Зачем я два раза писала тотальный диктант?

жители пишут диктант в аудитории ТГУ

В этом году в связи с пандемией COVID-19 тотальный диктант впервые с апреля перенесли на октябрь. Наконец-то опять я оказалась в интернетном мире грамотности, доброжелательности и позитива.

Диктанты пишу давно, еще со школы, а с тотальными познакомилась на площадке ТГУ, потом перешла на домашний компьютер. Очень удобно из-за экономии времени. В этом году коронавирус многих любителей русского языка заставил писать онлайн-диктанты.

Наряду с журналистами, актерами, филологами, по роду занятий работаю со словом, правда, на дошкольном уровне, потому что я – учитель-логопед. Речевая группа в детском саду – это постановка и автоматизация звуков, развитие связной речи, обучение грамоте, лексика и грамматика. Попробуйте освоить всё это с пятилетними почемучками.

Открою секрет: у детей существует огромное желание познавать окружающий мир. Важно умело и постоянно поддерживать интерес к знаниям. Малыши любят играть, танцевать, бегать, петь – можно еще долго перечислять. Но больше всего им нравятся сказки, стихи, загадки и скороговорки. Уже в детском саду ребята открывают окно в мир русской литературы, знакомятся с эпитетами, антонимами, синонимами, узнают о многозначности слов. Очень любят мальчишки слушать рассказы о Вселенной, затаив дыхание рассматривать фотографии космических кораблей, планет и космонавтов.

Именно космосу, а точнее – основателю теории ракетостроения Константину Циолковскому был посвящен диктант 2020 года. Тема: Per asperа. В переводе с латинского означает – через тернии. Полная фраза звучит так: Per aspera ad astra. Через тернии к звездам.

– У нас получилась магия чисел. 17-й по счету тотальный диктант проходит 17-го октября, а его длительность составляет 17 часов, – улыбались с монитора ведущие-организаторы.

Нет, нет, не пугайтесь! Это онлайн-марафон длился 17 часов и включал лекции о русском языке известных филологов, встречи с писателями, космонавтами и прямые трансляции из разных городов России, где школьники и студенты скандировали:

– Грамотными быть модно!

Удобно, что послушать лекции можно и после марафона. Мне, например, захотелось узнать о коварных словах.

Еще одно новшество: вместо привычных трех частей стало четыре. Первую часть диктанта писали жители Владивостока в 8:00 по московскому времени, вторую – жители Новосибирска и Нукуса в 11:00, третью – петербуржцы в 14:00, а москвичи завершили всеобщий марафон в 23:00. Это и понятно – Москва вообще не спит! В Тольятти очные почитатели русской словесности проверяли свою грамотность днем на разных площадках.

Другое нововведение.

– Проверять написанное впервые будут машины, – сказал ведущий Владимир Пахомов. – Программисты и лингвисты совместно создали и протестировали специальную программу проверки.

Я написала две последние части космического диктанта. Регистрация на сайте, электронное подтверждение – всё, чего немного опасалась, прошло легко. А когда успокоилась, возникли маленькие технические неувязки. За 10 минут до начала, следуя инструкции, включила видео прямой трансляции. Начались приветствия участников, пояснения и… обращения к жителям Владивостока. Поняла, что это полная версия, а мне нужен текущий момент. После нескольких попыток нашла и начала писать, но уже с третьего предложения.

Во втором случае окно видеотрансляции сразу оказалось черным и никак не реагировало. Что делать? Зашла на главную страницу: там телефон для справок и электронный адрес. Быстро написала о своей проблеме, и (о, счастье!) тут же пришел ответ – другая ссылка, где Яна Чурикова читала… третье предложение. Магия чисел продолжалась!

Праздник русского языка должен быть в первую очередь веселым, поэтому риторика акции остается шутливой, несмотря на всю серьезность подхода к проверке работ и любви к родному языку ее участников и организаторов. Люди, диктующие для аудитории текст тотального диктанта, в продолжение этой риторики называются диктаторами.

