить тут нечего», звучащие на все лады в Тольятти, но особенно за его пределами.
Напоследок поделюсь анекдотом: «У русского спрашивают: «Это правда, что у вас медведи прямо по дорогам ходят?» – «Вранье, – отвечает русский, – нет у нас никаких дорог!» У нас ведь не все так плохо, не правда ли?
Елена Кочева, корреспондент газеты «Площадь Свободы»