Диктатором третьей части (Москва) диктанта был сам автор, наш современник, писатель Андрей Геласимов. Удивило звучание его фамилии. Сам писатель в одном интервью сказал, что это древняя староверческая фамилия, и он всегда хохочет, когда произносят Герасимов.

У меня другая версия, логопедическая. Звуки [л-р] – сонорные, то есть образованы с участием голоса, а не шума. Дети после появления в речи вибранта [р] часто вставляют его в слова вместо звука [л]. У них происходит путаница или временная гиперкоррекция. Кстати, в древности в названии Амстердам долгое время тоже происходила путаница звуков, которая была даже зафиксирована на географических картах.

Еще у диктатора была легкая картавость, которая не резала мой слух, привычный к различным искажениям. Андрей Геласимов сообщил:

– Я написал не очень сложный текст.

Согласна, было много простых распространенных предложений и… сложных. Как вам такие? «По его мнению, все усилия общего разума – научные, эстетические, философские – с древних времен направлялись к тому, чтобы одолеть последнего врага человечества. И когда смерть, наконец, будет побеждена, единственной проблемой останется расселение воскрешенных: места на Земле для всех не достанет, и потому лучшие умы должны ломать голову над тем, как поскорее добраться до других планет».

Зато диктовка писателя была идеальной: с интонационными и смысловыми паузами, пояснениями.

Сам процесс написания диктанта онлайн понравился. Я быстро набирала текст в специальном окне, параллельно слушая и наблюдая диктатора. Был соблазн заглянуть в подсказки, благо время и возможности позволяли. Но сознательно не стала этого делать: ведь здесь добровольная проверка знаний. Следуя инструкции, скопировала и сохранила свой диктант на рабочем столе, чтобы потом самой проверить.

И неожиданно для себя решила написать четвертую, позднюю часть (Калуга), поскольку это был субботний вечер, точнее ночь. Известная телеведущая Яна Чурикова во время диктовки успевала шутить, улыбаться и правильно расставлять смысловые акценты. На мой взгляд, она слишком утрированно проговаривала предлоги, отделяя их мини-паузами от слов. Так я диктую короткие предложения своим подготовишкам. Возможно, кому-то из пишущих это поможет. Вместе с нами текст писали сами организаторы тотального диктанта.

Потом был экспресс-разбор орфографических и пунктуационных трудностей. Лингвист со стажем разложила по полочкам всего два предложения. Первое у меня оказалось написано верно. Вот оно: «Идея полета заворожила Циолковского так прочно и так навсегда, что даже величайшие потрясения: мировая война, две революции, падение империи, война гражданская, голод, всеобщая разруха – ни в силах оказались отвлечь его от скрупулезного труда». Последнее предложение с прямой речью оформила с помощью тире, вот так:

– Гагарин? – переспросил старика гость. – Хорошая фамилия! Я запомню.

А нужно было – с помощью кавычек. В прошлые годы, если существовало два варианта использования знаков препинания, засчитывался любой правильный. Посмотрим, что скажет проверяющая машина на это раз. Думаю, она справится.

Кстати, результаты обещают разместить в личном кабинете через несколько дней, а чуть позже в прямом эфире пройдет полный разбор всего текста. Поэтому те, кто написал, но не отправил (существовал и такой вариант), могут спокойно провести работу над ошибками.

Итак, подведу итоги. Из минусов только небольшие технические проблемы, которые организаторы быстро решали. А плюсов гораздо больше. Благодаря участию во всероссийском образовательном проекте, я узнала много познавательного (фрагментарно просматривала лекции в онлайн-марафоне), открыла для себя нового современного писателя – Андрея Геласимова – также как в свое время Дину Рубину, Евгения Водолазкина и Гузель Яхину. Есть что почитать длинными зимними вечерами. Про хорошее настроение и душевное равновесие можно и не говорить…

Наталья Жукова, учитель-логопед
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 42 (1322) 23.10.20